Не припомню, чтобы в детстве я боялся клоунов. За все детство я побывал в цирке-шапито, может быть, два раза. Зато я определенно испытывал отвращение и настороженную злость к деду Морозу, поскольку примерно в семь лет прочел сказку Евгения Шварца «Два брата», а также был впечатлен завязкой фильма «Сказка странствий» (примерно 4.30 – 8.00). Много позже я стал понимать, что ощущение жуткой фальшивости деда Мороза было настоящим проявлением эффекта «зловещей долиныЧитать полностью »
Рубрика «психология» - 12
Зловещая долина: terra incognita, в которой расставлены нейронные сети
2021-11-20 в 12:10, admin, рубрики: GAN, дизайн, зловещая долина, Компьютерная анимация, машинное обучение, Научно-популярное, психология, распознавание образов, робототехника, роботы, страхИнтеллектуальная производительность без выгорания: 7 техник использования мозга. Часть 2
2021-11-13 в 7:00, admin, рубрики: Блог компании Конференции Олега Бунина (Онтико), выгорание, мозг, мотивация, Научно-популярное, продуктивность, психология, техники мотивации, управление временем, управление людьми, управление персоналом, управление проектами, эффективность, эффективность работыИтак, мы с вами личности, и у нас есть некие представления, желания, требования к себе, образ себя, стратегии жизни и так далее. При этом окружающий мир изменчив: коронавирус, остальные болезни, финансовые истории, искусственный интеллект, занимающий все больше рабочих мест… Продолжите список сами.
Интеллектуальная производительность без выгорания: 7 техник использования мозга. Часть 1
2021-11-04 в 7:00, admin, рубрики: Блог компании Конференции Олега Бунина (Онтико), выгорание, мозг, мотивация, Научно-популярное, продуктивность, психология, техники мотивации, управление временем, управление людьми, управление персоналом, управление проектами, управление проектами и командой, эффективная работа, эффективность работыВ предыдущей статье я рассказал про пластичность мозга. Сегодня предлагаю первые три техники ее тренировки. Идея очень простая: представьте себе, что ваша работа состоит не в том, чтобы строить окружающую жизнь. И не в том, чтобы вручную управлять карьерой и взаимоотношениями в окружающем мире, тратя на это ограниченный ресурс нашей силы воли.
«Я больше не могу»: 5 причин эмоционального выгорания программиста и что с этим делать
2021-10-30 в 22:08, admin, рубрики: gtd, апатия, выгорание, выгорание на работе, высокая нагрузка, где найти ресурс, депрессия, здоровье, мозг, помогите, психология, усталость, эмоцитнальное выгораниеАндрей Н. начал кодить 8 лет назад, и готов был работать сутками напролет, набирая «шабашки» на выходные, а в свободное от работы время изучая новые фреймворки. Работа приносила удовольствие, он наконец-то нашел себя! Спустя 8 лет Андрей с трудом заставляет себя встать с кровати утром, работа не приносит радости, как не приносит ее ничто другое: все виды развлечений, которые развеивали ранее, больше не интересны. У Андрея эмоциональное выгорание, которое предшествует депрессии.
Почему видеоигры — это хорошие учителя?
2021-10-24 в 10:00, admin, рубрики: ruvds_перевод, Блог компании RUVDS.com, видеоигры, Игры и игровые приставки, обучение, психология, Учебный процесс в ITРазработчики игры провели потрясающую работу по использованию её базовых механизмов, сделав так, что на прохождение этой игры нужно более 60 часов. Всё начинается с того, что персонаж оказывается в местности, которая в некотором смысле отделена от остального игрового мира. Приключения в этой местности играют роль обучалки. Для того чтобы пойти дальше, нужно пройти четыре испытания, фактически — решить небольшие головоломки. Каждая из этих головоломок знакомит игрока с новой игровой механикой и, проводя его через ряд испытаний, учит ими пользоваться. Речь идёт о следующих механиках:
Читать полностью »
Топ-5 когнитивных искажений при планировании в IT
2021-09-27 в 10:50, admin, рубрики: Блог компании Конференции Олега Бунина (Онтико), когнитивные искажения, конференции, мозг, нейрофизиология, психология, тимлид, тимлидство, управление командой, управление людьми, управление персоналом, управление проектами и командой, управление разработкойЭта статья подходит для тимлидов и их подопечных, а также для всех, кто оценивает проекты и задачи. Я расскажу, как и почему мы делаем ошибки из-за когнитивных искажений. Попадаем в них мы почти все, просто потому что мы живые люди. И на примере одного дня из жизни тимлида я хочу показать, в какие искажения чаще всего влетают в IT, и — самое полезное — как из них можно выходить.
Замечу, что искать когнитивные искажения стоит, в первую очередь, у себя, а не у коллег. Читать полностью »
Что такое дружба после 30? (Теория взрослой жизни)
2021-06-25 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи, Блог компании RUVDS.com, мозг, психология, смысл жизни, сообщество, Социальные сети и сообщества, теория взрослой жизни, Читальный залПодобным вопросом в той или иной форме задаются очень многие взрослые люди. Взрослому должно быть более-менее понятно, что новые друзья находятся где-то за пределами области известного опыта, потому что в области известного опыта и с друзьями всё известно. То есть, «искать друзей» превращается в «искать хз кого хз где» — и это только половина беды, потому что дальше вопрос: а как тогда понять, что нашёл? Не зная, что ищешь, нельзя установить критерии выбора — в какой момент станет понятно, что нашёл? А что искал? А неизвестно же. Это логический тупик. Выход из него — правильная постановка вопроса.

Дружба — атрибут детства. Это не значит, что дружбы не может быть во взрослой жизни — очень даже может, но при определённых условиях, которые становятся понятны, если разобраться в разнице между детской и взрослой ролями человека в обществе.
Человек — существо социальное в том смысле, что «человечность» — то есть, то, что отличает человека от животного, как её ни назови (личность, душа, personality) возникли в процессе эволюции Homo как коллективного существа. Животные, даже стайные, действуют автономно — исходя из заложенных инстинктов и приобретённых навыков. Приматы вида Homo в процессе эволюции развили способность предсказывать поведение других членов группы, чтобы корректировать своё поведение в реальном времени. Феномен личности — то есть, предиктивной модели поведения других членов группы — возник как побочный эффект подобного усложнения взаимодействия. Self-awareness — то есть, распознание себя как личности, постройка предиктивной модели самого себя — эволюционный пик этого процесса, с которого, собственно, «человек» (то есть, «не-животное») как феномен и начался.
Читать полностью »
Почему люди так плохо прогнозируют будущее
2021-06-21 в 7:05, admin, рубрики: бессмертие, Блог компании VDSina.ru, будущее, будущее здесь, мозг, научная фантастика, Научно-популярное, нереалистичный оптимизм, предвзятость подтверждения, прогнозирование, проекционная предвзятость, психология, социология, твёрдые убеждения
Взгляд на наше космическое будущее из 1970-х годов
В период с 1956 по 1962 годы психолог Кейптаунского университета Курт Данцигер проводил масштабный опрос. По его просьбе 436 южноафриканских школьников и студентов написали эссе, как будет развиваться их страна в конце 20-го века: «Это не тест на воображение — опишите действительно ожидаемые события», — гласила инструкция.
В те времена в ЮАР царила политика апартеида. Так вот, примерно 65% африканцев и 80% потомков индейцев предсказали социальные и политические изменения, равносильные концу апартеида. С другой стороны, только 4% белых граждан высказали такое мнение. Откуда различие? Всё просто.
Кого устраивает существующее положение вещей — тот не верит в будущие изменения, хотя эти изменения очевидны для остальных. Результаты опубликованы в научной статье «Идеология и утопия в Южной Африке. Методологический вклад в социологию знания»", British Journal of Sociology, 14, 59−76 (1963).
Читать полностью »
Психотронная тюрьма риторики: история о том, что мешает нам мыслить здраво
2021-06-10 в 8:52, admin, рубрики: ruvds_статьи, Алгоритмы, Блог компании RUVDS.com, Научно-популярное, психология, социальные сети, Социальные сети и сообщества, фейсбук снова гадит, Читальный зал
Аристотель придумал, что в риторике есть четыре главных способа убеждения. Пафос — через эмоции и повествование. Логос — через факты и логику. Этос — через авторитет того, что убеждает. Есть еще кайрос, фактор контекста: того, когда вас пытаются убедить и при каких условиях.
Познакомился я с ними, когда работал академконсультантом в США: помогал получать высшее образование так, чтобы иметь хорошие оценки и не тратить слишком много денег. В колледжах США, риторику изучают все гуманитарии на первом курсе, иногда даже технари. И так как всю риторику сводили именно к способам убеждения, мои клиенты из Ближнего Востока и Китая часто этим возмущались. И спрашивали меня, какой скрытый смысл в том, чтобы изучать такие очевидные вещи.
Что же, ответ у меня есть. Я считаю, что этос — это бич мыслящего человека. Кейрос — кандалы, который выковал информационный век. А понимание того, как работает риторика — базовый инструмент критического мышления. Особенно для IT-специалиста.
Я так много рассказывал об этом на кухнях и в чатах, что решил написать статью. А получился лонгрид с научными исследованиями, разбором влияния алгоритмических новостных лент, и безумным комиксом из мемов, который я делал 4 часа в Фигме. Поехали!
UPD Большое спасибо всем тем людям, что помогли мне исправить ошибки и очепятки! Только на Хабре так стремятся помочь, и это неоценимо.
Читать полностью »
Проект, который сжег меня дотла
2021-04-13 в 21:35, admin, рубрики: burnout, выгорание на работе, здоровье, карьера, Карьера в IT-индустрии, мозг, ненормальное программирование, перевод, психология, разработчик
Сейчас 3 часа ночи 10 августа 2013 года. Бесконечный приступ паники не дает мне сомкнуть глаз. Как сумасшедший, я раз за разом прокручиваю только что написанный код в голове. Внезапно я осознаю, что в архитектуре приложения есть серьезная проблема. Я вскрикиваю и скатываюсь с кровати, спотыкаясь о свою девушку, я бегу как сумасшедший к своему компьютеру, чтобы все исправить.