Рубрика «ruvds_статьи_выходного_дня»

Ктулху зовёт! Эволюция компьютерных игр по Лавкрафту. Часть 1: забытые ужасы из начала 90-х - 1


Говард Филлипс Лавкрафт — трагический пример автора, который умер в безвестности, но спустя десятки лет был переоткрыт и оказал колоссальное влияние на мировую культуру. Его мрачные и странные миры, наполненные безумием и ужасом непознаваемого, с каждым десятилетием привлекают всё больше людей — в том числе к созданию компьютерных игр по мотивам его произведений. Настоящий прорыв в этом смысле произошёл на рубеже десятых и двадцатых годов, аккурат к столетнему юбилею начала творческого пути затворника из Провиденса: с 2017 года и поныне каждый год выходит по несколько тайтлов разных жанров и качества. Однако первая компьютерная игра по мирам Лавкрафта появилась в далёком уже 1979 году. Попробуем бегло проследить непростой путь, который прошли игры по мифам Ктулху за прошедшие с тех пор 45 лет, коснувшись как хитов, так и почти забытых экспериментов!Читать полностью »

«Энциклопедия профессора Фортрана»: вспоминаем легендарную книгу из детства миллениалов - 1


В самом начале 1990-х годов в Москве вышла книга о компьютерах, которая обрела огромную популярность среди детей «младшего школьного возраста» и не только. Как свидетельствуют многочисленные комментарии в сети к публикациям с её упоминаниями — её помнят и любят очень многие из тех, чьё детство пришлось на это время. Более того, немалое число из помнящих именно её страницы стали тем источником интереса и вдохновения, которые привели их к IT-специальностям. Книга называлась «Энциклопедия профессора Фортрана». Изначально она представляла собой научно-популярное приложение к сказке «А я был в компьютерном городе», но значительно превзошла её в популярности и вышла в качестве отдельного издания. С этого момента прошло уже почти 35 лет, но профессор Фортран и сотоварищи по-прежнему узнаваемы, любимы и используются для создания мемов разной степени упоротости. Давайте же вспомним оба текста, историю их создания, а также авторов и художников!Читать полностью »

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 1


Тезис о том, что мы живём в мире наступившего киберпанка, стал обыденным ещё в 2010-е годы. Ныне соцсетями и цифровыми сервисами пользуются деревенские старушки, роботизированные фермы оставляют безработными африканцев, война стала невозможной без дронов, а искусственный интеллект из фантастики превратился в обыденность. Теперь мы живём в эпоху не просто киберпанка, а развитого киберпанка. И всё же то, что нас окружает — совсем не тот киберпанк, который описывали отец жанра Уильям Гибсон и его многочисленные продолжатели, что американские, что японские. Как не раз бывало в истории, реальность будущего оказалась не такой, какой представлялась фантастам, прогнозистам и визионерам. В чём классический киберпанк ошибался, в чём оказался прав, и почему даже из наших бурных времён он выглядит заметно более мрачным, нежели реальность? Попробуем разобраться.Читать полностью »

RIP, Флибуста! Как благодаря масонам, студенту и сисадмину родились легальные (и не очень) электронные библиотеки? - 1


20 октября 2024 года в Германии ушёл из жизни Stiver, он же Капитан — создатель «Флибусты», крупнейшей пиратской онлайн-библиотеки на русском языке. Перед смертью он сообщил, что оплатил сервера ещё на несколько недель — и, хотя позже он сделал апдейт про «всё поддерживается, работаем в стабильном режиме», перспективы существования оригинальной «Флибусты» ныне туманны. Кто-то выражает ему последний респект за открытый доступ к полутора терабайтам текстов и более чем 630 тысячам наименований, а кто-то искренне плюёт вслед и называет одним из крупнейших воров интеллектуальной собственности в истории России. Ну а мы вспомним, как появились на свет электронные библиотеки как таковые и «Флибуста» в частности, и как скандалы и споры сопровождают всё их существование.Читать полностью »

Рождение GTA: как появились симуляторы гангстеров? Часть 2: двухмерные ад, угар и резня первого Grand Theft Auto - 1


Итак, в середине 90-х годов в одной точке в лондонском офисе ВМС Interactive сошлись две идеи: несостоявшийся гангстер из богемной семьи Сэм Хаузер искал свежие идеи игр для молодёжи и попутно грезил о возможности творить беспредел хотя бы на экране, а гик из шотландского городка Дейв Джонс из DMA написал и предложил игру-песочницу Race ‘n’ Chase: про большой живой город с кучей транспорта и пешеходов. Поначалу натерпевшийся от гопоты Джонс подразумевал игру за полисмена и нахлобучивание преступников, строго соблюдая при этом ПДД и законы — но по мере взаимодействия с ВМС и Хаузером родилась идея перевернуть всё с ног на голову и учинять бардак за криминальный элемент. Именно с первого билда Race ‘n’ Chase, где коп-протагонист был заменён на гангстера, и началась разработка первой игры в серии GTA: Grand Theft Auto 1997 года.Читать полностью »

Рождение Grand Theft Auto: как появились симуляторы гангстеров? Часть 1: «встретились англичанин, шотландец и японец» - 1


С 2000-х годов мир компьютерных игр трудно представить себе без серии Grand Theft Auto. Томми Версетти, Нико Белич, Карл CJ Джонсон и их коллеги по опасному бизнесу навеки в сердцах десятков миллионов игроков — хотя их образ жизни в игровой вселенной бесконечно далёк от идеалов законопослушности, общественной морали и правопорядка. Читать полностью »

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 14: из изгоев к звёздам (финал!) - 1


Пойманный ФБР при помощи Симомуры в феврале 1995 года Кевин Митник провёл в калифорнийской тюрьме всю вторую половину 90-х. Шли годы, адвокаты отчаянно бодались с прокурорами, ибо в худшем варианте ему грозило вплоть до пожизненного. Представители системы в лице ФБР и компании пытались сделать из Митника показательную жертву для устрашения хакеров — и тем самым спровоцировали начало большой общественной кампании в его защиту. Если бы суд принял радикальные аргументы обвинения, то возник бы прецедент, когда за взлом программы в личных целях любой компьютерщик рисковал угодить на многомиллионные иски корпораций и многолетние сроки заключения. Результатом стало то, что миллионы людей по всему миру включились в движение FREE KEVIN — и вопрос из юридического стал превращаться в социально-политический. Если в 1995 году для Митника всё выглядело совершенно безнадёжно, то уже с 1998 года чаши весов стали понемногу смещаться в его пользу.Читать полностью »

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 13: хакер в объятиях системы - 1


Итак, 15 февраля 1995 года в городе Роли, Северная Каролина, окончилась более чем двухлетняя жизнь знаменитого хакера Кевина Митника на подпольном положении. Оскорблённый взломом, работавший с американскими спецслужбами и корпорациями «киберсамурай» Цутому Симомура сумел за пару месяцев сделать то, на что оказались неспособны ФБР и другие силовые структуры США: он нашёл Митника по едва уловимым следам в Интернете и сотовых сетях, и предоставил агентам лишь задержание. Пресса ликовала: ужасный неуловимый супер-хакер, который (по версии прессы же) ломал даже системы управления ядерным оружием в горе Шайенн, наконец схвачен и предстанет перед судом. Кевин был уверен, что на этом его жизнь окончена — и дальше его ждёт лишь безысходность в тюремной камере на долгие-долгие годы. Прав он оказался, к собственному удивлению, лишь отчасти.Читать полностью »

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 12: в сжимающемся кольце охоты - 1


Последние дни января 1995 года стали одними из самых неприятных в жизни Митника. Лихой взлом знаменитого специалиста по компьютерной безопасности Цутому Симомура с выкачкой всех его данных, включая личную переписку, оказался очень плохой идеей. Амбициозный японец был оскорблён до глубины души и бросил все силы на то, чтобы поймать взломщика во имя мести — и его связи в американских спецслужбах и хакерском сообществе оказались весьма серьёзным ресурсом. До начала 1995 года Митник находился в розыске, и едва не попался полиции в Сиэтле — но целенаправленной охоты за ним не велось. Веди он себя аккуратнее, то вполне мог бы прожить до конца дней под одной из фейковых личностей, которые научился создавать умело и убедительно. Увы, но Кевин совершенно не мог удержаться от взломов — и один из них, в декабре 1994 года, оказался лишним. Разъярённый «киберсамурай» Цутому поднял связи в АНБ и ФБР, сумел раскочегарить систему — и поиски Митника начались уже всерьёз.Читать полностью »

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 11: глазами оскорблённого охотника - 1


Итак, в очередной раз ускользнувший от ФБР и лишь чудом не задержанный в Сиэтле, Кевин умудрился пробраться в родную Калифорнию, в очередной раз сменить личность, и через Вегас добраться до полюбившегося ему Денвера и горнолыжных курортов в Скалистых горах. На сей раз Колорадо должен был стать лишь перевалочным пунктом на пути к южным штатам на Восточном побережье, где Митник собирался начать новую жизнь. Как всегда, наш герой не смог удержаться от очередного взлома — и в компании израильского хакера с ником JSZ, посредством новейшего и мало кому известного метода, сумел добраться до хорошо защищённых данных известного специалиста по кибербезопасности Цутому Симомура. Это оказалось ошибкой: связанный с американскими спецслужбами амбициозный японец, сын нобелевского лауреата, воспринял взлом как личное оскорбление и объявил Кевину вендетту. Едва добравшись до Северной Каролины, Митник обнаружил, как кольцо преследования вокруг него стало стремительно сжиматься, и ранее смотревшие на его бегство федералы принялись за него всерьёз.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js