Операционная система реального времени - сердце программного обеспечения разрабатываемого контроллера. На этот раз пробуем Azure RTOS.
Перед этим рассматривалось:
Операционная система реального времени - сердце программного обеспечения разрабатываемого контроллера. На этот раз пробуем Azure RTOS.
Перед этим рассматривалось:
С каждым годом курсовые для моих студентов становятся все объемнее. Например, в этом году одним из заданий была разработка метеостанции, ведь только ленивый не делает метеостанции, а студенты они по определению не ленивые, поэтому должны её сделать. Её можно быстро накидать в Cube или собрать на Ардуино, но задача курсового не в этом. Основная задача — самостоятельно, с нуля разобраться с модулями микроконтроллера, продумать архитектуру ПО и, собственно, закодировать все на С++, начиная от регистров и заканчивая задачами РТОС. Кому интересно, здесь пример отчета по такому курсовому
Так вот появилась небольшая проблема, а именно, бесплатный IAR позволяет делать ПО размером не более 30 кБайт. А это уже впритык к размеру курсового в неоптимизированном виде. Анализ кода студентов выявил, что примерно 1/4 часть их приложения занимает FreeRtos — около 6 кБайт, хотя для того, чтобы сделать вытесняющую переключалку и управлялку задачами хватило бы, наверное… да байт 500 причем вместе с 3 задачами (светодиодными моргунчиками).
Эта статья будет посвящена тому как можно реализовать Очень Простой Планировщик(он же SST), описанный в статье аж 2006 года и сейчас поддерживаемый Quantum Leaps в продукте Qp framework.
С помощью этого ядра очень просто реализовать конечный автомат, и оно очень хорошо может использоваться в небольших проектах студентами (и не только), которые могут получить дополнительно 5 кБайт в свое распоряжение.
Я попробую показать как можно реализовать такой планировщик самому. Чтобы не сильно перегружать статью, рассмотрю переключение контекста на CortexM0 у которого нет аппаратного модуля с плавающей точкой.
Все кто заинтересовался и хочет понять как можно переключать контекст, добро пожаловать под кат.
При написании для МК кода посложнее, чем «помигать лампочкой», разработчик сталкивается с ограничениями, присущими линейному программированию в стиле «суперцикл плюс прерывания». Обработка прерываний требует быстроты и лаконичности, что приводит к добавлению в код флагов и приведению проекта к стилю «суперцикл с прерываниями и флагами».
Если сложность системы растет, то число взаимозависимых флагов растет в геометрической прогрессии, и проект довольно быстро превращается в плохо читаемый и управляемый «макаронный код».
Избавиться от «макаронного кода» и вернуть сложному проекту на МК гибкость и управляемость помогает использование операционных систем реального времени.
Для микроконтроллеров AVR разработаны и довольно популярны несколько кооперативных ОС реального времени. Однако все они написаны на языке Си или Ассемблер и не подходят тем, кто программирует МК в среде BASCOM AVR, лишая их столь полезного инструмента для написания серьезных приложений.
Чтобы исправить этот недостаток, я разработала простую ОСРВ для среды программирования BASCOM AVR, которую и выношу на суд читателей.
В предыдущей статье мы рассматривали различные типы планирования, поддерживаемые ОСРВ, и соответствующие возможности в Nucleus SE. В этой статье рассмотрим дополнительные возможности планирования в Nucleus SE и процесс сохранения и восстановления контекста.
Читать полностью »
Здравствуйте!
Мной подготовлена серия статей, посвященных конкретной российской ОСРВ, одним из создателей которой я являюсь. Получилась своеобразная «Книга знаний», неформальное руководство для программиста, которое, надеюсь, поможет тем, кто эту ОСРВ использует.
Я расскажу об особенностях работы этой ОСРВ. Если о чём-то другом, то только потому, что без этого будут непонятны особенности.
Ниже я расскажу об особенностях ОСРВ вообще, и об особенностях ОСРВ МАКС в частности. Представлю ее архитектуру.
В дальнейшем я буду регулярно размещать новые публикации: вторая будет посвящена ядру системы, в последующих я представлю структуру простейшей программы, работающей под управлением ОСРВ МАКС с элементами кода, расскажу, как настроить ОСРВ МАКС для работы, затрону вопросы строгой типизации и драйверов. Читать полностью »
Традиционно московская конференция CEE-SECR (Central & Eastern European Software Engineering Conference in Russia) была про софтвер, но в этом году ее организаторы решили поэкспериментировать и впустить темных демонов хардвера. Причем не из чего-то народного типа Ардуино, а из уровней посуровее: микроархитектуры микропроцессоров, прототипирования систем на кристалле с помощью микросхем ПЛИС/FPGA, и автоматической генерации тестов для процессоров во время их разработки. Чтобы привязать данный материал к чему-то знакомому для программистов, в хардверной теме возникли приложения встроенных процессоров для интернета вещей, связь лицензируемых микропроцессорных ядер с российскими микропроцессорными проектами, обучение хардверу в российских университетах, а также российские встроенные операционные системы реального времени для тех применений, куда нельзя впускать длинный нос американского Госдепа.
Можно сказать, что хардверная тема на SECR-е удалась: вся комбинация докладов была сбалансированна и покрывала тему с разных сторон; людей в зале было не то что особенно много, но выше среднего; возникли интересные споры о достоинствах и недостатках открытых процессорных ядер супротив частично открытых, но шире используемых в промышленности.