По образованию я инженер-механик, долго работал в геологоразведке, а в 1994 году открыл 2 магазина с посудой и сувениркой за Полярным кругом. Проработал 28 лет, продал вместе с товаром и решил вспомнить, как это было.
Рубрика «розница»
Как я закрыл магазин в провинции, который кормил семью 28 лет. Бизнес из 90-ых прожил до 2022
2024-01-06 в 7:29, admin, рубрики: бизнес, бизнес с нуля, бизнес-план, розница, торговляКак мы сделали программу лояльности для 300 магазинов «У Палыча» на open source iDempiere ERP-CRM
2021-04-25 в 12:42, admin, рубрики: 1С, campaign management, CRM-системы, ERP-системы, free software, iDempiere ERP/CRM, java, open source, postgresql, облако, омниканальность, программа лояльности, розницаЧто такое iDempiere?
iDempiere ERP/CRM - это бесплатное ПО с открытым исходным кодом. Имеет функционал Tier II ERP, CRM, SCM, POS, Promotion, Campaign management и, в принципе, много чего ещё.
Свершилось: ценники, которые всегда актуальны, пилот на 79 тысяч штук в магазине
2021-04-22 в 7:01, admin, рубрики: Беспроводные технологии, Блог компании КРОК, Внедрение, магазин, мастер-устройство, розница, управление проектами, электронные ценники
(фото из зарубежного проекта вместо текущего по просьбе безопасников)
До этого в России были внедрения электронных ценников в рознице (МАН, Магнит и так далее), но использовались устройства без сетевой связности, то есть нужно было ходить и обновлять их с помощью программатора либо выставлять на них цену кнопками, как на электронных часах. Плюс прошлые поколения ценников были с жидкокристаллическими дисплеями и суровым bluetooth, а новые — с e-ink и сильно переделанной версией IEEE 802.15.4 с поддержкой сна и невероятно экономичных по питанию транзакций. То есть прошлым надо было менять батарею раз в три-семь дней, а новые уже держат два года (по заявлению производителя, пока не было шанса проверить, но аналогичные устройства LORA мы начали использовать лет десять назад, и один-два года похоже на правду), причём год — это в секции холодильников, где аккумуляторы должны чувствовать себя зябко.
Собственно, я участвовал в одном из первых в России аналогичном проекте и потому хорошо представляю тот ад, который тогда творился. КРОК 15 лет занимается розницей, и мои коллеги тоже знают, что первые модели были, скорее, прототипами. Но всё равно даже те электронные ценники были лучше, чем резать бумагу и наклеивать скотчем с точки зрения скорости обновления цен в магазине после пересчёта базы на 300-400 позиций за ночь.
Новые ценники имеют управляющий сервер, который обновляет ценники мгновенно, как только в 1С или SAP поменялись цены. Точнее, лаг есть — он равен промежутку между сеансами связи оконечных устройств, но это не больше нескольких минут. Каждый ценник привязан к конкретному товару в базе и на полке.
Пока «накрыто» два крупных магазина федеральной розничной сети, там 79 тысяч ценников. Если этот проект проживёт полгода успешно, через год ждите такое почти по всей России — и наконец-то пропадут проблемы про «мы не успели переклеить» и «акция уже кончилась». Но, возможно, будут новые с тем, что в 18:30 алкоголь будет дороже, чем в 7:00. Читать полностью »
Как я «спрыгнул» с платформы ЭВОТОР, почему и чего это стоило
2020-10-24 в 15:29, admin, рубрики: 1С, розница, Управление продажами, ЭВОТОРОчень давно (более 20 лет назад) я написал учетную систему на базе 1С версии 7.7 для небольшой розничной сети из 30 магазинов. В течении этих лет потихоньку ее поддерживал. Руководство компании звезд с неба не хватает, особых пожеланий не имеет и вообщем все шло хорошо, пока… Пока не наступил 54ФЗ обязывающий всех представителей розничной торговли обзавестись (за свой, разумеется, счет) онлайн-кассами с целью передачи данных из них, на одну из площадок ОФД. И все завертелось…
Читать полностью »
Особенности национального ритейла, или Как я проверил на прочность французские технологии
2019-11-12 в 7:05, admin, рубрики: Блог компании КРОК, заграница, краш-тест, магазин, потребитель, ритейл, розница, Тестирование IT-систем
Никто не будет спорить, что новые технологии сначала появляются и обкатываются в американском ритейле. Если Amazon и Walmart начинают что-то тестировать и внедрять, чаще всего это значит, что через пару-тройку лет у покупателей в российских торговых сетях будет аналогичный сервис. Российских — но не европейских: там ситуация с ИТ в ритейле совсем иная.
Почему я так решил, расскажу.
В сентябре ездил во Францию — заглянул на ключевую ритейл-выставку в Париж и в самый инновационный магазин одной крупной европейской сети. За несколько дней изучил разработки 100500 компаний, в основном французских, среди которых много стартапов. Темы все знакомые — использование данных, digital-маркетинг, управление цепочками поставок, омниканальность и маркетплейсы. Ожидал увидеть прорывные новинки, а встретил — местные ремейки. У многих мировых вендоров всё это давно есть в продуктовых линейках. Но, может, французские аналоги — качественнее, инновационнее, кастомнее? Чтобы разобраться, решил провести краш-тест этих поделок. Читать полностью »
ИТ-байки розницы — как это было 12 лет назад
2019-10-08 в 7:24, admin, рубрики: байки, Блог компании КРОК, заказчик, магазин, потребитель, ритейл, розница, управление проектами
Я работаю в КРОК уже 15 лет, сейчас директором по развитию бизнеса в рознице. Исторически большинство моих проектов тоже в ритейле. С согласия заказчика публикую байки про то, на что был похож ритейл по ИТ лет 12 назад от себя и коллег. Безопасники заменили некоторые неважные детали, чтобы не обижать конкретных людей.
В 2005 году в Москве вылетела подстанция, и все в стране внезапно поняли, что нужно делать резервные серверные. Банки делали их в 2006-2007-м, розница — с 2008-го. Почему так поздно? Потому что затраты на ИТ тогда ещё не казались чем-то таким же важным, как сейчас. Я вспоминаю историю, как моего заказчика чуть не уволили за простой в два дня по всей сети и заодно за другие особенности ритейла. Оказалось, многие в ИТ уже не верят, что так было.
А так было. Вот вам первая история из серии «да ладно, так не бывает» — про то, как магазин был зарезервирован по аналоговому модему для доступа к Интернету. Просто тогда был только один провайдер с волокном в этом месте, а из альтернатив — спутниковая тарелка или диалап. ЗССС — дорого, поэтому выбрали войс-модем. В один прекрасный момент экскаватор рвёт магистраль «Голден телекома». Они в это время перекладывали свою ВОЛС, поэтому временно не было резерва. Три дня магазин работает по модему. Днём 48 килобит в секунду, ночью 96 килобит в секунду. Как вы видите по скоростям, это был очень хороший Zyxel, он держался даже на шумной линии. Читать полностью »
Онлайн-кассы, маркировка, мониторинг лекарств: что изменилось 1 июля 2019 года
2019-07-02 в 14:55, admin, рубрики: бизнес, закон, лекарства, маркировка, Разработка под e-commerce, ритейл, розница, Управление e-commerce, Управление продажами, ЭДО, юзэдоКассы и чеки
Третий этап перехода на онлайн-кассы завершился 1 июля 2019 года. Теперь работать с онлайн-кассами должны:
∙ Индивидуальные предприниматели на Едином налоге на вмененный доход и Патенте, продающие товары не своего производства и не имеющие наемных работников,
∙ предприниматели на ЕНВД и Патенте, действующие в сфере услуг, с наемными сотрудниками,
∙ организации и ИП, которые ранее выдавали бланки строгой отчетности,
∙ вендинг без наемных работников.
ИП без сотрудников, реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги, могут не использовать контрольно-кассовую технику до 1 июля 2021 года. Но, если у такого ИП появляются наемные работники, необходимо зарегистрировать ККТ.
Как мы развивали ИТ в «Леруа Мерлен»: пересборка двигателя на ходу
2019-06-25 в 7:07, admin, рубрики: Leroy Merlin, Блог компании Леруа Мерлен, легаси, процесс, разработка, разработчики, розница, сервис, управление проектами, управление разработкой
Четыре года назад база клиентов велась отдельно в каждом магазине плюс ещё одна — на сайте.
В предыдущих сериях: три года назад мы решили, что нужно делать свою разработку в России. Два года назад начали писать собственный код вместо того, чтобы модифицировать форк кода материнской компании. Сегодняшняя история будет про то, как мы переключались с одного большого легаси-монолита на кучу маленьких микросервисов, соединённых своего рода шиной (оркестратор).
Самый простой юзеркейс: сделать заказ через сайт и забрать его в реальном магазине «Леруа Мерлен» в России. Раньше заказы интернет-магазина обрабатывались в другом приложении вообще и по другой схеме. Теперь нам нужна была омниканальная витрина, чтобы любой заказ был разбит на интерфейс: касса в магазине, мобильное приложение, терминал в магазине, сайт — что угодно. Если вы поставите Linux на микроволновку — пускай будет микроволновка. Главное, чтобы какие-то интерфейсы могли стучать по API к беку и говорить, что вот тут надо оформить такой-то заказ. И получали на это внятный ответ. Вторая история была с запросами наличия и свойств товара из его карточки.
На фронте (скоро и про это напишем) у нас монстр — AEM, а за ним в беке было два больших приложения: OPUS и MoVe. Первое — это база данных свойств каждого товара (от габаритов до описания), второе — отвечает за чекаут, то есть монолит касс. Если сильно упростить.Читать полностью »
Зачем нам в «Леруа Мерлен» нужен собственный российский отдел разработки на 200 человек
2019-06-13 в 7:03, admin, рубрики: Leroy Merlin, Блог компании Леруа Мерлен, команда, легаси, процесс, разработка, разработчики, розница, сервис, управление проектами, управление разработкойПривет! Я Валерий Лаптев, руководитель разработки LM в России. За два года мне нужно было поднять огромный отдел, и это был довольно интересный опыт.
Дело в том, что «Леруа Мерлен» есть во многих странах. Головная компания — во Франции, называется ADEO. Там пишут код под Францию, Италию, Испанию и Россию. Бизнес-модели у нас разные: если на российском рынке мы держим минимальные цены (ниже всех конкурентов в мониторинге), то в Европе всё иначе. На самом деле отличий море — начиная от особенностей локали и заканчивая другим законодательством. Есть особенности инфраструктуры России (те же очень большие задержки до Хабаровска) и другой жизненный цикл оформления заказа. Всё это порождает вот такой адский код, состоящий из огромных блоков IF:
Два года назад у нас было 60 магазинов и много-много хотелок по фичам. Накатывались они примерно за полгода и не всегда правильно. Последней каплей после кучи отклонённых по низкому приоритету фич была просьба завести в заказ поле-строку, чтобы мы его уже потом сами парсили. Это нужно было для особенностей доставки в России, поскольку страна больше других стран присутствия LM. Нам отказали и в этом, точнее, сказали, что будет где-то через семь-восемь месяцев.
Полугодовой цикл неспешной головной компании нам не подходил. Естественно, мы предложили написать свой код, отдать на ревью и подождать внедрения… Правда, из этого ничего хорошего не вышло.Читать полностью »
Как мы сделали форк российского Леруа Мерлен на Казахстан
2019-05-13 в 7:04, admin, рубрики: Leroy Merlin, адаптация, Блог компании Леруа Мерлен, Казахстан, процесс, розница, сервис, строительство, управление проектами
Нужно было успеть адаптировать все ИТ-системы до конца строительства магазина.
В 2016 году было решено открыть магазин в Казахстане (в Алматы). В логике группы компаний Adeo (это все магазины Leroy Merlin по всему миру) на каждую новую страну нужно создавать отдельный бизнес-юнит со своей инфраструктурой и всем-всем-всем. Например, Украина — это отдельный юнит из пяти магазинов со всеми собственными подразделениями, службами и ИТ-процессами.
На Казахстан мы решили (впервые в истории развития компании) сделать форк российской инфраструктуры, фактически расширяя наши системы на новый регион. Почему? Потому что закупки, цепи поставок, юридические и финансовые службы централизованы. Рынки близки. Законодательство близкое, хотя и есть свои особенности (каждый департамент выявлял для себя отличия с помощью коллег из юротдела). Это евразийский Таможенный союз. У нас было 90 магазинов в России, и можно было закупать на условиях, которых в Казахстане поставщики просто не дадут, да и местного производства не так много. У нас много отлаженных процессов, работающее ПО и так далее.
Осталось только чуть-чуть докрутить пару ИТ-систем. Простая работа года на полтора, потому что переписать пришлось не всё, но очень-очень многое. Началось с того, что, оказывается, надо подписать дополнительные соглашения с 800 поставщиками, чтобы их товары правильно маркировались и сертифицировались при необходимости. Чтобы в Казахстане их можно было правильно учесть, соответственно и правильно напечатать ценник, на котором по закону наименование товара должно быть на казахском и русском языках.
На этом сюрпризы только начинались. Читать полностью »