Рубрика «Научно-популярное» - 794


Прим. переводчика: в предыдущем моём посте была ссылка на эту новость (хотя ей самой скоро полгода), но мне показалось, что она заслуживает отдельного поста.
image
Восстановление Т-1000, которого перед этим разнесло в клочья, не тоже самое, что и самосборка наночастиц, но идеи похожи. Впервые в истории ученые наблюдали процесс самосборки наночастиц в режиме реального времени. Частицы на видео не превышают в размере жалкие 12 нанометров. Это настолько мелко, что Аргоннской Национальной Лаборатории Министерства Энергетики США пришлось воспользоваться просвечивающим (трансмиссионым) электронным микроскопом, расположенным в их Центре Наноматериалов, для захвата быстродвижущихся наночастиц.

Чтобы заставить их пересобираться, исследователи покрыли наночастицы золота (NPs) положительно заряженными ионами цетилтриметиламмония (CTA+) и отрицательно заряженными цитрат-ионами в жидкой водной ячейке. Под воздействием пучка электронов, излучаемого микроскопом, образовавшиеся высокоэнергетические электроны уменьшили общий положительный заряд CTA+, покрывающего наночастицы золота, вследствие чего силы электростатического отталкивания между ними также уменьшились, приводя к соединению отдельных частиц в одномерные структуры. Отрицательно заряженные частицы, покрытые цитрат-ионами, напротив, оказались устойчивы, независимо от интенсивности излучения.
Читать полностью »

Неделю назад мы решили попробовать что-то новое на канале ПРОСТАЯ НАУКА и запустили видео-задачки на сообразительность и внимательность.

Что это?

image

Ниже видео-задачка полностью:Читать полностью »

International Linear Collider

a) Предвосхищая некоторые возгласы трудящихся о чрезмерных упрощениях в данной статье: если ваши знания позволяют вам понять описанное глубже, вряд ли вам вообще интересна данная статья. Давайте обсудим все ваши вопросы в ЛС.
б) Прошу прощения за большое количество отсылок к зарубежным статьям, перевод всех этих статей займет у меня слишком много времени.

Прошел месяц с того момента, как специальным комитетом окончательно было выбрано место для строительства Международного Линейного Коллайдера (International Linear Collider). ILC будет построен рядом с горным хребтом Kitakami в окрестности одноименного города префектуры Iwate. К слову, данная префектура соседствует с префектурой Miyagi, в которой в 2011 году произошло сильнейшее землетрясение. Однако беспокоиться по поводу выбора места не следует: в течение 2013 года комитет собирался 60 раз, что соответствует более 300 часам обсуждений. В пресс-релизе также кратко описаны причины данного выбора.
В дополнение стоит упомянуть, что Объединенный Институт Ядерных Исследований в г. Дубна несколько лет назад рассматривался в качестве потенциального кандидата на место для строительства ILC, но был отклонен позднее.

К своему удивлению я обнаружил, что в рунете достаточно мало информации, описывающей этот грандиозный проект. Безусловно, пресса примется за обсуждение «Второго Коллайдера, Который Обязательно Извергнет Черную Дыру, Которая Обязательно Поглотит Землю» (на самом деле нет), но только ближе к началу (и, наверняка, окончанию) его строительства. А пока давайте разберемся, что это за коллайдер, зачем он нужен ученым, и чем их не устраивает существующий Большой Адронный Коллайдер.Читать полностью »

banana

Маленький пост в честь пятницы :)

Многим известен факт о радиоактивности бананов. А знаете ли вы, что бананы также являются источниками антиматерии?

Предлагаю обсудить занимательную статью, опубликованную в журнале «Symmetry Magazine» пару лет назад.
Некий студент Корнелльского Университета заявил о том, что бананы являются источниками позитронов.
Читать полностью »

3D принтер в ЦЕРНе

Дабы не начинать каждый пост сухим повествованием о сугубо научных фактах и домыслах, предлагаю вам плавно погрузиться в атмосферу суровых физиков посредством одной из наиболее популярных high-tech тем последних лет (нет, речь пойдет не о котиках).
Сегодня я расскажу вам о 3D печати применительно к решению нескольких задач, так или иначе связанных с физикой высоких энергий.Читать полностью »

Заранее хочу предупредить, что всё дальнейшее повествование является плодом больного воображения и потому не обязано быть
достоверной информацией. Более того, я не являюсь компетентным специалистом в тех областях о которых собираюсь писать ниже.
К томуже характер данного топика ни сколько не прикладной, а скорее литорический. Цель повествования, просто поделиться с людьми своими наблюдениями. Началось всё с того, что меня стали всё чаще и чаще посещать нижеизложенные несвойственные мне мысли о языках.

Читать полностью »

Сейчас популярна тема онлайн-образования: все слышали про Coursera, Udacity, EdX. Это отличные образовательные платформы, содержащие много полезных курсов. Но можно ли их сделать более интеллектуальными? Вообще исследования по интеллектуальным обучающим системам (intelligent tutoring systems) ведутся давно и у ученых есть что предложить программистам-практикам. В этой статье в научно-популярной форме рассматриваются результаты и выводы, полученные научным сообществом, по построению конкретного вида интеллектуальных обучающих систем. Затрагиваются вопросы построения подсистем проверки решений задач, моделей обучаемого, алгоритмов управления учебным процессом.

Введение

Широко распространены обучающие программы с тестами, содержащими вопросы с вариантами выбора ответа, в числе которых один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Теоретическую основу для создания подобных систем в 50-х гг. XX века разработали известный психолог Б.Ф. Скиннер и исследователь Н.А. Кроудер. Предложенные ими концепции неоднократно подвергались критике. В частности, критики отмечали, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Ну действительно, ведь главная цель обучения – не зазубривание правильных ответов, а формирование рациональных приемов решения типичных задач изучаемого предмета. Поэтому научная мысль пошла по новому пути. Во-первых, ученые начали создавать обучающие программы, способные распознать не только конечный ответ, но и оценить ход рассуждений обучаемого при выполнении задания (см. часть 1 этой статьи). Во-вторых, ученые начали разрабатывать средства измерения характеристик обучаемых, важных для управления процессом обучения (так называемые «модели обучаемого», см. часть 2) и алгоритмы управления учебным процессом (см. часть 3).

Читать полностью »

image

Так уж сложилось, что с научной новостной периодикой у нас «не очень». Заинтересованные в тех или иных новостных тематиках предпочитают (а иногда и просто вынуждены) знакомиться с оперативным новостным шумом из оригинальных источников. Не видя в этом ничего негативного, одновременно хочется отметить недоступность данных новостей для дилетантских обсуждений «на кухне». Возможно, ряд новостей и сообщений мирового научного сообщества будет интересным для обсуждения и простому люду, не связанного с «big science» напрямую.
Раз (возможно, и два) в неделю я планирую переводить новости крупнейших научных лабораторий мира, наиболее заинтересовавшие меня в течение недели. Без моих дилетанских комментариев, увы, также не обойтись.
Ввиду некоторой специфики моей специальности, тематикой наиболее интересных публикаций я считаю современную фундаментальную физику. Соответственно, основными новостными источниками я рассматриваю сайты крупнейших мировых физических лабораторий.

Сегодня для затравки я расскажу вам о таком знаменательном событии, как День Открытых Дверей в ЦЕРН (CERN Opendays 2013).Читать полностью »

Наблюдая за тем, как развивается технический прогресс, наука и медицина, все чаще приходишь к мысли, что к концу XXI века человечество обретет силу древних богов, о которых когда-то слагались мифы. Но к чему все это приведет и что ждет нас на пути к Олимпу?

image

Все технические революции, которые мы наблюдаем, можно считать этапами большого пути к одной великой цели: созданию планетарной цивилизации. Переход к ней должен стать, вероятно, величайшим событием в истории человечества. Мало того, поколение живущих сегодня людей можно смело считать самым значительным из всех, что когда-либо жили на нашей планете. Именно они должны определить, достигнет ли человечество этой великой цели или будет ввергнуто в пучину хаоса. С того момента, когда наши предки впервые вышли из Африки около 100 000 лет назад, миновало около 5000 поколений, но лишь одно поколение — сегодняшнее — определит судьбу нашего мира.
Читать полностью »

Прошло полтора года с начала работы канала ПРОСТАЯ НАУКА. За спиной более 200 опытов. Мы решили отметить это событие, выпустив небольшой ролик:

Теперь представляем наши опыты в обновленном виде. Мы постарались сделать их еще более зрелищными и познавательными. И не без гордости представляем на суд зрителей четыре видео нового формата:

  • полезный опыт;
  • красивый опыт;
  • бесполезный опыт;
  • опыт, который не следует повторять.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js