Рубрика «пользовательское соглашение»

В двух словах: законно, но нужно помнить о куче «подводных камней».

В начале марта появилась новость, что в России запретили парсинг общедоступных персональных данных. В целом это действительно так, но правовые вопросы, связанные с парсингом, не сводятся только к персональным данным. Поэтому я решил написать о парсинге с юридической точки зрения.

Парсинг — это автоматизированный сбор общедоступной информации из интернета, осуществляемый без использования APIЧитать полностью »

Меня зовут Александр Явтушенко и уже 4 года я работаю в сфере IT права. Последнее время все чаще сайты и приложения, которые я сопровождаю по части правового обеспечения их деятельности, начинают задумываться или непосредственно внедрять различные правила и политики связанные, в первую очередь, с процедурами сбора, обработки и хранения персональных данных. В большинстве случаев это вызвано страшным словом GDPR (англ. General Data Protection Regulation) — нормативным актом Европейского Союза, который регламентирует любые действия, связанные со сбором, обработкой, хранением и последующим использованием полученных от граждан ЕС персональных данных.

Основной проблемой IT разработчиков, которые не хотят привлекать профильных юридических специалистов в сфере защиты Personal Data (далее — PD) и обеспечения правильного режима конфиденциальности является смешивание в одном документе (зачастую его "обзывают" условиями использования сайта или пользовательским соглашением) как норм регламентирующих поведение пользователя (различных групп пользователей) на сайте или в приложении, так и положений об обработке персональных данных.

Второй глобальной проблемой является тот факт, что у неспециалиста, как правило, отсутствует понимание того, что мало написать какие-то правила, важно идеально знать правовые нормы и правоприменительную практику (как со стороны контролирующих органов, так и судебную) страны регистрации сайта/приложения, а также нормы других стран, которые в определенных случаях могут также распространяться на вас (яркий пример — тот же GDPR в случае работы с данными граждан ЕС).

Читать полностью »

image

Игровая индустрия одна из самых динамически развивающихся индустрий, которая приносит огромную прибыль не только организаторам MMOG (Massively Multiplayer Online Game, массовая многопользовательская онлайн-игра), но и их пользователям. Сделки с виртуальными артефактами и игровыми объектами приносят большой доход. Например, самая дорогая официально подтверждённая покупка была совершена в игре Entropia Universe — пользователь приобрел виртуальной недвижимости на $ 2 500 000.

В мире сейчас насчитывается почти 2,5 млрд геймеров. Для некоторых людей онлайн-игры становятся второй реальностью, местом социализации, пользователи общаются, прокачивают своих героев, покупают цифровые артефакты. Возникает вопрос, какое место занимают виртуальные игры в правовой системе России. На многих игровых площадках можно совершать микротранзакции: покупать улучшенную экипировку, доспехи или новое оружие для персонажей, технику. Когда суммы, вложенные в игровые объекты, разрастаются до десятков тысяч рублей, а то и долларов/евро, на ум приходит вопрос: а как регулируются отношения, связанные с продажей и покупкой игровых артефактов, сделками по передаче игровых персонажей и аккаунтов, каковы риски и гарантии защиты имущественных прав геймеров при осуществлении таких сделок? Читать полностью »

image

Недавно мы разместили в свободном доступе бесплатный образец Пользовательского соглашения для сайта. Теперь хотим рассказать, как на его основе легализовать новостную рассылку пользователям.

Каждый из нас сталкивается с проблемой СПАМа. Согласитесь, неприятно получать рассылку из неизвестных источников. С другой стороны, любой владелец сайта задавался вопросом, как донести сообщение до пользователя, минуя СПАМ-фильтры и корзину.

Помимо этого рассылки пользователям могут нарушать законодательство. Отметим минимум две проблемы:

  1. Закон «О рекламе» запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе Интернет при отсутствии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ч.1 ст.18 ФЗ-38).
  2. Закон «О персональных данных» требует получение согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных и регистрацию в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных (п.1 ч.1 ст.6 и ч.1 ст.22 ФЗ-152).

Об ответственности за рассылку информация ниже, а сейчас о простом способе выкинуть страхи из головы и заняться делом.Читать полностью »

Полгода назад мы разместили на Мегамозге статью 3 юридические ошибки интернет-магазина, которая вызвала живой интерес у пользователей. Сейчас хочется остановиться на проблеме, которую мы не стали затрагивать в предыдущем материале. Это проблема внедоговорного использования персональных данных пользователей интернет-магазина.

Сразу отметим, что имеется простое решение данной проблемы: для этого достаточно заключить с пользователем договор на использование сервиса интернет-магазина до приобретения в нем товара. Самым простым способом это сделать является принятие Пользовательского соглашения. Однако большинство интернет-магазинов используют стандартную форму оферты, условия которой принимаются после предоставления персональных данных. Т.е. до принятия оферты ПДн используются незаконно.

К сожалению, владельцы интернет-магазинов об этом не задумываются. Оферта на дистанционную продажу товаров включает все правовые условия использования магазина и кажется достаточной. Но так ли это? Давайте разберемся.Читать полностью »

image

В предыдущей статье мы рассказали о стандартных пакетах документов для 3х видов сайтов: 1) сайта с формой обратной связи, 2) бесплатного сервиса с личным кабинетом; и 3) интернет-магазина.

Продолжим знакомство с вариантами правовой документации для различных категорий сайтов. Напомним, что в качестве основы классификации сервисов для построения договорных схем мы используем набор их функциональных возможностей.

Если для сайта с формой обратной связи необходимо и достаточно Политики конфиденциальности, то бесплатному интернет-сервису с личным кабинетом дополнительно потребуется Пользовательское соглашение. Для дистанционной продажи товаров через интернет-магазин к Политике конфиденциальности с Пользовательским соглашением добавится Публичная оферта.

Теперь рассмотрим состав документов для платных интернет-сервисов и онлайн-бирж.Читать полностью »

image
По запросам клиентов на подготовку правовой документации для сайтов мы видим сумятицу в представлении, какие документы необходимы и достаточны для интернет-площадки с определенным функционалом.

При первом контакте клиенты называют пользовательское соглашение или оферту, вкладывая в данные термины разное содержание. На выходе после обсуждения с заказчиком особенностей его интернет-проекта мы получаем целый пакет документов, который наряду с пользовательским соглашением может включать публичную оферту или правила оказания услуг (TOS), лицензионный договор и политику конфиденциальности (Privacy Policy).

Мы выделяем несколько правовых схем взаимодействия владельца сервиса с пользователями с учетом функционала различных интернет-проектов. На основе классификации рекомендуется использовать отдельные пакеты документов для основных групп интернет-сервисов.

Какие группы сайтов принято выделять и пакеты документации использовать смотрите под катом.Читать полностью »

Как избежать претензий потребителей по поводу качества, комплектности и сроков доставки товара, продаваемого в интернет-магазине? С учетом судебной практики для этого достаточно организовать реализацию через торговую площадку по агентской схеме.

Владелец торговой площадки, использующий агентскую схему работы с продавцами, выполняет роль посредника. Поэтому на него не распространяется законодательство о защите прав потребителей и он не несет ответственность за качество товара, срок его доставки и т.п. Данные выводы в равной мере относятся к оказанию услуг и выпонению работ, заказанных через интернет-биржу.

За нарушение прав потребителя будет отвечать непосредственно продавец. При рассмотрении исков потребителей суд руководствуется условиями пользовательского соглашения, оферты и других документов, размещенных на сайте торговой площадки или продавца.

Поскольку отношения с потребителями и другими участниками торговых площадок строятся на основе условий оказания услуг, добровольно принимаемых при начале использования сайта и/или оформлении заказа, уделяйте внимание их содержанию.

В качестве иллюстрации приведем последнее дело о защите прав потребителей с участием Яндекса (см. решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.01.2015 г. по делу № 2-587/2015).

Подробности решения скрыты под катом.Читать полностью »

Каждый юрист постоянно ищет и, к сожалению, находи, в договорах других юристов ошибки. Не все эти ошибки действительно опасны. За некоторые бывает иногда просто стыдно, а другие добавлены специально или несут реальные риски для клиентов. Оценим каждую ошибку по степени риска, распространенности и раздражения на примере одного из самых важных документов на сайте.
Читать полностью »

В конце августа 2014 года пользовательское соглашение сервиса «Яндекс.Деньги» было обновлено. При этом не все клиенты были уведомлены об этом по электронной почте. Например, я узнал об изменениях пользовательского соглашения на стороннем ресурсе, хотя являюсь пользователем этого сервиса и подписан на его информационные рассылки. Пытаясь прояснить этот момент в службе поддержки сервиса (номер запроса 2014083133014951), я наткнулся на некоторые странности в тексте соглашения, и дальнейшая дискуссия зависла где-то в профильном юридическом отделе. Подождав с 3 сентября по 11 октября и так и не получив ответов на вопросы, я решил опубликовать необычные особенности, найденные в соглашении об использовании сервиса.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js