Рубрика «Научно-популярное» - 47

Натолкнулся в Интернете на задачу, которая называется "Теорема о четырех красках".
Вот ее страница в Википедии. Если не знаете эту задачу, то прочтите - интересная история.

Сама задача звучит так: сколько минимум нужно красок, чтобы раскрасить государства на карте, и при этом чтобы все граничащие территории имели разный цвет?

Читать полностью »

Как уже упоминалось, лаборатория, где я в студенческие годы работал, занималась измерением вакуума в отпаянных электровакуумных приборах. Принцип измерения там, вроде бы, всегда одинаков. Включаем электродную систему прибора, как ионизационный манометр, пропускаем с катода на анод электронный ток и регистрируем на третьем электроде ионный ток. Всё просто, но только когда, когда в контролируемом приборе, где мы ходим оценить давление остаточного газа, есть третий электрод. А если электродов всего два? Если прибор, в колбе которого надо померить вакуум, является диодом?

Читать полностью »

22.06.2022

Zap Energy зажгла в прототипе термоядерного реактора нового поколения FuZE-Q первую плазму - 1

До термоядерных станций и космических кораблей с термоядерным двигателем ещё далеко, но 22 июня Zap Energy выпустила пресс релиз о том, что компания первый раз зажгла плазму в реакторе FuZE-Q, построенном на принципе Z-pinch.

На прошлой неделе Zap Energy завершила важный этап, создав первую плазму — горячую плотную форму материи, встречающуюся в звездах — в своём новом прототипе реактора, названном FuZE-Q, предназначенном для достижения долгожданной цели Q = 1, когда процесс ядерного синтеза внутри плазмы дает больше энергии, чем было затрачено на его создание. Новый реактор потребовался после того, как в прошлом году компания продемонстрировала увеличение срока жизни плазмы в Z-pinch реакторе своей конструкции при силе тока более 500 kA.
Для ускорения вывода своей технологии на рынок компания так же объявила об окончании раунда финансирования серии C в сумме $160M.
Читать полностью »

Чжунгуаньцунь: как выглядит и как родилась «кремниевая долина» КНР - 1


С тех пор как «настоящая» Кремниевая долина в Калифорнии получила своё имя и всемирную славу, в других странах мира многие стали пытаться повторить её успех.

В 90-е и «нулевые» годы «кремниевые» топонимы возникали как грибы после дождя. Кремниевые холмы в Остине, Техас (1995 год). Кремниевое плато в Бангалоре, Индия (1999 год). Кремниевый оазис в Дубаи, ОАЭ (2003 год). Кремниевый мыс в Кейптауне, Южная Африка (2009 год). В одной только Великобритании водятся Кремниевый коридор, Кремниевая объездная, Кремниевая теснина, Кремниевый глен (узкая долина по-шотландски) и даже Кремниевая топь (Silicon Fen) под Кембриджем. К настоящему моменту список «кремниевых» топонимов насчитывает десятки наименований по всему земному шару.

Одним из первых — и наиболее успешных — «кремниевых» проектов стал научно-технологический парк Чжунгуаньцунь в Пекине. Именно его чаще всего называют «китайской кремниевой долиной», и для того есть немало оснований. Более того, он весомо претендует на почётное звание второго по важности «кремниевого» хаба на планете. По крайней мере, по состоянию на начало 2020-х годов. Читать полностью »

Изобретатели парохода: первое поколение - 1

<< До этого: Паровая революция

Ко времени появления триумфальных достижений Уатта идея о том, что двигатель, работающий на сжигаемом топливе, может заставить транспортное средство перемещаться по земле, воде или даже по воздуху, была уже не новой. Лейбниц, Гюйгенс и Папен рассуждали о средствах передвижения, работающих на порохе или паре. Самой популярной идеей была тележка без лошадей – ведь машины, вращавшие колёса, тогда уже стали обычным делом. Шотландский учёный и изобретатель Джон Робисон демонстрировал самому Уатту повозку, приводимую в движение силой пара, в 1759 году. Однако практически использовать пар для передвижения сначала получилось не на суше, а на воде. Тому было множество причин, основной из которых был размер этих машин. Ранние паровые машины были крупными и тяжёлыми, они покоились на крупных и тяжёлых паровых котлах, установленных на крупных и тяжёлых топках (сделанных обычно из кирпича). Гораздо проще было сплавлять всю эту массу по воде, чем поставить её на колёса (тем не менее, исполинский вес этих машин отправил на дно не один пароход) [1]. Кроме того, судно среднего размера, в отличие от наземного средства передвижения разумных габаритов, могло разместить всё это оборудование так, чтобы там ещё осталось место для полезного груза – людей и прочего. Для создания значительно более компактных двигателей пришлось бы использовать пар высокого давления, но это порождало множество технических проблем, на решение которых пришлось потратить не одно десятилетие.
Читать полностью »

В XXI веке даже такую традиционную область как сельское хозяйство невозможно представить без цифровизации. В этой статье мы рассказываем, как интернет вещей может облегчить жизнь фермеров.

Shutterstock
Shutterstock

И для города, и для деревни — где и зачем используют интернет вещей

Читать полностью »

Тихоходки. И как их поймать? - 1


Тем, кто с детства смотрел «Клуб телепутешественников» с Сенкевичем и «В мире животных» с Дроздовым (а по моим ощущениям, этим людям уже лет под сто), а также «Диалоги о животных» и путешествия Команды Кусто, могло казаться, что животный мир средней полосы России, чудовищно беден, по сравнению, с бурлящими жизнью, джунглями Юго-Восточной Азии, амазонской сельвы или экваториальной Африки. Справедливости ради стоит сказать, что к таким людям относился и автор этого очерка. Однако его мнение изменилось, с тех пор как в возрасте шести лет ему в руки попал микроскопЧитать полностью »

Разбираем бобров: дикие инженеры-терраформеры в действии - 1
Вот этих зверьков мы почти уничтожили к началу двадцатого века. А сейчас наш герой вполне спокойно грызёт знаки под Екатеринбургом.

Представьте себе здоровенного мыша массой чуть побольше косули, отлично приспособленного к воде. Добавьте здоровенные зубы, укреплённые металлом (точнее ферригидритом) и нехилые инженерные навыки в плане «как пустить под откос поезд» или «как затопить какую-нибудь деревню». Знакомьтесь, это бобр. Бобры круты тем, что терраформируют окружающий ландшафт и превращают планету вокруг в безопасную для себя.

Вот конкретный пример. На реке Чёрной как-то завелась пара бобров. Сначала они провели изыскательные работы. Берег оказался низковат для них, то есть не очень удобен для операционных баз и главного укрепления. Бобры взяли и переложили русло реки. Потом построили хатку по всем правилам фортифкации. К ней сразу — плотину рядом. Удобно же поднять уровень воды так, чтобы вход стал подводный! Волк такое не поддерживает.

Потом окопали хатку рвами и повалили несколько деревьев, чтобы они образовали засеку. Сделали отводной канал-предохранитель на случай половодья, чтобы плотину не смыло. Запасли на зиму около тонны веток на дне образовавшегося пруда. И пошли дремать.

Зимой река замёрзла. Наши герои просто выплывали прямо из хатки под лёд, брали ветку со дна из своего запаса и возвращались хрумкать.

Разбираем бобров: дикие инженеры-терраформеры в действии - 2

На этом терраформирование не кончилось. Конечно же, на следующий год на базе надо было построить ещё несколько типов инженерных сооружений.
Читать полностью »

Тихий камуфляж: звукопоглощающие свойства крыльев мотыльков - 1

К сожалению современный мир сопряжен с разного рода загрязнением, которое является результатом деятельности человека: экологическое, информационное и даже космическое. Но есть еще один тип «мусора», о котором редко вспоминают, но который отлично знаком жителям больших городов. И имя ему шум. Люди, спешащие по своим делам, машины, снующие туда-сюда, бесконечные стройки и всеми обожаемые соседи, решившие в воскресенье в восемь утра превратить свои стены в швейцарский сыр — все это элементы акустического загрязнения, с которым бороться проблематично, но возможно от него защититься. С этой целью уже многие годы разрабатываются и применяются звукоизоляционные материалы, способные поглощать часть звуков, обеспечивая нас маломальской тишиной. И вот ученые из Бристольского университета (Великобритания) установили, что чешуйки на крыльях мотыльков могут стать основой для нового звукопоглощающего метаматериала. Почему именно мотыльки, в чем особенность их крыльев, и как именно они были применены в создании нового материала? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых. Поехали.Читать полностью »

Мозг мужской и женский. Причины различий и следствия - 1

Вступление

То, что мы разные, знают все. Отличаемся внешне, поведением, физиологией, возможностями.
Но чем вызваны эти различия и почему они возникли?

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js