Рубрика «ruvds_статьи_выходного_дня» - 11

Нейросеть DALL-E 2 создала собственный язык: правда, не совсем, и совсем не? - 1


1 июня 2022 года вышла статья Янниса Дараса и Александроса Димакиса из Техасского университета в Остине, названная «Открытие скрытого словарного запаса DALLE-2» (Discovering the Hidden Vocabulary of DALLE-2). Она произвела небольшой фурор в сети, заполнившейся заголовками «нейросеть создала свой язык!» — но, увы, не вполне заслуженно.

Для начала — пару слов о том, что из себя представляют генераторы изображений серии DALL-E вообще, и DALLE-2 в частности. Точнее, DALL·E 2 (через точку и пробел). Так называется выпущенная в начале апреля в ограниченный доступ — нейросеть, позволяющая генерировать изображения по запросам на английском языке. Как и первую DALL·E, её создала американская компания OpenAI, связанная с Илоном Маском и занимающаяся разработками в сфере нейросетей и самообучающегося искусственного интеллекта. Читать полностью »

Internet Aestetics: пост-субкультуры поколения «зумеров» - 1

Почти все обитатели соцсетей периодически видят в лентах публикации в формате Aestetics. Чаще всего это галерея-коллаж из нескольких изображений, объединённых общей темой и/или цветовой гаммой. А также подчёркнутым эстетизмом изображений — даже если изображения имеют темой мрачные и даже криповые вещи.

Этот формат появился ещё в начале 2010-х годов. Уже к середине десятилетия он обрёл устойчивую популярность, но долгое время оставался нишевым — и не слишком осмыслялся как явление культуры.

Всё изменилось в 2020 году. Теперь хештег #aesthetics вездесущ в Pinterest, TikTok и Instagram, а списки сформировавшихся и описанных интернет-эстетик насчитывают сотни наименований. Об aesthetics как пост-субкультурах поколения «зумеров» пишут культурологи и социальные антропологи, а крупные модные журналы отслеживают актуальные эстетики сезона. Читать полностью »

Как и почему в Калифорнии появилась Кремниевая долина? - 1


Кремниевая, она же (ошибочно, но часто) Силиконовая долина — сердце современной IT-индустрии. Именно здесь, к югу от Сан-Франциско, на юго-западных берегах одноимённого залива у отрогов хребта Санта-Крус, находятся штаб-квартиры, офисы, лаборатории и центры разработок множества важнейших мировых компаний в сфере информационных технологий: Intel, Apple, Google, Tesla, десятки их.

Здесь бурлит передовая IT-мысль и создаются технологии переднего края, здесь крутятся колоссальные деньги, а авралы бесконечны, как всемирная сеть. Рай и ад для айтишников, мечта многих из них. Ещё с 1970-х годов за этой областью закрепилось название Silicon Valley, так она именуется и по сей день. Почему именно в этих местах, где ещё в начале ХХ столетия цвели бесконечные яблоневые сады, возник и остаётся по сей день центр глобальной IT?Читать полностью »

Ядерная зима и её компьютерное моделирование в 80-х - 1


Уже к началу 1960-х годов накопление ядерного оружия и средств его доставки достигло таких масштабов, что в 1962 году Дональд Бреннан из Hudson Institute предложил концепцию MAD: Mutual assured destruction, гарантированного взаимного уничтожения сверхдержав в случае полномасштабного обмена ядерными ударами. Становилось очевидным, что выиграть атомную войну невозможно: каждая из сторон Холодной войны была в состоянии лишь начать её первой — чтобы погибнуть немногими минутами позже под массированным ответно-встречным ракетно-ядерным ударом.

Но что будет потом, когда затихнут пожары на радиоактивных руинах? На сей счёт мнения разнились. Кто-то, особенно военные, считали возможным продолжать боевые действия тем, что останется от армий и флотов до победного конца. Кто-то подозревал, что после полномасштабного ядерного Армагеддона всем выжившим очень быстро станет не до таких мелочей, как мировая война. Читать полностью »

Смайлики: как тексты в интернете обрели эмоции - 1

Современное интернет-общение почти немыслимо без смайликов: как традиционных, набираемых на клавиатуре, так и многообразных графических. В последние годы к ним добавились ещё и стикеры для мессенджеров и комментариев — но началось всё с очень простой последовательности: двоеточие, дефис и закрывающая скобка, отображающие улыбающееся лицо с глазами и носом. Впрочем, добавлять нос — давно уже признак олдфага и немного сноба.
Читать полностью »

Культовые игры Dendy: три легенды девяностых - 1


Для подавляющего большинства рождённых в конце 70-х и начале 80-х эра компьютерных игр началась в 90-е годы с приставок Dendy. Такое имя получил созданный по инициативе компании Steepler и идее Виктора Савюка не совсем легальный и официальный клон приставки третьего поколения Nintendo NES / Famicom, предназначенный для рынка России и других стран постсоветского пространства.Читать полностью »

Всемирный день пароля: как цифровая информация обзавелась защитой? - 1


Каждый первый четверг мая в IT-мире отмечается World Password Day: всемирный день паролей. Его предложил ввести в 2005 году Марк Бернетт как напоминание о важности паролей — и выразил пожелание, чтобы хотя бы в этот день пользователи вспоминали о необходимости их периодически обновлять. По предложению Intel Security, с 2013 года он получил своё место в календаре: в 2022 году он пришёлся на четверг 5-го мая. Читать полностью »

Mesh: 29 лет с появления первого общедоступного браузера - 1


30 апреля 1993 года интернет-браузер под названием WorldWideWeb стал общедоступным, а его код — открытым. Его «отцом» стал знаменитый британский программист и разработчик Тимоти Бёрнерс-Ли: создатель идеи всемирной сети.

За четыре года до того, в марте 1989 года, Тим Бёрнерс-Ли представил руководству CERN, расположенной в Швейцарии Европейской организации ядерных исследований, доклад о необходимости создания распределённой гипертекстовой системы для улучшения работы организации.

К тому времени компьютерные сети вообще, и прямые предки нашего Интернета в частности (ARPANet и NSFNet) в частности, существовали уже два десятка лет — но функционировали они совершенно не так, как привычно нам в XXI веке. Если изрядно упрощать, то Интернет в эпоху своей предыстории функционировал в основном как канал для пересылки сообщений электронной почты. В нём не было ни страниц, доступных с любого подключённого к сети компьютеру, ни их адресов, ни инструмента для их просмотра. Читать полностью »

SimEarth: симулятор планеты, так и не ставший жанром - 1


В далёком уже 1990 году, по следам триумфального SimCity, Уилл Райт выпустил для Macintosh новую игру от Maxis. Она называлась SimEarth: the living planet, и представляла собой смелый эксперимент. Отец жанра градостроительных симуляторов предложил ещё один новый жанр: симулятор целой планеты. Читать полностью »

«Несостоявшиеся ВК»: национальные соцсети, проигравшие Facebook - 1


Если взглянуть на карту наиболее популярных соцсетей по странам мира за 2020 год — мы увидим почти безраздельное господство Facebook в большинстве стран мира. Исключений есть лишь несколько. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js