Рубрика «ruvds_статьи» - 43

Почему на новые SSD ставят вентиляторы. Термотроттлинг - 1

ineo M.2 2280 SSD Rocket Heatsink с вентилятором, источник

Динамический термотроттлинг — функция современных SSD, когда контроллер специально замедляет/приостанавливает свою работу, чтобы снизить температуру ячеек памяти NAND. Он делает это ради сохранения данных, чтобы накопитель не перегрелся и не сработали контуры отключения питания.

С каждым поколением PCIe пропускная способность линий PCIe обычно удваивается. В PCIe 4.0 скорость SSD приближалась к теоретическому максимуму 8 ГБ/с. Сегодня SSD PCIe Gen 5.0 x4 разгоняются до 10−14 ГБ/с, при этом сильно нагревается контроллер (неудивительно, что эти микросхемы вообще долго не живут).
Читать полностью »

Металлы с памятью формы - 1

Картинка Freepik

Многие слышали об интересном эффекте, который показывают некоторые сплавы, называемые «сплавами с эффектом памяти». После деформации они демонстрируют каучукоподобное поведение: если деформация небольшая, сплавы восстанавливают прежнюю форму при одной и той же температуре, и полностью восстанавливают форму при изменении температуры. Что они собой представляют и чем интересны?Читать полностью »

в 9:00, , рубрики: ruvds_статьи
Первым моим знакомым программистом была женщина, которая разрабатывала софт на одном из закрытых предприятий союзной республики. Мне было семь лет и она ассоциировалась у меня с волком из «Ну, погоди», который набивал приветствие на стадионе. Однако любопытство завело семилетку далеко и уже через пару недель я с интересом слушала про ленты и рассматривала перфокарты — она мне их подарила целую стопку, хватило даже в школе на шпаргалки-закладки. Ещё тогда удивило, что к ней не было особого отношения среди взрослых: ну мама троих детей, ну математик. Не врач же, не учитель и не космонавт, в конце концов! 

Proger sapiens - 1

Читать полностью »

Как я разбирал нестандартный формат 3D-моделей, чтобы показывать Лего у себя на сайте - 1


Несколько лет назад мне на день рождения подарили то, о чём я мечтал с детства — большую коробку с кучей деталей Лего, из которой можно было собрать что угодно. Мой внутренний ребёнок очень быстро начал собирать из них машинки, а мой внутренний взрослый задумался — можно ли их как-то увековечить в цифровом виде, чтобы потом собрать снова, и чтобы показывать всем друзьям.

Я перепробовал несколько редакторов 3D-моделей Лего (моим главным условием была работа на Linux, либо в вебе), и остановился на онлайн-редакторе Mecabricks. Но, уже перенеся туда несколько из моих творений, понял, что с задачей «показывать всем друзьям» всё будет сложнее: у Mecabricks довольно скудные возможности экспорта, а его собственный формат с расширением .zmbx понимает только он и его плагин для Blender.

Поэтому я решил посмотреть, как этот формат устроен, и написать свой конвертер во что-то более общепринятое. В качестве целевого формата я выбрал glTF, а инструмент незатейливо назвал zmbx2gltf.

В этой статье я расскажу, как постепенно разбирал этот непонятный .zmbx, про устройство и преимущества glTF как формата передачи 3D-ассетов между разными инструментами, и про то, какие проблемы я решал, конвертируя одно в другое.

Читать полностью »

Из кожи вон. Как кожевенная мастерская превратилась в мирового производителя компьютеров и создала уникальный ноутбук - 1

В первые выходные августа в «Музее компьютерной истории», что расположен в калифорнийском городе Маунтин-Вью, проходило мероприятие под названием Vintage Computer Festival West 2023 — выставка-фестиваль винтажных компьютеров. Сам я на этой выставке побывать не смог, но на фотографиях, которые показывали мне коллеги и знакомые, среди стопок технических книг, а также хорошо знакомых всем и каждому Atari и Apple Macintosh, я обратил внимание на необычную машину — компактный компьютер Tandy 600. Заинтересовавшись, я принялся искать в сети информацию об этом устройстве, и чем больше я о нём узнавал, тем больше оно меня удивляло.Читать полностью »

«Поиск» истины. История ПЭВМ «Поиск» от его создателей - 1

Первый компьютер — как первая любовь или первый поцелуй: память о нём остаётся с тобой на всю жизнь. Со «Спектрумом» у меня вышло лишь мимолётное романтическое знакомство, а вот настоящее чувство, переросшее в долгие и крепкие отношения, возникло к персоналке по имени «Поиск». Недавно я совершенно случайно наткнулся на интервью с Юрием Васильевичем Ролем, создателем этой замечательной машины, в котором он поделился многими интересными подробностями об истории появления ПЭВМ «Поиск» на свет.Читать полностью »

Автоматизация бурления: ChipArp - 1


Наиболее знаковым атрибутом видеоигровой музыки 1980-х, несомненно, является арпеджио — технический приём, служащий обогащению гармонии в условиях крайне ограниченной полифонии. Получающееся в результате специфическое «булькающее», «бурлящее» звучание стало в сознании масс своего рода визитной карточкой 8-битной музыки, вызывающей мгновенное узнавание.

Как ни странно, несмотря на многократно выросшую с тех пор мощность современных компьютеров и синтезаторов, в современном музыкальном ПО этот классический приём стал менее доступен, чем раньше. Расскажу о том, почему так вышло, а также о своём довольно старом проекте (2017 год), в котором я попытался решить эту проблему, и почему это не очень-то получилось, хотя и получилось.Читать полностью »

RGB-усилители. Особенности, проблемы, выбор - 1

Казалось бы, простая вещь — RGB-усилитель, выбирай просто подходящей выходной мощности и используй. Но на деле не всё так просто. Ценой моих нервных клеток был получен опыт, которым спешу поделиться. Из этого материала вы узнаете, чем отличаются RGB-усилители, что не отражено в документации, где на упаковке враньё, и какие проблемы они могут создавать. Специально для этого материала я купил (и взял погонять) горку RGB-усилителей и отреверсил схемы. А ещё мне хотелось понять, чем обусловлен такой разброс цен на эти простые устройства.Читать полностью »

Как увеличить количество пинов на esp32? - 1

Картинка BRGFX, Freepik

Прямо сейчас занимаюсь достаточно интересным проектом, который задействует большое количество пинов микроконтроллера, и, наверное, впервые количество требующихся пинов превзошло количество имеющихся у микроконтроллера. Так что же делать в таком случае?

Решил я это всё своеобразным образом, который и описан ниже. Возможно, кому-то ещё будет интересно и полезно...Читать полностью »

Быстрый двоичный поиск без ветвления - 1


Мои читатели — занятые люди, поэтому сразу перейду к делу. Вот она, самая быстрая обобщённая (и простая) реализация двоичного поиска на C++:

template <class ForwardIt, class T, class Compare>
constexpr ForwardIt sb_lower_bound(
      ForwardIt first, ForwardIt last, const T& value, Compare comp) {
   auto length = last - first;
   while (length > 0) {
      auto rem = length % 2;
      length /= 2;
      if (comp(first[length], value)) {
         first += length + rem;
      }
   }
   return first;
}

Тот же интерфейс функции, что и у std::lower_bound, но вдвое быстрее и короче. «Без ветвления», потому что if компилируется в команду условной передачи, а не в ветвление/условный переход. Ближе к концу статьи мы изучим опции компилятора и даже более быстрые версии полностью без ветвления. Для понимания этой статьи не нужны особые знания в C++. Достаточно понимать, что итераторы (first и last) по сути являются указателями на элементы массива, хотя могут указывать на один элемент дальше, чем последний элемент массива. Можете не обращать внимания на template, class, constexpr и &. Вот если бы существовал быстрый и чистый язык, работающий на уровне железа...1 2Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js