Рубрика «ненормальное программирование» - 14

Когда я узнал, что в Музее компьютерной истории есть работающий компьютер IBM 1401 [1], то заинтересовался, сможет ли он сгенерировать фрактал Мандельброта. Я написал программу фрактала на языке ассемблера и компьютер в течение 12 минут пыхтел, создавая изображение Мандельброта на своём строчном принтере. В процессе этой работы я узнал несколько любопытных фактов о IBM 1401, которые изложу в этой статье.

12-минутный Мандельброт: фракталы на 50-летнем мейнфрейме IBM 1401 - 1

Мейнфрейм IBM 1401 (слева) из Музея компьютерной истории печатает фрактал Мандельброта на принтере 1403 (справа). Примечание: это строчный принтер, а не матричный.

Компьютер IBM 1401 появился в 1959 году, он стал самым продаваемым компьютером середины 1960-х — всего использовалось более 10 тысяч систем. 1401 сдавался в аренду за 2500 долларов в месяц [2] (примерно 20 000 долларов по нынешним ценам) — низкой цене, позволившей использовать компьютеры большему количеству компаний. Даже бизнес средних размеров мог использовать 1401 для подсчёта зарплат, ведения бухгалтерии, инвентаризации, обработки заказов, выставления счетов и множества других задач. Благодаря низкой стоимости и большой популярности 1401 прозвали «Моделью Т» компьютерной отрасли [3]. Даже для своего времени IBM 1401 имел довольно скромную производительность, особенно по сравнению с мощными бизнес-компьютерами наподобие IBM 7080 (стоимость аренды: 48 000 долларов в месяц) [2]. Однако IBM 1401 получил огромную популярность благодаря своей доступности, надёжности, простоте использования, качественному принтеру и стильному внешнему виду [4].
Читать полностью »

"...Often you need to execute a synthetic two-byte instruction from the keyboard. This can occur during your day-to-day user of the HP-41..."
/ HP-41 Advanced Programming Tips /

Архитектура и программирование микрокалькулятора HP-41 - 1

Как многие знают, в конце 1980-х в СССР были весьма популярны программируемые микрокалькуляторы, совместимые с Б3-34: МК-54, МК-61, МК-52. Для них создавали программы, игры, исследовали недокументированные возможности, писали статьи. Я и сам через это прошёл в своё время. И вот недавно задумался: а ведь в США тоже должно было быть что-то подобное, близкое по духу именно ко всему тому, что происходило вокруг наших программируемых калькуляторов. И да — я оказался прав. Встречайте: HP-41.
Читать полностью »

Пишем макет 16-битного ядра на C-C++ - 1

В первой и второй статьях я лишь коротко представил процесс написания загрузчика на ассемблере и C. Для меня это было хоть и непросто, но в то же время интересно, так что я остался доволен. Однако создания загрузчика мне показалось мало, и я увлекся идеей его расширения дополнительной функциональностью. Но так как в итоге размер готовой программы превысил 512 байт, то при попытке запуска системы с несущего ее загрузочного диска я столкнулся с проблемой “This is not a bootable disk”.Читать полностью »

Некоторое время назад я писал про «Интернациональное программирование на естественных языках», в которой попытался представить достойную цель для абстрактного язык программирования, попробовав примерить на него роль связующего звена между миром программистов с компьютерами и не программистов.

Но в результате оказалось, что это не нужно в принципе, т.к. «не программистам» просто не требуется учиться писать программы. А если иногда такое желание и возникает, то вполне хватает обычных формализованных языков программирования, которых уже сейчас насчитывается наверно более десяти тысяч.

И пользователи, как программисты, так и не программисты, просто хотят решать возникающие перед ними задачи. И хотя задачи бывают совершенно разные, но если способ (алгоритм) её решения известен, то выбрать язык для её решения не составит никакого труда.

За исключением одного класса задач. Задач, решение которых нельзя описать в виде алгоритма. Но можно указать некие критерии, которым должно удовлетворять искомое решение. Я имею ввиду логические языки программирования и Пролог, как самый яркий представитель этого класса.

Еще помню воспоминание из юности, когда удалось достать дискету с этим языком. Ух, с каким задором горели мои глаза, когда мне казалось, ну вот, еще чуть-чуть и будет создана система с базой знаний, у которой и можно будет получить заветный ответ 42 на любой вопрос.

Так почему этого так и не случилось? В чем проблема Пролога, да и любой системы / языка программирования, назначение которых анализировать факты и искать ответы на вопросы?

Эта проблема называется «Комбинаторный взрыв» — экспоненциальная зависимость времени работы алгоритма от количества входных данных. И есть как минимум два решения этой проблемы.
Читать полностью »

Пишем загрузчик на Ассемблере и C. Часть 1 - 1

Эта статья представляет собой ознакомительный материал о написании загрузчика на С и Ассемблере. Сразу скажу, что здесь я не буду вдаваться в сравнение производительности итогового кода, созданного на этих языках. В этой работе я просто вкратце изложу процесс создания загрузочного флоппи-образа путем написания собственного кода с последующим его внедрением в загрузочный сектор устройства. Все содержание будет разделено на цикл из трех статей, так как сразу сложно изложить всю нужную информацию и о компьютерах, и об устройствах загрузки, и о написании самого кода. В первой части я поясню наиболее общие аспекты компьютерной науки и суть процесса загрузки, а также обобщу значение и важность каждого этапа, чтобы упростить их понимание и запоминание. Читать полностью »

Пугающие эксперименты с PDF: запускаем «Арканоид» в документе - 1

Подробнее об этом хаке и особенностях его работы можно узнать из доклада на !!con 2020 «Playing Breakout… inside a PDF!!»

Если вы его не смотрели, то попробуйте открыть файл breakout.pdf в Chrome.

Как и многие из вас, я всегда считал PDF довольно безопасным форматом: автор создаёт текст и графику, после чего он открывается в программе просмотра PDF, больше ничего не делая. Несколько лет назад я мимоходом слышал об уязвимостях Adobe Reader, но особо не задумывался о том, как они могут возникать.

Изначально Adobe сделала PDF именно для этого, но мы уже выяснили, что сегодня это совсем не так. В 1310-страничной спецификации PDF (на самом деле довольно понятном и интересном чтиве) описывается безумное количество возможностей, в том числе:

но самое интересное для нас…

Читать полностью »

Доброго времени суток. В последнее время я много эксперементрировал с .Net 5 и его Source Generator-ами. И мне внезапно пришла идея как можно использовать Source Generator-ы для реализации "duck typing"-а в C#. Я не мог просто оставить эту идею. В итоге вышла, я бы сказал, чисто акамическая штука(никто не будет использовать это на проде, я надеюсь), но результат получился довольно интересен. Всем кому интересно прошу под кат!

Читать полностью »

TreeOS. 16-битная рождественская демка в загрузочном секторе - 1

В преддверии Нового Года бороздил просторы сети, и нашёл замечательную демку на ассемблере рисования новогодней ёлки. Демка не простая, а золотая, написана таким образом, чтобы работала в загрузочном секторе диска, фактически микрооперационная система, если её так можно назвать. Из-за большой любви к Новому Году и ассемблеру, решил таки её немного разобрать, и восхититься мастерством автора. Итак, поехали. Читать полностью »

Новогодние бенчмарки компьютеров Эльбрус

LuaBenchmarks.png

Продолжение статьи Большое тестирование процессоров различных архитектур. В этот раз я решил измерить производительность конкретных сред/языков программирования (C#, Java, JavaScript, Python, Lua) на компьютерах с процессорами Эльбрус и сравнить их с компьютерами (даже телефонами) на процессорах архитектурой ARM и X86-64.

Языки программирования:

  • C#
  • PHP
  • JavaScript (Browser, не NodeJS)
  • Java
  • Python
  • Lua

Список тестов

Но сперва приведу результаты нативных бенчмарков на языке C, а также результаты других популярных бенчмарков.

Читать полностью »

В 1992-м году проходил очередной конкурс по обфусцированному программированию на языке С. Один из представленных проектов был небольшой форт системой. Меня поразило, что виртуальная машина была реализована всего в 794 байтах С кода. Остальная часть форт системы загружалась из исходника на форте. После изучения проекта первоначальный восторг уступил место разочарованию, так как автор использовал не совсем “честный” трюк: для парсинга фортового исходника он использовал функцию scanf(). С этого момента меня терзал вопрос — сколько нужно примитивов для реализации форт системы без подобных трюков?
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js