Рубрика «пилотируемая космонавтика»

@SpaceX

НАСА отмерило срок жизни Международной космической станции. Самый дорогой рукотворный объект в истории человечества просуществует не более 32 лет и будет сведён с орбиты в 2031 году. Выбран подрядчик этой операции, а недавно прояснился и облик корабля, который затопит МКС.

Читать полностью »

1. Введение

Данная статья по большей части является кратким изложением исследования NASA MTAS (Mars Transportation Assessment Study, март 2023).

2. Траектории полета

В настоящее время при существующих технологиях реактивного движения важнейшим этапом при планировании пилотируемой экспедиции в дальний космос является выбор траектории полета. Для Марса это выражается в наличии двух видов траекторий: «сonjunction-class» (типа «соединение») и «opposition-class» (типа «оппозиция»).

Читать полностью »
«Орёл» — новый космический корабль России - 1

Относительно недавно на Хабре была новостьЧитать полностью »

Помните 2011 год? Три последних миссии Space Shuttle, SpaceX ведет разработку грузового корабля Dragon (первый испытательный полет — декабрь 2010, первый полет к МКС май 2012), «Кьюриосити» стартовал к Марсу, а «Юнона» к Юпитеру, «Мессенджер» прилетел к Меркурию, а Dawn к Весте. Китай отправил на орбиту свою первую орбитальную станцию «Тяньгун-1», в России запустили очень успешный «Спектр-Р» и следили за неудачными попытками спасти застрявший на околоземной орбите «Фобос-Грунт». Именно тогда был официально представлен проект сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System, которая, возможно, полетит 29 августа этого года, если старт опять не перенесут. Но если в начале десятых SLS нормально смотрелась на фоне маленьких ракет SpaceX и других частников, то сейчас она может показаться устаревшей (еще до первого полета!), если сравнить ее со SpaceX Starship или New Glenn от Blue Origin. Попробуем разобраться, почему мы так долго ждали ее первого пуска и почему, скорее всего, люди полетят на ней к Луне не раньше 2024, высадятся не раньше 2025, и проект может продолжить свое неспешное движение в обозримом будущем года до 2036, а то и далее.

Почему мы так долго ждали SLS - 1
Стоящая на стартовой площадке LC-39B SLS на фоне пуска Falcon 9/Starlink с LC-40 и соседа Falcon 9/Crew Dragon на LC-39A, фото NASA/Kim Shiflett
Читать полностью »

29 октября 1988 года, 6:23:49 мск. Космодром Байконур, стартовая площадка 110.

Только предпусковая подготовка длилась больше года, а финальные операции начались ещё в 13 часа вечера накануне. Буран в пакете с ракетой-носителем уже некоторое время стоят на стартовом столе, обвешанный различными кабелями, шлангами, удерживаемые площадками обслуживания. За десять минут до непосредственно старта нажимается кнопка Пуск, и «Энергия»—«Буран» с пусковым комплексом становятся полностью автоматической системой, которая не запитана от земли и управляется лишь своими компьютерами. За эти десять минут должны отсоединиться все внешние системы.

За 51 секунду до старта по всем системам проходит код отмены пуска. От изделия невовремя, с задержкой на 38 секунд, отошла платформа азимутальной ориентации, регулирующая гироскопы, стартовый комплекс не получил от неё доклад о фиксации и мгновенно выдал команду на аварийное прекращение пуска. Тут же принимается решение об отмене старта, сливе компонентов топлива и переносе на 15 ноября.

Единственный полёт «Бурана» - 1
Читать полностью »

Вчера мы рассмотрели предпосылки к созданию советского космического челнока и проследили за выработкой его концепции. Сегодня же увидим, что влияло на формирование его облика, определяло технические характеристики и как началась история того «Бурана», который мы знаем.

Как начинался Буран. Окончательное решение - 1

К концу 1974 года Валентин Глушко «завладел» главным космическим предприятием — НПО Энергия — и теперь готовился к тому, чтобы превзойти Королёва и американцев благодаря созданию на Луне постоянной базы. Однако эти планы были под угрозой — военные желали получить полноценный ответ заокеанскому Шаттлу. Валентину Петровичу ничего не оставалось, кроме как пойти у них на поводу. Но лунную программу спасти он всё же попытался.
Читать полностью »

Буран стал, пожалуй, последним масштабным техническим достижением советской космонавтики. Огромный космический корабль, запущенный сверхтяжёлой ракетой и совершивший полностью автоматический полёт, он стал настоящим глотком свежего воздуха для народа задыхающейся страны. Его разработчики прошли длинный путь, начало которого мы рассмотрим в этой статье.

Предпосылки

Для того, чтобы понять, почему Буран стал именно таким, нам следует вернуться в конец шестидесятых годов и переместиться в США. Там завершалась подготовка к лунным миссиям, однако чиновники NASA уже думали над тем, что делать дальше. К началу 1969 года стало ясно, что программа «Аполлон» не будет продолжена после выполнения первичных задач, а значит космическому агентству придётся что-то изобретать, чтобы сохранить пилотируемую программу. Рабочая группа по космосу под руководством вице-президента страны Спиро Агню обратилась к четырём компаниям для того, чтобы собрать их предложения по многоразовой космической системе. По планам рабочей группы такая система позволила бы организовать в будущем экспедицию на Марс, а также снабжать масштабную космическую станцию и даже космический завод.

Как начинался Буран. Луна и Шаттл - 1
Старт Аполлона-11 к Луне
Читать полностью »

Во вчерашней статье я касался вопросов рождения идеи, нюансов разработки и перипетий создания первых прототипов «Спирали» — первого пилотируемого орбитального самолёта СССР. Но неужели всё так и осталось на бумаге, в виде деревянных макетов или беспилотных аналогов? К концу 1970 года казалось, что на амбициозном проекте можно было ставить крест. От машины отказался её единственный потенциальный заказчик, родное министерство не желало поддерживать сложный и отчасти непрофильный проект, генеральный конструктор умер, а большинство проектировщиков переключали на другие задачи.

Однако сегодня мы коснёмся темы натурных испытаний экспериментального пилотируемого орбитального самолёта («ЭПОС») и проследим судьбу проекта «Спираль» до конца.

Спираль. Приключения в металле - 1
Читать полностью »

Советский космос ассоциируется с именами Гагарина и Королёва, многие вспомнят названия «Восток», «Союз», а чуть более продвинутые – «Восход», «Прогресс», «Протон». Все эти корабли объединяются одной ключевой особенностью: они одноразовые. Но в СССР собирались строить и многоразовые корабли. Один даже построили, и в 1988 году он слетал в космос единожды (иронично!) – сегодня мы знаем его как «Буран». Но задел под него начали закладывать задолго (60-е!) до начала проектирования. Увы, эти наработки не были доведены до конца, но всё же, в отличие от своего наследника, они дошли до наших дней, пусть и в виде многочисленных прототипов, известных под общим именем «Спираль». Об истории создания первого орбитального самолёта эта статья.
Спираль. Мечта о крылатом космосе - 1
Читать полностью »

Мы уже привыкли к новостям с самого дорого научного эксперимента человечества — МКС обошлась уже примерно в 150 млрд долл. Но регулярно возникают вопросы, что будет после 2024 года, до которого рассчитано ее нахождение на орбите. В 2018 году США думали об уходе из проекта, чтобы перекинуть финансирование на программу лунной орбитальной станции. Сейчас оба проекта планируются параллельно. Но 18 апреля 2021 вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил о планах России выйти из МКС.

Теоретический вопрос: зачем России собственная орбитальная станция? - 1

Российская орбитальная служебная станция

С тех пор было еще несколько заявлений и в целом Россия увязывает участие МКС с отменой санкций к предприятиям космической отрасли. Кроме того, запуск нового модуля «Наука» остался в планах, так что вопрос, похоже, подвис. Будем считать эту статью разбором потенциальной России сделать свою орбитальную станцию. Что она для этого может и что нового она даст по сравнению с МКС и «Миром».Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js