Представьте себе на минуту идеальный мир, в котором все ваши данные хранятся в облачной системе, в зашифрованном виде, и доступ к этому хранилищу имеете только вы. «Учетная запись» используется для синхронизации данных на домашнем ПК, смартфоне и планшете. Для доступа к файлам, сообщениям мессенджера и почтовой переписке требуется дополнительное согласие владельца. Еще более строго ограничивается доступ к вашим данным со стороны третьих лиц и компаний. Одной большой красной кнопкой можно отключить доступ сразу всем сторонним сервисам. Социальные сети теперь обязаны каждый раз запрашивать ваше разрешение на использование данных для таргетирования рекламных объявлений. Законодательно закреплен и поддержан технологиями режим инкогнито, когда компаниям прямо запрещено отслеживать вашу активность — для любых целей. Стоимость персональных данных растет и становится публичной: желающим свободно делиться своими данными предлагают солидные компенсации. За персональное хранилище данных тоже приходится платить, но гораздо меньше.
Ничего из вышеперечисленного НЕ произошло 25 мая, когда официально вступили в силу нормы европейского регламента о защите данных (General Data Protection Regulation). «День GDPR» по идее должен был пройти незаметно для большинства: это же законодательство, юридические тонкости и прочее. Но сказалась как сложность новых принципов защиты персональных данных, так и традиционное человеческое раздолбайство. Результат могли наблюдать все пользователи Интернета в своих почтовых ящиках. Обычно происходило это с комментарием: «Никогда бы не подумал, сколько компаний владеют информацией обо мне». Массово рассылая обереги от гнева европейских бюрократов, становятся ли компании ответственнее при обработке персональных данных? Пока скорее нет, чем да, но есть и позитивные примеры.
Читать полностью »