Идея децентрализованной торговой площадки для малых и средних производителей гаджетов и электроники, сформулированная производителем детских планшетов PlayPad Денисом Булавиным, напоминает сон уставшего фабриканта, которому джинн пообещал удачу во всех начинаниях:
Контракты с ритейлерами держат в ежовых рукавицах?
— Значит, продаём только нишевую электронику и гаджеты
Невозможно вынырнуть из-под потоков хлама с Али настолько дешёвого, что и не важно, если это хлам?
— Тогда у нас будут только уникальные товары, а не «sort of, зато в 20 раз дешевле»
Комиссия «Амазона» обходится дороже, чем маржа в любых твоих мечтах?
— Значит, маркетплейс должен работать без прибыли, чтобы его услуги стоили ровно столько, сколько стоило их оказать
Но кто им тогда будет управлять?
— Да мы сами, вендоры, управлять и будем
Кстати, если вы вендор, и узнали свою головную боль — пожалуйста, ответьте на несколько вопросов в этой гугл-форме.
Это идея, требующая децентрализации самого доверия, без которого невозможна прозрачная и надёжная самоорганизация тысяч незнакомых друг с другом акторов, появилась как нельзя вовремя: когда блокчейн уже изобретён. Но одно дело — успешно гонять и хранить небольшие пакеты данных. И совсем другое — встроить внутрь двухмерной структуры многоуровневый глобальный бизнес, включая такие мощные направления, как логистика, поддержка и платежи, сохранив его способность функционировать. Будет ли вам так же уютно жить вместо дома на его чертеже в натуральную величину? Получается, что ответом на маркетинговый запрос проекта, подобного маркетплейсу Hamster, становится фундаментальное технологическое решение, подразумевающее необходимость создания механизма управления абсолютно нового типа. И одними криптотехнологиями тут не обойтись. Но начинать всё равно нужно с наброска на бумаге.
Айзек Азимов