Конец 1990-х годов стал пиком проявления в массовой культуре нараставших всё десятилетие идей недостоверности реальности — и наличия за пеленой её иллюзии чего-то иного, мрачного и притягательного. «Матрица», «Generation П», «Люди в чёрном», «Тёмный город», «Экзистенция», «13-й этаж», «Бойцовский клуб», «С широко закрытыми глазами», «Хвост виляет собакой» обыгрывали эти идеи в жанрах от социально-политического триллера до не очень научной фантастики, и становились суперхитами. Однако, как американская контркультура 60-х в известной цитате Хантера Томпсона, вскоре эта волна разбилась и откатилась, оставив очередные отметины в истории культуры. Уже в начале нулевых многое, казавшееся почти экзистенциально важным в девяностые, стало объектом сарказма и пародирования, а искренние поиски скрытых истин сменились совсем другими настроениями и трендами. Почему так вышло, причём тут гламур и массовая интернетизация, и как это всё удалось провернуть рептилоидам?Читать полностью »
Рубрика «ruvds_статьи_выходного_дня»
Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 3
2025-02-08 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история, кибепанк, культура, литература, матрица, ПелевинЧапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 2
2025-02-01 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история, кибепанк, культура, литература, матрица, Пелевин
К началу 90-х общества США и других стран оказались в мире, с которым человек и его системы восприятия раньше не сталкивались. Материальное окружение и живое общение никуда вроде бы не делись — но их доля в воспринимаемом неуклонно снижалась за счёт ТВ и других СМИ. Медиапродукты уже целенаправленно создавались для максимального привлечения внимания и эмоционального вовлечения. Реальный мир тускнел на фоне гламурной картинки ТВ и журналов. Недоверие вызывали и они, и заверения любых властей и корпораций. Прочная картина мира, в которой жили прежние поколения, рассыпалась на глазах у очень многих — но потребность в ней не исчезла. Чувство ирреальности мира и поиск хоть чего-то настоящего нашли немало отражений в культуре этой странной эпохи.Читать полностью »
Как далеко мы можем заглянуть в космос
2025-01-26 в 13:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Большой Взрыв, возраст вселенной, Вселенная, галактики, наблюдаемая вселеннаяМы уже как-то изучали вопрос размера всей Вселенной. Учёные не могут сказать, конечна ли Вселенная или бесконечна, а если она конечна — какой у неё общий диаметр. Всё, о чём мы можем рассуждать более-менее определённо — это размер видимой Вселенной.
В этом вопросе часто возникает недопонимание. Если возраст Вселенной составляет 13,8 миллиарда лет (почему — об этом чуть позже), а скорость света действительно является пределом нашей космической скорости (ни один эксперимент этого пока не опроверг), то как далеко мы сможем заглянуть с нашей маленькой Земли? Ответ кажется очевидным: на 13,8 миллиарда световых лет, поскольку световой год — это расстояние, которое свет может пройти за год, и ничто не может двигаться быстрее этого.
К сожалению, как и многие другие ответы, которые кажутся очевидными, когда вы включаете свой здравый смысл, на самом деле всё не так. В действительности, если мы посмотрим на самый далёкий объект из всех, что мы можем увидеть, окажется, что он расположен гораздо дальше: на расстоянии 46 миллиардов световых лет от нас. Это может показаться невозможным, но это не так. Просто нужно взглянуть на картинку под другим углом.Читать полностью »
Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 1
2025-01-25 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история, кибепанк, культура, литература, матрица, Пелевин
90-е годы были странным временем в мировой культуре. Одно за другим появлялись и становились коммерческими хитами произведения, постулировавшие иллюзорность нашего обыденного восприятия мира и куда более мрачное его устройство, скрытое от глаз обывателя. Тайные организации, всемогущие спецслужбы, прикидывающиеся людьми существа иного рода и их заговоры в разных сочетаниях стали одними из самых популярных тем. Под сомнения ставилась даже реальность реальности как таковой, а целью многих протагонистов стал выход за пределы иллюзорного в истинную реальность. Почему в девяностые мир стал казаться не совсем настоящим, причём в очень разных обществах: и на благополучном тогда Западе, и на оглушённом крахом СССР постсоветском пространстве, и в угодившей в кризис Японии?Читать полностью »
Кто поджёг Лос-Анджелес? Свежая конспирология о виноватых НЛО, Пи Дидди, урбанистах и корюшке
2025-01-18 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, конспирология, лос-анджелес, теории заговора
7 января 2025 года в Лос-Анджелесе начались лесные пожары, быстро перекинувшиеся на жилые кварталы и ставшие крупнейшими за всю двухвековую историю города. Потушить их не удаётся уже более недели, пришлось эвакуировать до 200 тысяч человек, ущерб уже исчисляется сотнями миллиардов долларов. Сгорели более 12 тысяч зданий, включая особняки голливудских знаменитостей в окрестностях Малибу. Немедленно возник целый букет теорий заговора о том, что это всё не просто так. Известный конспиролог Алекс Джонс заявил на X, что пожары были «частью масштабного плана глобалистов по ведению экономической войны и деиндустриализации Соединённых Штатов, чтобы спровоцировать их коллапс» — и даже получил одобрительный твит от Дональда Трампа. Конгрессвумен Марджори Тейлор Грин потребовала наслать на город дожди — «ведь вы знаете, как это делать», намекая на теорию об управлении погодой посредством системы HAARP. Мнения о скрытых причинах и тайных виновниках великого лос-анджелесского пожара разнятся от относительно реалистичных до совершенно безумных.Читать полностью »
Почему именно Qwerty и Йцукен? Немного об истории клавиатурных раскладок для русского и английского языков
2025-01-11 в 9:01, admin, рубрики: qwerty, ruvds_статьи_выходного_дня, история, йцукен, клавиатура, раскладки клавиатуры
К нашему времени раскладки клавиатур Qwerty для английского языка и Йцукен для русского кажутся привычными и само собой разумеющимся. Однако так было не всегда — и в прошлые десятилетия не один мозг был поначалу сломан вопросом «почему в таком странном порядке, есть же алфавит»? История клавиатурных раскладок — особенно для самых распространённых языков — до сих пор изобилует тёмными местами и уходит во времена развитого стимпанка, когда компьютеры были большими и механическими, а на смену работе писцов с гусиными перьями, наконец, стали приходить печатающие устройства.Читать полностью »
Суши и роллы: как традиционное японское блюдо попало в Калифорнию и покорило весь мир?
2025-01-04 в 9:05, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история создания, кухня народов мира, питание в офисе, роллы, суши, фастфуд, япония, японцы
Суши (они же суси) — кто из нас, айтишников и не только, их не любит? Это блюдо пришло в Японию вместе с буддизмом, претерпело большие изменения за более чем тысячу лет пребывания в кухне Страны восходящего солнца, превратилось почти что в свою противоположность, а затем перебралось за Тихий океан, где вновь преобразилось и сумело стать одним из наиболее популярных блюд современной глобальной кухни. Как почти первобытный способ консервации речной рыбы из джунглей Лаоса превратился в знакомые нам роллы Калифорния и Филадельфия? Продолжим нашу кулинарную серию, где успели побывать рамэн и салат Оливье, и попробуем разобраться!Читать полностью »
Главные мемы 2024 года: мужчина или медведь? Павел Дуров или капибара?
2024-12-28 в 13:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, интернет-культура, мемы
2024 год завершается, а значит, наступает пора традиционно подвести итоги наиболее заметных его мемов. В отличие от прошлого года и предшествующих лет (2000-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2018), на удивление многие из них касались разнообразных животных, а главной кузницей контента окончательно стал TikTok.
Что ж, приступим!Читать полностью »
«Не трогай оливье, это на Новый год!»: немного об истории самого культового и мемного блюда новогоднего стола
2024-12-21 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Новый Год, праздники
Мы говорим о новогоднем столе — и первое, что приходит на ум большинству из нас, это салат Оливье. Он обыгрывается в мемах и анекдотах, его готовят тазиками, в него падают физиономией после неумеренных возлияний, а потом упорно доедают, чтобы не пропал. Этому блюду русской и советской кухни с лёгким французским акцентом уже около 160 лет, и об истории мало какого из его коллег по сей день ведётся столько споров. За эти полтора века Оливье прошёл путь от моднейшего деликатеса для дворян-гурманов до тайной буржуазной радости «нэпманов и недобитой контры». А затем «сильно изменился за лето» и обратился в классику советской кухни — и стал неизменной принадлежностью новогоднего стола всех слоёв общества СССР, от пролетариев из хрущёвок до членов ЦК и Политбюро. И в наши дни, несмотря на где-то уже ироничный статус, салат Оливье остаётся в русскоязычном пространстве символом Нового года наравне с ёлкой, мандаринами и снеговиками. Попробуем разобраться, как вроде бы обычный салат достиг такого выдающегося статуса? Читать полностью »
От рамэна к «дошираку»: как китаец проапгрейдил национальное блюдо и создал главное японское изобретение ХХ века?
2024-12-14 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история создания, китайцы, кухня народов мира, лапша быстрого приготовления, питание в офисе, фастфуд, япония, японцы
Кто из нас ни разу не ел лапшу быстрого приготовления? Пожалуй, таких людей в наши дни практически не существует. Конечно, реноме у неё несколько сомнительное, да и возможное влияние на здоровье вызывает некоторые сомнения — но бывает, что в завале и аврале, или иных обстоятельствах, без неё, оказывается, никак. Ну и ныне почти в любом магазине можно увидеть широкий ассортимент вкусов и вариантов, в том числе никак не относящихся к категории «бич-пакетов» ни по качеству, ни по цене. Лапша быстрого приготовления, созданная в Японии в 1958 году на основе отнюдь не японского блюда, к началу XXI века окончательно покорила мир — и теперь японцы считают её главным национальным изобретением ХХ столетия, более важным, чем компьютерные дискеты, аудиоплееры, аниме и караоке. А виновен в этом человек необычной и непростой судьбы: Андо Момофуку. Он же — Го Пекхок.Читать полностью »