Рубрика «Проектирование и рефакторинг» - 45

В предыдущей публикации мы вывели наиболее полный и корректный способ реализации сравнения по значению объектов — экземпляров классов (являющихся ссылочными типами — Reference Types) для платформы .NET.

Каким образом нужно модифицировать предложенный способ для корректной реализации сравнения по значению объектов — экземпляров структур (являющихся "типами по значению" — Value Types)?

Экземпляры структур, в силу своей природы, всегда сравниваются по значению.

Для предопределенных типов, таких как Boolean или Int32, под сравнением по значению понимается сравнение непосредственно значений экземпляров структур.

Если структура определена разработчиком — пользователем платформы, то сравнение по умолчанию автоматически реализуется как сравнение значений полей экземпляров структур.
(Подробности см. в описании метода ValueType.Equals(Object) и операторов == и !=)
Также при этом автоматически определенным образом реализуется метод ValueType.GetHashCode(), перекрывающий метод Object.GetHashCode().

И в этом случае есть несколько существенных подводных камней:

Читать полностью »

При написании этой статьи я сделал все возможное, чтобы сделать ее простой для чтения. Однако, в ней содержится очень сложный и нетривиальный вывод — почему методы моделирования операций, которые мы встречаем почти в каждой нотации, не дают нам удовлетворения. Я не видел подобного анализа нигде, даже в книге Криса Партриджа, которую я очень люблю: Business Objects: Re-Engineering for Re-Use. Поэтому я надеюсь, что статья будет легка и полезна одновременно.

Трудности в моделировании операций стандартными способами. Моделирование 4-объектов, постановка задачи - 1

Все модели, которые мы строим, должны так или иначе моделировать 4-х мерное пространство-время, потому что именно так мы представляем себе окружающий нас мир.
Например, что такое болт? Это 4-х мерный объект, который ограничен в пространстве-времени определенными границами. Для моделирования болта существуют нотации, которые моделируют эти границы. Например, чертеж болта моделирует поверхность, которая ограничивает 3-х мерный объем. Добавив к этому чертежу еще 6 координат, зависящих от времени, мы получим модель поверхности 4-Д пространства — времени, которая моделирует болт.

Однако, что такое операция? Это — тоже 4-х мерный объект, который также, как и болт ограничен определенными границами в пространстве и во времени. Правда, представить себе операцию как 4-объект намного сложнее. Существуют три причины, по которым нам сложно это сделать.
Читать полностью »

Прежде чем представиться и слегка объясниться, я, пожалуй, напишу, кому предназначена и посвящена данная статья, чтобы достопочтенный читатель имел возможность тотчас отбросить её за ненадобностью.

Итак, кому же? В первую очередь, наверное, таким же как я — новичкам в области проектирования программных систем. Тем, кто не обладает колоссальным эмпирическим опытом и владеет шаблонами проектирования исключительно на основании общих рассуждений. Ещё более эффективным будет прочтение такой статьи тем, кто ни разу не слышал про SOLID, GRASP и прочие принципы проектирования. Ибо я искренне уповаю на то, что мне удастся показать, как из базовых теоретических суждений на основании законов логики выводятся все те непоколебимые постулаты, ранее казавшиеся a priori истинными.

Тем не менее, не смотря на столь низкую планку, я бы всё же пожелал, дабы опытный и уже матёрый программист, обладающий мощной эмпирической базой, крепко засевшей в его нейронных сетях, подсобил конструктивным советом скромным начинаниям.
Читать полностью »

Модели создаются аналитиком с целью сделать понятным ту или иную часть предметной области. Модель строится при помощи объектов учета и отношений между ними. Под объектом учета понимается все, что мы назвали: активы, процессы, события, структуры, множества и т.д. При этом кажется, что мы все знаем, что такое «понимание», однако, стоит поговорить об этом чуть подробнее.

В результате обучения человек привыкает к тому, что есть некоторые паттерны, повторяющиеся из раза в раз. Например, если поднять камень и отпустить его, он упадет на землю. И так будет всякий раз, когда повторится этот паттерн. Знание о том, что предмет падает на землю является эмпирическим опытом, не требующим объяснения. Всем, кто живет на Земле, этот факт кажется очевидным, не требует ни объяснения, ни доказательства, то есть, он понятен. Выглядит это знание как:

  1. Эмпирический опыт – это множество (класс) ситуаций, которые расцениваются данным субъектом, как похожие друг на друга (субъект ронял предметы). Новые ситуации классифицируются субъектом как похожие на предыдущие и пополняют класс однотипных ситуаций.
  2. Паттерн ситуаций (тип ситуаций, или модель ситуаций), который присутствует в сознании у субъекта и в котором записано, что всякий раз, когда случится подобное, тело падает на землю. Паттерн связан с эмпирическим опытом, или с классом ситуаций.

Итого: есть ситуации, модели которых хранятся в сознании у субъекта, есть модель этих моделей – паттерн, который тоже хранится в сознании у субъекта. Все вместе это дает человеку чувство понимания.

Однако, для человека, родившегося в космосе и всю жизнь проведшего в невесомости, факт того, что камень падает на землю, не будет являться очевидным, и потребует объяснения.
Постановка задачи: Объекты учета и моделирование отношений между ними - 1
Читать полностью »

Одним из символов Нового Года для меня всегда был (и до сих пор остаётся) прекрасный мюзикл «Чародеи». И дело не только в хороших песнях, отличном актёрском составе или атмосфере сказки. Фильм «Чародеи» — это ещё один взгляд на любимый многими мир книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Авторами сценария фильма тоже были они (хотя многое в нём пришлось переделать вопреки их оригинальной идее).

«Что все эти размышления делают на Хабре?» — спросите вы. Ну, во-первых, на дворе Новый Год, а во-вторых, «Понедельник начинается в субботу» — это книга для программистов («Сказка для научных сотрудников младшего возраста») и о программистах (профессия главного героя книги). Уже на первой странице книги мы видим, например,

пример хед-хантинга ценного специалиста в безденежный, но интересный проект

«А где вы работаете?» Я ответил. «Колоссально! – воскликнул горбоносый. – Программист! Нам нужен именно программист. Слушайте, бросайте ваш институт и пошли к нам!»… «Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». – «Почему вы так думаете?» – «Уверен».

Фильм тоже показывает нам волшебство как результат сложной и наукоёмкой деятельности простых, в общем-то, людей. Никаких тут тебе „ты был рождён в семье волшебников и унаследовал дар...“ и прочих философских камней и корня мандрагоры. Лаборатория Абсолютных Неожиданностей в фильме выглядит как классический вычислительный центр любого НИИ тех лет:

Информационные технологии в новогоднем мюзикле «Чародеи» - 1

А теперь я хочу рассказать об одном вопросе, связанном с информационными технологиями в данном фильме, который интересовал меня уже много лет и для решения которого я даже писал письмо Борису Стругацкому, когда он был ещё жив (хотя и не получил ответа). При каждом из многочисленных просмотров фильма „Чародеи“ меня удивлял в нём один эпизод (осторожно, под катом будут спойлеры!).
Читать полностью »

Для создания модели предметной области сначала строится модель наших представлений. Описание наших представлений содержится в метамодели (например, в нотации BPMN). Метамодели, в свою очередь, строятся на основе мета-метамодели. Однако, наши представления имеют очень непростую структуру, которая до сих пор не имеет формального описания. Поэтому построение метамодели и мета-метамодели сильно затруднено. Попытку описать эту структуру предприняли греки, когда придумали основы логики. Способы нашего мышления изучали математики, когда столкнулись с парадоксами, пытаясь построить основы своей науки. Казалось бы, прогресс есть, но по какой-то причине, остановившись на формальном описании инструментов логического вывода, математики не сделали попытку применить полученные наработки к моделированию нашего мира (наверно, потому что для них – это прикладная задача, не вызывающая интереса).

Трудности на пути создания «универсальной» метамодели для моделирования предметных областей - 1

В итоге те принципы, на основе которых создаются нотации и языки моделирования предметных областей, выбираются разработчиками относительно произвольно. Понятно, что созданные таким образом языки моделирования имеют достаточно ограниченную область применения. Эту область должны были бы описать создатели языка, но разработчики, как правило, это требование игнорируют.
Читать полностью »

Хабркат

Введение

Зачем это затевалось? Год назад начали писать систему обеспечения технологической подготовки производства. И с того момента начался наш тернистый путь. Определили стек технологий с которым будем работать. Кратко описали задачу и приступили к работе.

В течении обучения и параллельной "разработки" начали вырисовывать интерфейс и будущая архитектура приложения. В итоге у появился еще один свой фреймоворк.

В этой статье попытаюсь описать что было сделано, какую структуру реализовали, описать конкретную реализацию классов, почему так, написать примеры использования самописного фреймоврка. Ну и расскажу дальнейшие планы.

Читать полностью »

Подписки в ABBYY Cloud OCR SDK: «заткнитесь и возьмите мои деньги!» - 1Хорошая новостьТМ: теперь в ABBYY Cloud OCR SDK помимо разовой покупки страниц можно оформить подписку через PayPal. Мы долго планировали эту разработку, довольно долго она была в состоянии беты для ограниченного круга пользователей. Сейчас подписки доступны всем, а этот пост – о разных технических и социальных моментах этой эпичной разработки.

Начать нужно с ответа на вопрос «зачем». Ответ на него: подписки удобны и понятны многим пользователям. Хотя покупать пакеты страниц тоже удобно и несложно, пользователю нужно следить за остатком страниц приложения и докупать страницы. Сервис умеет отправлять предупреждение о скором исчерпании остатка страниц, но пользователь может его пропустить. Если пользователь забудет докупить страницы – его приложение может в самый неподходящий момент доизрасходовать остаток страниц и перестать работать.

Капитан подсказывает решение: автоматизация. Пользователь может продолжать докупать пакеты страниц, а может оформить подписку. Конечно, подписку можно прекратить в любой момент, в этом случае положительный остаток страниц не изменится, его можно будет израсходовать позже.

Мы старались сделать логику подписок как можно более понятной и одновременно удобной для пользователей.
Читать полностью »

Если вы пишете приложение мобильного банка для iOS, какие у вас приоритеты? Думаю, их два:

  1. Надёжность;
  2. Скорость внесения изменений.

Ситуация такова, что нужно уметь вносить изменения (и в частности выкатывать новые банковские продукты) действительно быстро. Но при этом не скатываться в индусокод и копипаст (см. пункт 1). Всё это при том, что приложение действительно огромное по функционалу, по крайней мере в задумке (банки хотят намного больше, чем умеют). Соответственно, во многих случаях это проекты на десятки человеко-лет. Те, кто участвовал в таких проектах, уже наверно поняли, что задача нетривиальная, и школьные знания тут не помогут.Читать полностью »

Улучшение производительности PHP 7 - 1

PHP — это программное обеспечение, написанное на языке С. Кодовая база PHP содержит около 800 тысяч строк кода и в седьмой версии была существенно переработана.

В этой статье мы рассмотрим, что изменилось в движке Zend седьмой версии по сравнению с пятой, а также разберёмся, как можно эффективно использовать внутренние оптимизации. В качестве исходной точки возьмём PHP 5.6. Зачастую многое зависит от того, как те или иные вещи написаны и представлены движку. При написании критически важного кода необходимо уделять внимание его производительности. Изменив несколько мелочей, вы можете сильно ускорить работу движка, зачастую без ущерба для других аспектов вроде читабельности кода или управления отладкой. Свои рассуждения я докажу с помощью профилировщика Blackfire.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js