Дональд Кнут рассказывает про маму и папу, вспоминает о том, как он учился читать, как шкодил в школе. Откровенничает о первом писательском опыте и намекает на «пасхалки» со звездой эротики в своих книгах.
Читать полностью »
Дональд Кнут рассказывает про маму и папу, вспоминает о том, как он учился читать, как шкодил в школе. Откровенничает о первом писательском опыте и намекает на «пасхалки» со звездой эротики в своих книгах.
Читать полностью »
Каждый профессионал, работающий в топовой игровой компании, был когда-то новичком и тоже искал работу, иногда не без трудностей. Считается, что начинающему специалисту очень сложно получить место в солидной студии из-за небольшого опыта, а также высокой конкуренции со стороны матерых профи геймдева. Так ли это на самом деле? Михаил Шеметун, один из креативных директоров студии Plarium, поделился мыслями по этому поводу, рассказал о своем опыте и дал несколько полезных советов молодым специалистам.
Три года назад мы попробовали прочитать лекцию для школьников о том, какие бывают профессии в ИТ. Оказалось, что у детей почти нет вопросов, — про работу в ИТ они знают удручающе мало. И лекции — это, скорее, для тех, кто уже знает, в чём он хочет разобраться. Иначе — скучно.
Поэтому мы стали экспериментировать. Решили зайти с понятной для нас тематикой — провели первенство по робототехнике. Годом раньше мы делали первый в РФ конкурс дронов для взрослых, поэтому решили двигаться по знакомой территории. Всё получилось: мы провели феерический день в обществе трехсот юных робототехников, и они, и мы, и учителя были довольны, появились единомышленники и фидбек. Стало легче работать: появилась игра «ИТ-проект» про разработку устройства голосования для инопланетян — сюжет фантастический, проектные задачи — реальные. Появились экспедиции на наши техплощадки, потом — инженерный мастер-класс с конструктором дата-центра и роботехнические хакатоны на «Ардуино», проект «Роболабы»…
Но главной работой в итоге стала «Школа IT-решений» — наше совместное детище с проектами И-КУБ и «Школа новых технологий». Это «школьный IT-проект», когда команды учеников, а с ними студенты-тьюторы и учителя собираются, чтобы делать что-то реально полезное в ИТ для школы. А мы помогаем процессу и приглашаем IT-экспертов из КРОК и наших друзей из других компаний — всех, кого вдохновляет идея поделиться сакральным знанием с боевыми ребятами. Здесь нас поддерживают наши партнёры – компании коллеги по отрасли…
Что уже делали дети? Делали систему автозаполнения документов для горячего питания (в школе была сложная многоходовка по передаче заявок на питание), делали чатбота, чтобы узнавать расписание в привычном интерфейсе «а что делать на завтра», и т.д. Одна конкретная задача — одно конкретное решение.
И начался забег по граблям. Появился специальный курс для студентов по проект-менеджменту, появились тренинги для детей по тестированию, проектированию интерфейсов и ещё много всего.
Читать полностью »
Перед преподавателем стоит задача не только «начитать материал», но и заинтересовать учащихся. Личная заинтересованность, как правило, лучший двигатель и допинг, которые позволяют погрузиться в предмет, читать статьи и книги, а не только Википедию по диагонали, проходить дополнительные курсы и сдавать квалификационные экзамены.
Как «зажечь» интерес? Как подобрать материал и преподнести его, помочь увидеть перспективность исследуемой темы и востребованность знаний? Курсовой/дипломный проект, на мой взгляд, сложнее в плане поддержания заинтересованности, по сравнению с освоением курса лекций, т.к. требует усилий. Выбирая тему студент, часто в силу разных причин, ориентируется на минимизацию усилий, воспринимая курсовую/диплом как «что-то ненужное/для галочки/неизбежное зло», а не на повышение своего уровня реальных знаний.
Читать полностью »
Земляной шмель (Bombus terrestris)
Социальное обучение — передача знаний от инноватора всем остальным членам популяции (наблюдателям) — распространено не только среди людей, но и среди других животных. В качестве примеров можно привести навыки мытья картофеля и рыбалки у приматов, очистки сосновых шишек у грызунов, а также открытия молочных бутылок у птиц. Как показали исследования, отдельные приобретённые навыки могут очень широко распространиться в популяции животных, проживающих на большой площади. Никто из животных уже не помнит, откуда возник такой навык, кто конкретно придумал эту инновацию. Просто знания передаются по наследству от старших к младшим.
Читать полностью »
Признаюсь: до своего первого онлайнового курса я смотрел на авторское право совершенно иначе – с формальной точки зрения юриста. Теперь, когда я еще и преподаватель, многое в нашем законодательстве кажется мне непоследовательным или неправильным; что-то, наоборот, оказалось приятной неожиданностью – например, полные права сотрудников на созданный контент. Об этих открытиях и пойдет речь.
И — да, онлайновые курсы почти не отличаются от прочего контента, который создают педагоги: от пособий, учебников и так далее. Поэтому с известными допущениями моя статья применима вообще к любому образовательному контенту.
«Официальная» студия МГУ и наше скромное подобие по соседству.
Читать полностью »
В форумах я часто вижу вопросы от начинающий программистов на С++: «какую посоветуете литературу?». Обычно я отвечаю набором надежных книг с дополнением: никакое количество прочитанных книг не заменит практику. Нужно на самом деле делать что-то. Но что? Что может быть хорошим проектом? Нужно что-то, что научит многому, но при этом достаточно простое и интересное, чтобы не заскучать. Я недавно задумался над этим вопросом, и, кажется, нашел ответ. Вам несомненно стоит написать интерпретатор байт-кода. Для меня такой проект оказал решающее значение в становлении всей последующей карьеры.
В 200Х году я учился на втором курсе в университете. У меня уже был небольшой опыт в программировании. Я умел использовать абстракции, доступные в С++, я не понимал на самом деле как все работает. Для меня компилятор и операционная система были просто черными коробками, работающими благодаря магическим заклинаниям, и я в целом считал это приемлемым.Читать полностью »
«A change in perspective is worth 80 IQ points»
— Alan Kay
Алан Кей — крутой мужик, мы его на Хабре поздравляли с днюхой.
Напомню заслуги Алана.
Решили мы перевести его самую концептуальную статью и тут бац, оказывается, что в оригинальной статье нет куска текста. Написали мы в Viewpoints Research Institute, мол, опечатка у вас. Ответила нам Kim Rose, все объяснила, исправила и благославила.
За перевод спасибо Яне Щекотовой, за поддержку публикации — компанию Edison (которая специализируется на автоматизациии асфальтных заводов и разработке платежных систем и терминалов).
Читать полностью »
Одна женщина, новичок в группе приверженцев домашнего образования, которую посещает и наша семья, рассказывала, что одним из разочарований, приведших её к мысли забрать сына из школьной системы, было то, что в школе ему не разрешали сочинять рассказы. Он обожает это делать, и довольно странно, чтобы школа препятствовала его энтузиазму. Но учитель объявил, что он не готов к этому, так как пока не освоил чистописание.
Как по мне, это служит символом непонятной одержимости, разделяемой многими странами, по поводу того, как дети должны учиться писать. Мы учим их формированию букв на основе того, что они видят в букварях. А затем мы заставляем их учить этот навык заново, только уже при помощи непрерывного письма. Однако не существует доказательств преимущества курсива перед другими стилями письма, например, перед рукописью, в которой буквы не соединены, для большинства нормально развитых детей.
Читать полностью »
В моём доме тихой сапой установилась новая тенденция. Я заказываю некий продукт в онлайне, он приезжает, я открываю упаковку, распаковываю товар и достаю инструкцию. Я быстренько осматриваю покупку, затем читаю инструкцию. И после этого иду на YouTube.
Там я нахожу, практически без исключений, видео от человека, который уже сделал то, что мне нужно сделать. Они уже задокументировали весь процесс с качеством, варьирующимся от жизнерадостной и вполне профессиональной съёмки до видоса в плохо освещённой спальне.
В последний раз я столкнулся с проблемой автобагажника для моего велосипеда. Инструкция была написана крайне скупо, рисунки больше напоминали древнюю клинопись. Я нашёл решение на YouTube, и багажник был готов уже через несколько минут. Когда я благодарил друга, рекомендовавшего этот продукт, я признался, что мне потребовалась видеоинструкция. «Это от того чувака с Subaru у своего дома?» – спросил он. Наши пути к просветлению, очевидно, пересекались – как и у 57 000 остальных зрителей.
Читать полностью »