Рубрика «психоакустика»

В комментариях не впервые нарвался на рассуждение о том, что равномерность АЧХ выше 16 кГц — это чуть ли не самый главный параметр для верности воспроизведения. По крайней мере очень и очень значимый. С подобным мнением от людей, которым больше тридцати лет от роду, а иногда и за сорок, мне приходится сталкиваться часто. И, как правило, те же люди утверждают, что частотный диапазон записей на виниле, якобы, выше, чем у CDDA (равно как и верность воспроизведения). Они же совершенно безапелляционно заявляют, что не просто слышат до 20 кГц (а порой и выше), но и приводят спектрограммы, где любимый многими Ник Мейсон (ударные золотого состава Pink Floyd), якобы, извлекает из своих тарелок эти самые 20 + кГц.

Аудиофилькина грамота: о частотном диапазоне, возрасте, виниле и АЧХ тарелок Pink Floyd - 1

Когда людям в комментах пытаешься объяснить, что они упорствуют в заблуждении, начинаются рассказы, что они великие практики, на спектрограмме всё видели, их “мутью теоретической” не обманешь. В силу образования, я знаком с физиологией слуха, а в силу увлечений — с практикой звукозаписи. Под катом постараюсь подробно объяснить, почему рассказы про “20 кГц в тарелках у Pink Floyd”, волшебную широту диапазона виниловых записей и способность слышать 20 кГц после 30 лет, не имеют ничего общего с реальностью.
Читать полностью »

Зная о моих пристрастиях, знакомые нередко задают мне вопросы, о том, как и на чем правильно слушать классическую музыку (камерную, симфоническую, оперную и др.), акцентируя внимание на аппаратуре. Во многом этот пост станет ответом на них и, полагаю, будет полезен тем, кто только начинает интересоваться академической классикой.

Как и на чём слушать классику: много букв о тренировке восприятия и жанровости аппаратуры - 1

При этом, вопреки устоявшейся практике, я начну не с аппаратуры, а с особенностей восприятия. Известно, что в отличие от прочих, понимание и “погружение” в академические жанры требует от слушателей освоения методов — особых навыков по восприятию музыкального произведения. Рассматривая проблему с этих позиций, вопрос аппаратуры становится вторичным, но его я также затрону под катом.

Те, кто сразу захочет перейти к технической части и оставить в стороне вопросы восприятия музыки, может просто пропустить три раздела.
Читать полностью »

Этим постом мы возрождаем цикл “Личность и звук”, посвященный людям, которые оставили заметный след в исследованиях звука. Сегодня речь пойдёт о видном нейробиологе, психологе, популяризаторе науки, музыканте и продюссере Дэниэле Левитине. Этот человек — автор, пожалуй, наиболее известных в мире книг, описывающих нейрофизиологические механизмы восприятия музыкальных произведений.

Brain, Drugs, and rock`n`roll: личность и исследования самого музыкального стендапера среди нейробиологов - 1

На протяжении достаточно длительной творческой и продюсерской деятельности Дэниэл работал с такими коллективами и исполнителями, как Grateful Dead, Blue Oyster Cult, Стив Уандер, Сантана, Ван Моррисон, Эрик Клептон. Именно Левитин впервые обнаружил сходство удовольствия от музыки с эйфорическим эффектом наркотических веществ и удовлетворением от пищи. Под катом несколько слов о жизни, творчестве и исследованиях канадско-американского ученого-музыканта.
Читать полностью »

Одним из самых популярных материалов нашего блога на GT стал пост “Сеанс теплой ламповой магии с разоблачением”. Он коснулся расхожих стереотипов при оценке УМЗЧ с полупроводниковой и ламповой схемотехникой. Кроме того, бурным и живым стало обсуждение поста о гитарном ламповом усилении и цифровой эмуляции ламповых эффектов.

«Теплые» ламповые доказательства: ещё немного о «магических» свойствах ТЛЗ для музыкантов и аудиофилов - 1

Некоторые из моих оппонентов в холиварах на эти темы заявили, что я, дескать, мало знаю о ТЛЗ, и все прелести оного совсем не в гармониках, а в трансформаторах, операционных усилителях и т.п. Оппоненты непрозрачно намекали, что нет подробных исследований спектрального состава искажений для ламповых и транзисторных усилителей.

В тех материалах я писал о том, что рано ставить точку в вопросе лампового звука, теперь, полагаю, пора. Совсем недавно мне попалось относительно свежее исследование физика Дэвида Кипортса, которое окончательно закрывает вопрос о природе и эффектах так называемого ТЛЗ (по крайней мере в вопросе гитарного усиления). Читать полностью »

В обзорах и субъективных оценках звуковой аппаратуры нередко встречаются термины, которые редко используют аудионженеры. Особенно часто они касаются динамических характеристик, которые стали полем для многочисленных наукообразных спекуляций.

Особенно часто употребляются такие слова как макро и микродинамика, также, в качестве аналога последнего, используется термин детальность. Термины оные, по словам людей их употребляющих, свидетельствуют о верности воспроизведения и являются чуть ли не основными критериями его оценки.

Аудиобубен лейтенанта Шмидта: Ликбез по “детальности”, “макро” и “микродинамике” - 1

Случается, что разные авторы под этими словами понимают разные вещи, порой и вовсе не утруждают себя объяснением того, что они подразумевают под, например, “микродинамикой”. Иными словами — нагло спекулируют наукообразной лексикой. Как правило, опусы, в которых встречается подобное словоупотребление, имеют явную или скрытую коммерческую цель.

В связи с подобными случаями я хочу написать о том, что именно специалисты по психоакустике и эксперты подразумевают под макро и микродинамикой. А кроме того, рассказать о том, какие измеряемые показатели будут косвенно свидетельствовать об этих недокументированных свойствах звука.
Читать полностью »

Не смотря на несколько поутихший интерес многих аудиофилов и меломанов к ламповым усилителям, споры о преимуществах/недостатках этих архаичных долгожителей не утихает по сей день. Условно спорящих о ТЛЗ можно разделить на два лагеря. Первый — приверженцы прогресса, полагающие, что ламповой технике место на свалке истории или в лучшем случае в каком-нибудь техническом музее. Второй – ярые сторонники теплой ламповости, которые видят , слышат в ламповых УМЗЧ (непременно однотактных, без ООС, A class) возможность получить «духовное откровение» и «по-настоящему» красивый (TRUE, воздушный и т.п.) звук.

Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением - 1

Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.
Читать полностью »

Многие ждут момента, когда аудио гаджеты смогут учитывать их личные предпочтения в особенностях воспроизведения музыки, самостоятельно подстраиваясь под особенности слуха. В ушедшем 2016-м году создатель Nura, Кайл Слетер, заявил о том, что ему и команде его проекта удалось осуществить разработку, которая делает такие мечты реальностью.

От физиологии до гаджета: наушники, которые адаптируют звук к ушам – амбициозный стартап Nura - 1

«Будучи меломаном на протяжении всей жизни, а также инженером, начал систематически искать идеальную пару наушников и обнаружил, что наушники, как и обувь — идеал зависит от того, кто их носит. Это привело к осознанию того, что наушники должны понимать особенности слуха конкретного человека и уметь адаптироваться под слушающего.»

Кайл Слетер

В громкие слова разработчиков поверили уже многие: проект получил ощутимую поддержку на краутфандинговой площадке Kickstarter. Обещаниям создателей нового аудиочуда ещё предстоит пройти проверку временем, но принципы работы, заложенные в устройство, на наш взгляд, заслуживают внимания и живой дискуссии.

Читать полностью »

Mercedes-Benz испускает краткий импульс розового шума 80 дБ перед неизбежной аварией - 1
Громкий розовый шум вызывает кратковременную потерю слуха. Она защищает водителя и пассажиров от оглушения при выстреле подушек безопасности и грохоте аварии

В автомобилях Mercedes-Benz реализованы десятки разных систем безопасности, в которых используются практически все сенсоры автомобиля. Основная задача — активировать преднатяжители ремней безопасности как можно раньше, до срабатывания подушек безопасности. Акселерометры умеют распознавать переворот. Задействуется радар дистроника. Генератор выдаёт до 18 вольт и больше, чтобы очень быстро опустить окна при перевороте. Сочетание высокой скорости, резкого торможения и сработавших датчиков парктроника расценивается как ДТП. Если машина внезапно меняет траекторию во время заноса, это расценивается как авария (подушки безопасности хорошо распознают только лобовые столкновения). В зависимости от веса и роста человека и вектора столкновения автомобиль может даже активировать преднатяжители без активации подушек безопасности. В общем, когда инженеры Mercedes-Benz говорят о новых мерах безопасности в автомобилях, это действительно интересно. Что ещё придумали эти ребята?
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js