Как правило, программисты хотят минимизировать время выполнения кода. Но в 1962 году венгерский математик Тибор Радо поставил противоположную задачу. Он задался вопросом: как долго может выполняться простая компьютерная программа, прежде чем она закончит работу? Радо назвал эти максимально неэффективные, но все же функциональные программы «усердными бобрами».
Поиск таких программ — жутко отвлекающая головоломка для программистов и других любителей математики с тех пор, как она была обнародована в колонке Computer Recreations в журнале Scientific American в 1984 году. Но за последние несколько лет игра в усердного бобра, как её называют, сама по себе стала объектом изучения, поскольку она связана с самыми возвышенными понятиями и открытыми проблемами в математике.
Цель игры «Усердный бобёр» — найти компьютерную программу, которая работает максимально долго. Её поиски удивительным образом связаны с некоторыми глубочайшими вопросами и понятиями в математике.