Рубрика «поисковые технологии» - 21

Поиск по большим документам в ElasticSearch - 1

Продолжаем цикл статей о том, как мы постигали ES в процессе создания Ambar. Первая статья цикла была о Хайлайтинге больших текстовых полей в ElasticSearch.

В этой статье мы расскажем о том как заставить ES работать быстро с документами более 100 Мб. Поиск в таких документах при подходе "в лоб" занимает десятки секунд. У нас получилось уменьшить это время до 6 мс.

Заинтересовавшихся просим под кат.

Читать полностью »

В одной только России насчитывается более сотни языков, многие из которых являются родными для десятков и сотен тысяч человек. Причем часть из них ограничена в употреблении или даже находится на грани исчезновения. Машинный перевод мог бы помочь в сохранении этих языков, но для этого надо решить главную проблему всех подобных систем – отсутствие примеров для обучения.

Яндекс работает над технологией машинного перевода с 2011 года, и сегодня я расскажу о нашем новом подходе, благодаря которому становится возможным создать переводчик для тех языков, для которых ранее это было сделать затруднительно.

Как Яндекс научил машину самостоятельно создавать переводы для редких языков - 1

Правила против статистики

Машинный перевод, то есть автоматический перевод с одного человеческого языка на другой, зародился в середине прошлого века. Точкой отсчета принято считать Джорджтаунский эксперимент, проведенный 7 января 1954 года, в рамках которого более 60 фраз на русском языке были переведены компьютером на английский. По сути, это был вовсе и не эксперимент, а хорошо спланированная демонстрация: словарь включал не более 250 записей и работал с учетом лишь 6 правил. Тем не менее результаты впечатлили публику и подстегнули развитие машинного перевода.Читать полностью »

Сегодня мы анонсировали новый поисковый алгоритм «Палех». Он включает в себя все те улучшения, над которыми мы работали последнее время.

Например, поиск теперь впервые использует нейронные сети для того, чтобы находить документы не по словам, которые используются в запросе и в самом документе, а по смыслу запроса и заголовка.

Искусственный интеллект в поиске. Как Яндекс научился применять нейронные сети, чтобы искать по смыслу, а не по словам - 1

Уже много десятилетий исследователи бьются над проблемой семантического поиска, в котором документы ранжируются, исходя из смыслового соответствия запросу. И теперь это становится реальностью.

В этом посте я постараюсь немного рассказать о том, как у нас это получилось и почему это не просто ещё один алгоритм машинного обучения, а важный шаг в будущее.
Читать полностью »

Недавно в Москве прошла конференция Data Fest, организованная сообществом Open Data Science и Яндексом. Этой публикацией мы открываем серию расшировок докладов с Data Fest. Автор первого доклада — доктор наук, признанный специалист по машинному обучению и преподаватель Школы анализа данных Константин Вячеславович Воронцов.

Всякую ли поисковую функцию выполняет Яндекс или Google? К сожалению, пока нет. Существуют такие типы поиска, при которых никакая выдача не будет считаться правильной. И дело даже не в релевантности, а в том, что нужен другой поиск — помимо привычного нам всем. Под катом вы найдете расшифровку лекции о разведочном поиске, а также большинство слайдов.

Читать полностью »

Современная поисковая система, качество работы которой воспринимается как данность, является сложнейшим программно-аппаратным комплексом, создателям которого пришлось решить огромное количество практических проблем, начиная от большого объема обрабатываемых данных и заканчивая нюансами восприятия человеком поисковой выдачи. На курсе второго семестра Техносферы «Современные методы и средства построения систем информационного поиска» мы рассказываем об основных методах, применяемых при создании поисковых систем. Некоторые из них — хороший пример смекалки, некоторые показывают, где и как может применяться современный математический аппарат.

Авторы курса — создатели поисковой системы на портале Mail.Ru — делятся собственным опытом разработки систем искусственного интеллекта. В курсе рассказывается, насколько интересно и увлекательно делать поисковую систему, решать задачи обработки текстов на естественном языке, а также какие используются методы и средства решения таких задач.

Лекция 1. «Введение в информационный поиск»

Алексей Воропаев, руководитель группы рекомендаций Поиска Mail.Ru, дает определение понятия информационного поиска и делает обзор существующих поисковых систем, рассказывает об индексации и поисковых кластерах.
Читать полностью »

Сегодня мы публикуем ещё один из докладов, прозвучавших на летней встрече об устройстве поиска Яндекса. Выступление руководителя отдела ранжирования Петра Попова получилось в тот день самым доступным для широкой аудитории: минимум формул, максимум общих понятий о поиске. Но интересно было всем, потому что Пётр несколько раз переходил к деталям и в итоге рассказал много такого, о чём Яндекс никогда раньше публично не заявлял.

Кстати, одновременно с публикацией этой расшифровки начинается вторая встреча из серии, посвящённой технологиям Яндекса. Сегодняшнее мероприятие — уже не про поиск, а про инфраструктуру. Вот ссылка на трансляцию.

Ну а под катом — лекция Петра Попова и часть слайдов.

Читать полностью »

Те кто сталкивался с задачами автоматизированного анализа резюме, представляют современное состояние дел в этой области — существующие парсеры в основном ограничиваются выделением контактных данных и ещё нескольких полей, таких как «должность» и «город».

Для сколько-нибудь осмысленного анализа этого мало. Важно не только выделить некие строки и пометить их тегами, но и определить, что за объекты кроются за ними.

Живой пример (кусок XML результата анализа резюме от одного из лидеров области Sovren):

    <EmployerOrg>
        <EmployerOrgName>ООО Звезда-DSME</EmployerOrgName>
        <PositionHistory positionType="directHire">
            <Title>Ведущий специалист отдела развития информационных систем</Title>
            <OrgName>
                <OrganizationName>ООО Звезда-DSME</OrganizationName>
             </OrgName>

Парсер Sovren прекрасно справился с выделением полей. Ребята не зря занимаются этим делом без малого 20 лет!

Но что дальше делать с «Ведущий специалист отдела развития информационных систем»? Как понять, что же это за должность, насколько опыт работы этого человека релевантен для той или иной вакансии?
Читать полностью »

Интернет-компании выбирают и тестируют оборудование для дата-центров не только по номинальным спецификациям, поступившим от производителя, но и с учётом реальных продакшен-задач, которые будут выполняться на этом оборудовании. Затем, когда дата-центр уже спроектирован, построен и запущен, проводятся учения — узлы отключают без ведома сервисов и смотрят, насколько они подготовлены к подобной ситуации. Дело в том, что при такой сложной инфраструктуре невозможно добиться полной отказоустойчивости. В каком-то смысле идеальный дата-центр — это тот, который можно отключить без ущерба для сервисов, например для поиска Яндекса.

Руководитель группы экспертизы runtime поиска Олег Фёдоров был в числе докладчиков на большой поисковой встрече Яндекса, которая прошла в начале августа. Он рассказал обо всех основных аспектах проектирования дата-центров под задачи, связанные с обработкой огромных объёмов данных. Под катом — расшифровка и слайды Олега.

Читать полностью »

Андрей Аксёнов

Андрей Аксенов ( shodan, Разработчик поискового движка Sphinx)

Поиск устроен вот так:

Краткое устройство поиска

Индексация – по большому счету, ничего сложного. Понятное дело, что по малому счету, там в каждой из трех «деталей» спрятан не то, что демон, а целое где-то стадо, где-то легион, не совсем понятно. Но концепция всегда простая. Все начинается с маленького простенького патчика к Многосерчу, а потом 15 лет этой херней занимаешься.

Берешь документы, разваливаешь их на ключевые слова. И просто взять и развалить документ на ключевые слова «мама, мыла, раму» – это ты не далеко ушел от grep’а, потому что потом все равно эти ключевые слова перебирать. Надо строить некую спец. структуру – полнотекстовый индекс. Вариантов для его построения человечество придумало в свое время довольно много, но, слава Богу, от всех отказалось и в нормальных продакшн системах, по большому счету, победил на данный момент вариант ровно один. Про него и буду рассказывать. Все остальные имеют скорее историческое значение, что ли, и практического интереса не представляют.
Читать полностью »

«Сила простоты» — эта фраза все чаще звучит в комнатах разработчиков Macroscop во время планирования версий. Сейчас мы как никогда сфокусированы на простоте продукта, включении в него только того, что реально нужно пользователям, и удалении всего мало востребованного.

Удивительно, но сделать продукт простым для пользователя очень сложно. Мы поняли это на собственном опыте, когда столкнулись с вопросами, на которые не нашли однозначного ответа:
• что важнее, простота или функциональность?
• до какой степени нужно и можно упрощать продукт?
• и на кого ориентироваться в конечном счете при внесении изменений?

Простота – это сложно

Конечно, нам всегда было ясно, что продукт надо делать простым для пользователя. Это подтверждается и здравым смыслом, и опытом успешных компаний из самых разных областей.

Посмотрите, например, на Dropbox. Однажды гендиректор Macroscop Артем Разумков пообщался с одним из создателей этого сервиса. Тот рассказал, что идея хранения файлов в облаке была известна давно, и для этого надо было нажать на кнопку только 1 раз – загрузить файл. То, что придумали они – это просто переход от одного нажатию к нулю нажатий: человек просто помещает файл в обычную папку, и он загружается в облако автоматически. Кнопку «загрузить» вообще не надо нажимать! Эта простая идея перехода от 1 нажатия к 0 нажатий позволила им взлететь до невероятных высот. Вот она сила простоты!
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js