Рубрика «реинжиниринг бизнес-процессов»

Контекст бизнес-процесса. Историческая ретроспектива. Частичное выделение ролей

Знакомый программист сейчас в поиске работы. Регулярно посещает собеседования и делится впечатлениями:

— Как сейчас происходит среднестатистический процесс найма технического сотрудника? Да так же, как и в 18 веке – на бумаге. Только тогда фабрикант с инженером обсуждали исключительно бизнес, а современные IT компании копируют элементы HR стиля Google и на собеседовании предлагают задачи про сферических коней в вакууме, стараясь еще создать душевную шумовую обстановку. Такая модная тенденция особенно печальна именно в HR. А до этого была мода на NoSQL, когда «монолит SQL Server» стало почти ругательством. Нехороший тренд. Надо спасать отрасль!

— Конечно надо. Монолит спасли без нас. Мы спасем бизнес-процесс найма персонала в IT. Будешь пользователем-фанатом? Отдадим дань профессионального уважения Карлу Вигерсу.

— Конечно буду. А ты — будешь бизнес-аналитиком, проводящим реинжиниринг этого бизнес-процесса.

— Вот и договорились. Люблю интересно-полезные аналитические задачи.

— Кто ж их не любит.

Выявление и приоритезация целей бизнес-процесса

Цель найма — найти сотрудника, способного максимально эффективно решать текущие задачи компании в рамках ее технологического стека. Подцель – минимизировать затраты.
Замечание: в существенной части организаций подцель ошибочно ставят на первое место, уделяя основное внимание автоматизации работы HR-специалиста и повышению его квалификации.
Читать полностью »

Вступление

Эта статья ориентирована на тех, у кого есть SharePoint и кто не знает, что с ним делать. :)

Много везде говорят о бизнес-процессе, но мало кто подразумевает под этим действительно процессный подход, скорее представляют себе некоторый черный ящик, где, в лучшем случае, есть вход и выход, иногда даже структурированный – определено, что имеем на входе и на выходе. Фактически, если в ящике за процесс отвечают более двух человек — легкий хаос вам обеспечен, а с ростом количества вовлеченных обеспечен и экспоненциальный рост энтропии. :)

Процесс в управлении организацией — это совокупность действий, повторяемых во времени, с конкретным началом и концом, целью которых является создание ценности для внешних и внутренних клиентов. По сути – преобразование ресурсов на входе в продукт на выходе, продукт может быть любым – как материальным, так и неосязаемым знанием. Преобразование в ящике может быть предельно простым, не требующим декомпозиции, а может быть очень сложным, вовлекающим в работу много сотрудников и времени, имеющим множество условий и зависимостей. Вопрос уровня декомпозиции процесса лежит в плоскости рациональности, целесообразности и здравого смысла, мне нравится методологический принцип «Бритва Оккама», который гласит, что «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости», там, где можно обойтись без формализации действия — формализовывать действие не стоит. :)
Читать полностью »

Цель и суть методики

Для чего нужна оптимизация бизнес-процессов – очевидно. На всякий случай, еще раз напомню – для того, чтобы зарабатывать больше денег. Как зарабатывать больше денег? Первое – больше продавать (товаров, работ, услуг). Второе – меньше тратить. Как организации зарабатывают деньги? Первый способ – реализуя проекты. Второй способ – исполняя процессы. В этой статье мы рассмотрим второй способ.

Что такое «процесс» (или «бизнес-процесс», хотя многие, особенно некоторые чиновники, не любят этот термин, утверждая, что у них нет бизнеса, поэтому нет и бизнес-процессов)? Процесс (согласно Википедии) – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определенной технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определенных продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя. Главное, что отличает процесс от проекта – это то, что он повторяется из раза в раз по одной и той же схеме. Это свойство процессов и позволяет их «оптимизировать».

Для того, чтобы что-то улучшить – это, для начала, надо измерить. Для бизнеса лучше всего измерять «в деньгах». С учетом обозначенных выше целей, процессы имеют следующие «измерения»:

  • Производительность (Продуктивность) – то, сколько мы зарабатываем при помощи процесса
  • Затраты (Себестоимость) – то, сколько мы тратим на процесс
  • Эффективность – соотношение Производительности и Затрат, что позволяет нам оценить «стоит ли игра свеч», а также сравнить между собой разные варианты осуществления одного и того же процесса

Что мы можем сделать, чтобы повысить эффективность процесса? Предложить его альтернативный вариант (совокупность взаимосвязанных действий), который позволит преобразовывать входы в выходы с большей производительностью и/или меньшими затратами.

Как найти такой «правильный» вариант? Конечно же, придумать его самим. Однако, тут нам нужен софт, который позволит «быстренько» создать модель текущего процесса и на основании этой модели автоматически рассчитать его производительность и себестоимость. Потом поиграть в «Что, если?», создать несколько альтернативных вариантов модели процесса и точно также автоматически рассчитать производительность и себестоимость каждого варианта. Дальше выбираем лучший вариант и внедряем выбранную модель на практике.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js