Доброго времени суток! На написание статьи (да и самую регистрацию в ТМ) сподвигла статья «Ценообразование при создании сайта» — очень уж хочется сдвинуть некоторые точки над «i», дабы расставить их более «фен-шуйно». Ну естественно, с субъективной точки зрения. И вот эта самая точка зрения будет идти «изнутри» процесса и со стороны исполнителя, а не клиента. Но в целом — этот текст тоже для информации Клиенту, а не попытка безоглядной защиты «несправедливо обиженных» студий или отдельных дизайнеров. На «срыв покровов» и прочую сенсацию никто не претендует.
Клиент всегда прав, кто платит — тот и заказывает музыку
Ну, допустим. Но всегда нужно помнить о компетентности и уважении. Компетентности — потому что Клиент, как правило, ни в зуб ногой ни в трендах дизайна, ни в нюансах использования каких-либо cms или фреймворков. То есть, Клиент не знает КАК это работает и как должно. Уважение же должно присутствовать к самому процессу производства. Да, вы платите. Но заплатив за билет на самолет, вы же не лезете в кабину к пилотам со своими Ценными Указаниями? А если полезете — ну, тогда удачного полета.
Именно так происходит и в процессе разработки. Зачастую нет ни ТЗ, ни даже понимания зачем оно вообще надо. То есть, на этом этапе, Клиенту очень удобно говорить «ну вы же специалисты, вы итак знаете как надо». И если опыта у студии/дизайнера мало, то они сьедят это утверждение — что в последствии, в 90% случаев, приведет ко многим печалям для обеих сторон.
Читать полностью »