Рубрика «психология» - 18

После статьи о профессиональном выгорании поступило много вопросов в личку и в комментарии про то, где больше почитать про матчасть, чем отличаются одни школы психотерапии от других и как выбрать специалиста.

Этим постом как раз постараемся на все и ответить. Пару месяцев назад для студентов нашей Школы мы запустили линейку мастер-классов про выгорание. Приглашали не просто тех, кто умеет бодро и зажигательно говорить (это мы и сами умеем), а, прежде всего, профессионалов психотерапии, кто уже много лет занимается тем, что успешно работает со счастливыми обладателями синдрома выгорания:

1. Дмитрий Ковпак, кандидат мед.наук, президент российской Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ), доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

2. Алексей Демьяненко, психотерапевт, заведующий Городским Психотерапевтическим Центром Санкт-Петербурга, руководитель регионального отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации.

3. Наталия Дзеружинская, доктор мед.наук, врач-психиатр высшей квалификационной категории, профессор кафедры психиатрии и наркологии Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца Украины. Более 30 лет работы в сфере психического здоровья.

4. Мария Берлин, организационный психолог, тренер, корпоративный психолог ЗАО РТК МТС(2015-2016), преподаватель института «Иматон», автор программы подготовки специалистов «Работа с эмоциональным выгоранием – комплексный подход».

В итоге у нас накопилось пять мастер-классов (видео под катом). Видео изначально были доступны только нашим студентам. Но раз тема оказалась актуальной для Хабра, решили все это выложить — пользуйтесь на здоровье.
Читать полностью »

Жизнь, как и личная, так и корпоративная, полна конфликтов. К сожалению, большинство из них происходит не из-за здорового различия во мнениях, а на почве взаимного недопонимания и как снежный ком копящихся обид. Я бы хотел поговорить о явлении, которое, на мой взгляд, является корнем (почти) всех зол и одной из главных проблем человеческого общения – о «пассивной агрессии».
Читать полностью »

Нет ли у моего алгоритма проблем с психикой? - 1

Нет ли у моего автомобиля галлюцинаций? Не страдает ли алгоритм, управляющей системой полицейского надзора в моём городе, паранойей? У Марвина, андроида из «Автостопом по Галактике», болели все диоды по левой стороне. Нет ли схожих ощущений у моего тостера?

Звучит это курьёзно, но только до тех пор, пока мы не поймём, что наши алгоритмы всё больше начинают походить на нас самих. Чем больше мы узнаём о нашем мозге, тем больше мы вкладываем этих знаний в создание алгоритмических версий самих себя. Эти алгоритмы контролируют скорость робомобилей, определяют цели для автономных военных дронов, подсчитывают нашу восприимчивость к коммерческой и политической рекламе, находят нам родственные души в онлайн-сервисах и оценивают риски для страховки и кредитов. Алгоритмы становятся почти разумным фоном нашей жизни.
Читать полностью »

Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, Мариэль Москериола, говорит, что всегда верила в то, что «пользовательский опыт» складывается из психологии и дизайна. Работа дизайнера, когда он имеет дело с нуждами людей, удовлетворение которых является его задачей, включает в себя необходимость почувствовать себя на месте пользователя. В этой статье Мариэль расскажет о применении принципов гештальт-психологии в дизайне пользовательских интерфейсов.

image

Читать полностью »

Конфабуляция: почему мы верим в наши собственные выдумки - 1

В ставшем уже классическим эксперименте психологи Ричард Нисбет и Тимоти Уилсон из Мичиканского университета раскладывали перед людьми различные вещи, такие, например, как пары носков, и просили выбрать одну. Участники последовательно выбирали вещи, расположенные от них с правой стороны. Но когда их просили объяснить их выбор, они не упоминали расположение вещи, а в качестве причин своего выбора называли более качественную текстуру ткани, или более яркий цвет, даже если перед ними лежали абсолютно одинаковые пары носков. Люди демонстрировали конфабуляцию. Не зная реальных факторов, определявших их выбор, они не связывали его с определившими выбор причинами, а просто придумывали правдоподобное объяснение того, чем выбранная вещь оказалась лучше.

Такое поведение не ограничивается ситуациями в экспериментах. В повседневной жизни мы часто убедительно объясняем наш выбор, даже если не знаем некоторых факторов, влиявших на него. Когда мы предлагаем объяснение выбора, мы приводим правдоподобные аргументы в его пользу. Допустим, комиссия выбрала двух кандидатов на вакансию и оценивает их после тщательного рассмотрения их резюме и поведения на интервью. Большая часть людей из комиссии склоняются в сторону Джона, выбирая между ним и Арией.
Читать полностью »

Первое исследование привлекательности роболиц - 1
Базовые модели роболиц, взятых за основу первого этапа исследования (всего было изучено 157 роболиц). Экземпляры отсортированы слева направо по увеличению детализации. Число на шкале соответствует количеству отсутствующих элементов, таких как брови или рот. Иллюстрация: Вашингтонский университет

На международной конференции ACM/IEEE по взаимодействию людей с роботами в марте 2018 года (HRI 2018) представлены результаты масштабного исследования «Характеристика пространства проектирования для рендеринга роболиц» (Characterizing the Design Space of Rendered Robot Faces). Непосвящённому человеку сразу трудно понять, о чём тут речь. Какой ещё рендеринг?

Дело в том, что в последнее время создатели гуманоидных (и не только) роботов устанавливают им компьютерные экраны вместо железных лиц. На экране робот может демонстрировать всю гамму чувств — улыбаться или грозно хмурить брови — и для этого не придётся монтировать десятки дорогих сервомоторов для эмуляции мимики.

Так вот, вашингтонские учёные под руководством Алисы Калегиной впервые подробно изучили, как люди реагируют на изменения в характеристиках лица робота.
Читать полностью »

Почему не доказали существование «экстрасенсорной» коммуникации: научный взгляд - 1

Порой людям хочется верить, что в жизни действительно существуют сверхъестественные явления. Так называемая «экстрасенсорная» коммуникация, или возможность общения без использования привычной сенсорной системы человеческого организма, это как раз одно из таких явлений.

Люди так хотят верить в него, что по ТВ постоянно крутят сериалы про экстрасенсов и гадалок (и вам уже осторчертело), а в книжном, под гнётом потребительской психологии, целую полку отвели эзотерике. Об экстрасенсорике много говорят, пишут и показывают, и часто не то. Как человека из индустрии коммуникаций меня интересуют следующие вопросы:

  • Как объясняла бы «экстрасенсорное» восприятие в случае его существования теория коммуникации?
  • Если предположить её существование, то по каким принципам она должна была бы происходить?
  • Почему признаки, присущие другим моделям коммуникации, здесь неприменимы, как правило обрушивают любую веру в экстрасенсорику и помогают разоблачать шарлатанов?

Давайте всё это выясним, опираясь на научный подход.
Читать полностью »

Доброго времени суток, какими бы они ни были, дорогое и любимое сообщество GT.

Сегодня я хотел бы попробовать рассказать вам про модальности, но, не смотря на заголовок и ресурс, речь пойдет не про те модальности (привет, программирование) о которых, возможно, многие подумали, а модальностях с точки зрения психологии и применимости их в реальности.

image

Зачем оно вам может быть нужно и какого bsod'а вообще я пишу это на IT ресурс?

  • Ну, во-первых, все мы общаемся и изложенная ниже информация, возможно, поможет некоторым чуть эффективнее воспринимать и передавать информацию в диалоге, используя лишь мозг и логику (свойственную Гикам), а не природную, — для некоторых, — эмоциональность и всё такое, что умеют от природы харизматики, барышни и прочие личности;
  • Во-вторых, многие имеют или разрабатывают свой продукт, — не важно, собственно, что именно это, — сайт, программа, устройство, услуга или какой-то еще продукт. Все их объединяет одно (конечно, если вы не делали это исключительно для себя), — они требуют умения их представлять, о них рассказывать и создавать оные с учетом аспектов, о которых мы поговорим дальше.

Забегая чуть вперёд скажу, что речь не только и не столько о продажах, но восприятии продукта (разработки, услуги, etc.) в общем и целом, что напрямую характеризует его качество для конечного пользователя.

Давайте приступим.
Читать полностью »

На прошлой неделе я начал разговор о книге Криса Ноддера «Evil by Design», где рассказывается, как доводить пользователей до греха, получая от этого выгоду, и вкратце изложил методики из первых глав. Сегодня рассказываю об оставшихся грехах — гневе, зависти, вожделении и жадности: что кроется за типами поведения, которые мы описываем этими понятиями, и как маркетинговые тактики используют соответствующие слабости человеческой натуры в собственных целях.

Evil by Design: интерфейсы от Мефистофеля (часть вторая) - 1

Читать полностью »

Осознание человеческой сущности через понимание ИИ. Часть 2. Замочная скважина - 1
Первая часть этой главы будет посвящена попыткам понимания ключевых законов восприятия и обработки информации, ее оценки и приведения к мотивации сущности. Во второй части представлены измышления влияния этих законов на нашу жизнь, мотивацию и поведение.

В процессе разработки механизмов обработки информации поступающей с систем информации, механизмов обучения, хранения, принятия решений были определены некоторые особенности, которые повторяются во всех системах. Это своего рода оказалось связующим звеном, позволяющим строить многоуровневые системы выполняющие разные функции, но работающие по одним принципам. Эти принципы я попробую объяснить, и возможно, их понимание позволит по другому взглянуть на вашу жизнь, ваши решения и мотивацию.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js