На сегодня уже несколько десятков компаний пытаются создать технологию робомобилей – это OEM-производители, их традиционные поставщики, существующие крупные технокомпании и стартапы. Очевидно, успеха добиться суждено не всем, но у достаточно большого количества из них есть все шансы – поэтому любопытно будет задуматься на тем, каковы будут последствия эффекта «победитель получает всё» и какие в этой области могут быть рычаги влияния. Появится ли сетевой эффект, благодаря которому одна-две крупнейших компании выдавят всех остальных, как это произошло в мире смартфонов или операционок для ПК? Или же на рынке есть место для пяти-десяти компаний, которые будут соревноваться очень долго? И каким же этажам в этой пирамиде победа принесёт власть над другими слоями?
Такие вопросы довольно важны, ибо они указывают на баланс власти в автоиндустрии будущего. Мир, в котором автопроизводители могут закупить такой товар, как «автономность под ключ», у любой из пяти-шести компаний (или сделать его самостоятельно), так же, как сегодня они покупают технологию ABS, сильно отличаются от мира, в котором Waymo и, вероятно, Uber остались единственными реальными кандидатами, способными самостоятельно выстраивать бизнес модель, как это сделал Google с Android. Microsoft и Intel нашли болевые точки в мире ПК, а Google – в смартфонах; какими могут быть такие точки у робомобилей?
Читать полностью »