Рубрика «религия»

Статья написана в продолжении дискуссии в соцсетях на тему религии / эзотерики и атеизма. В одном из комментов у себя в соцсетях я написал, что считаю, что атеизм — это одна из форм верований, в которой люди верят, что бога нет. Мне привели в качестве контраргумента аналогию про «Чайник Рассела» из которой следует, что если вы не можете доказать, что чего-то нет, то это не значит, что оно есть. Из чего очевидно следует, что если мы не можем доказать, что бога нет, то из этого не следует, что бог есть.

Ну что ж, попробую порассуждать на эту тему.

Читать полностью »

Значение и загадочная история происхождения слова «религия»: расследование - 1


Неожиданно для меня, происхождение слова «религия» оказалось настоящей загадкой. Сперва всё было как будто бы просто: Google выдал родословное древо слова religion по первому же запросу. Оказалось, что корнями «религия» уходит в латинский глагол religare.

Латинский глагол religare означает «связывать», «воссоединять». В русской Википедии написано, что religare используется в смысле восстановления разорванной связи между человеком и Богом, ощущении некой связи со всем бытием, имеющим системность и организованность.

Во-первых, объяснение про связь с богом ничего не объясняет — даже если бы это было так, то каким образом это превратилось в дальнейшем в «религию» в современном значении?

Во-вторых, там же написано, что «religio (лат.) – совестливость, добросовестность, благочестие» — всё бы ничего, только это перевод не с латыни, а с древнефранцузского.

Расследование того, откуда на самом возникло слово «религия» в современном значении, уводит более чем на две тысячи лет в прошлое и обнаруживает столкновение двух совершенно разных версий двух значимых древнеримских мыслителей — известного ритора Цицерона и известного богослова Лактанция.
Читать полностью »

Как египетский фараон Аменхотеп основал христианство, и почему оно стало идеальным мемом - 1

Многие считают, что подобным статьям не место на Хабре, потому что Хабр - это технический ресурс, а не Пикабу. Но успех моего недавнего поста про буддизмЧитать полностью »

В буддийских монастырях Китая и Японии появились роботы, которые проповедуют буддизм, читают сутры и помогают верующим. Куда катится колесо сансары?

Мечтают ли андроиды о нирване? - 1

От буддизма прошлого к религии будущего

В 19 в. жители многих стран Азии обвиняли буддизм в отсталости и косности, а монахов - в том, что они паразитируют на обществе и распространяют суеверия. Однако сейчас на Западе буддизм воспринимают как религию, наиболее близкую к науке и научной картине мира. Как так вышло?

Читать полностью »

Рукописи не горят: секрет долговечности свитков Мертвого моря, датируемых 250 годом до н.э - 1

В современных музеях и архивах древние тексты, рукописи и книги хранятся в определенных условиях, что позволяет сохранить их первозданный вид для будущих поколений. Самым ярким представителем нетленных рукописей считаются свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи), впервые найденные еще в 1947 году и датируемые 408 годом до н. э. Некоторые из свитков сохранились лишь фрагментарно, но есть и практически не тронутые временем. И тут возникает очевидный вопрос — как же людям более 2000 лет тому назад удалось создать манускрипты, дожившие до наших дней? Именно это и решили выяснить в Массачусетском технологическом институте. Что нашли ученые в древних свитках и какие технологии использовались для их создания? Об этом мы узнаем из доклада исследователей. Поехали.Читать полностью »

Размышления о технологической сингулярности за пределами, собственно, попыток продвинуться в понимании процессов, которые за этим термином скрываются — то есть, по сути, размышления об отношении к технологической сингулярности — это, своего рода, реальный тест Kobayashi Maru для людей начала XXI века, смысл которого — осознать, что означает идея непознаваемого, идея утраты контроля и идея неизбежности этого в масштабе всего человечества.

По идее, это несложная психотерапевтическая практика: найти внутри точку, на которой сознательное признание условий игры поймает равновесие с принятием подсознательным — без сваливания в отрицание, злобу, торг или отчаяние.

Миф о технологической сингулярности - 1

И этот тест, который, судя по большей части рассуждений об этом, люди исключительно фейлят.

И автор поста «Быть технофобом бессмысленно, даже если технофобия оправдана», несмотря на многообещающее название, похоже, не стал исключением, дойдя до торга, то есть, на стадии, когда люди пытаются make sense в привычном им значения этого понятия в обстоятельствах, отрицающих саму возможность подобного, путём рационализации. arttom сторговался на идее «чёрного ящика», по условиям которой:

  1. люди соглашаются, чтобы непознаваемое осталось непознаваемым, и даже, в подтверждение своей добросовестности, соглашаются при этом ещё и немножко коллективно немножко отупеть — что, впрочем, не имеет никакого смысла с точки зрения интересов непознаваемого, которое от этого непознаваемее не станет;
  2. взамен, люди получают это непознаваемое, каким бы они ни было непознаваемым, contained — внутри этого самого «чёрного ящика», то есть, всё-таки, до какой-то степени под контролем, ограниченным — и в этом смысле, всё же, осознаваемым, и не таким уже жутким, а буквально ограниченным.

То есть, тоже пока не справились с этим упражнением. И это очень плохо.
Читать полностью »

Размышления о технологической сингулярности за пределами, собственно, попыток продвинуться в понимании процессов, которые за этим термином скрываются — то есть, по сути, размышления об отношении к технологической сингулярности — это, своего рода, реальный тест Kobayashi Maru для людей начала XXI века, смысл которого — осознать, что означает идея непознаваемого, идея утраты контроля и идея неизбежности этого в масштабе всего человечества.

Технологическая сингулярность: современный миф о конце света под видом гипотезы о прогрессе - 1

По идее, это несложная психотерапевтическая практика: найти внутри точку, на которой сознательное признание условий игры поймает равновесие с принятием подсознательным — без сваливания в отрицание, злобу, торг или отчаяние.

И этот тест, который, судя по большей части рассуждений об этом, люди исключительно фейлят.

И автор поста «Быть технофобом бессмысленно, даже если технофобия оправдана», несмотря на многообещающее название, похоже, не стал исключением, дойдя до торга, то есть, на стадии, когда люди пытаются make sense в привычном им значения этого понятия в обстоятельствах, отрицающих саму возможность подобного, путём рационализации. arttom сторговался на идее «чёрного ящика», по условиям которой:

  1. люди соглашаются, чтобы непознаваемое осталось непознаваемым, и даже, в подтверждение своей добросовестности, соглашаются при этом ещё и немножко коллективно немножко отупеть — что, впрочем, не имеет никакого смысла с точки зрения интересов непознаваемого, которое от этого непознаваемее не станет;
  2. взамен, люди получают это непознаваемое, каким бы они ни было непознаваемым, contained — внутри этого самого «чёрного ящика», то есть, всё-таки, до какой-то степени под контролем, ограниченным — и в этом смысле, всё же, осознаваемым, и не таким уже жутким, а буквально ограниченным.

То есть, тоже пока не справились с этим упражнением. И это очень плохо.
Читать полностью »

image

Философские ошибки рыночной доктрины

Продолжать критику провалов настоящей доктрины значило бы только повторять то, что уже было показано многими другими авторами. Вместо этого полезней было бы обратиться к истории и ценности некоторый базовых догматов экономики. Три главных догмата соответственно их актуальности, заслуживают дальнейшего рассмотрения и прояснения:

  • Концепт «Невидимой руки» Адама Смита и соответствующая убежденность, главным образом Чикагской Школы Экономики, в том, что рынки по определению стоят выше государств или законодателей в плане поиска оптимального пути развития.
  • Открытие Давида Рикардо о сравнительных преимуществах, которые в теории делают торговлю выгодной операцией для обеих сторон обмена.
  • Теория Чарльза Даврина, которая было ложно интерпретирована как постулат от том, что конкуренция, чем жестче, тем лучше, ведет к продолжению прогресса и эволюции.

Все три догмата актуальны и по сей день, но каждый нуждается в лучшем понимании, исходя из исторической перспективы.
Читать полностью »

image

Development Alternatives является чрезвычайно обнадеживающим примером инициативы, предпринятой в одном из беднейших регионов мира, которая обеспечила надежные средства к существованию, рабочие места, здоровье экосистем и оптимистические перспективы буквально для миллионов людей. Инициатива была начата д-ром Ашоком Хослой, который в 1982 году оставил свою удобную карьеру в правительстве и Организации Объединенных Наций, чтобы создать новый тип учреждения, предназначенного для преодоления разрыва между гражданским обществом и Правительством, с одной стороны, и гражданским обществом и бизнесом, с другой. Ашок и его команда смогли продемонстрировать, что экологические проблемы наилучшим образом решаются путем устранения их коренных причин. Хотя во многих случаях необходимы немедленные меры по исправлению положения, профилактика с помощью альтернативных стратегий развития может привести к более дешевым, глубоким и долгосрочным решениям, отсюда и название организации «Development Alternatives» (DA).
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js