Рубрика «Научно-популярное» - 100

Система хранения данных на основе ДНК: реально ли это и как работает? - 1

Системы хранения данных, основанные на ДНК, могут стать выходом для человечества, которое генерирует все большие объемы информации. По сравнению со всеми прочими носителями у ДНК просто феноменальная плотность записи данных. Еще одно преимущество — в случае ДНК для хранения данных в оптимальных условиях не нужна энергия, причем информацию можно сохранять сотни лет. Через несколько веков данные можно без проблем считать — конечно, при условии наличия соответствующих технологий.

Но есть у ДНК и минусы. Например, сейчас еще нет стандартов кодирования информации в нити ДНК. Синтезирование искусственных молекул — дело достаточно дорогое, а считывание хранимой информации может занимать дни и недели. Многократное обращение к нитям ДНК за информацией приводит к нарушению структуры молекул, так что в итоге могут возникнуть ошибки. Сейчас предложен метод, который поможет решить некоторые из этих проблем. Система хранения данных (пока что лишь изображений) представляет собой нечто среднее между обычной файловой системой и базой на основе метаданных.
Читать полностью »

Генри Бессемер и радикальные перемены в металлургии - 1

Сказать, что с техническим образованием в Европе в начале XIX века было плохо – ничего не сказать. Даже в Англии, стране, находившейся на острие уже явно обозначившейся даже для современников технической революции, учиться механике или химии было негде.
Собственно, поэтому Энтони Бессемер, заслуживший славу изобретателя и инженера, решил, что его сын Генри, с детства проявлявший большой интерес ко всякого рода механизмам, учиться будет в его собственной мастерской (для чего одиннадцатилетнему Генри был даже куплен, среди всего прочего, токарный станок).

Сам Энтони, в свое время, ездил учиться механике в Нидерланды, и учился он точно так же, как после учил своего сына, и точно так же, как учили ремеслу уже много столетий: он осваивал навыки работы с материалами на практике. Судя по всему, руки у Энтони росли, откуда надо, а к рукам прилагалась еще и очень хорошая голова, и в какой-то момент для талантливого двадцатилетнего паренька нашлось место в мастерских Парижа, где Энтони уже почтительно именуют инженером: его работы оптике и механике так хороши, что привлекают внимание Парижской Академии наук, да и вообще, дела основанной им в столице Франции мастерской идут в гору.
Читать полностью »

Впервые увидел этот странный график в лаборатории университета. Невзрачный листок, ксерокопированный из старой книги, был наклеен на стену рядом с роторным испарителем. Листок, очевидно, использовали часто, но берегли, словно в нём содержалось какое-то древнее могучее заклинание… Впоследствии, схожего рода графики попадались мне и в других лабораториях, словно составляли неотъемлемую часть перегонки с вакуумом. Затем похожие рисунки встречались на страницах разной технической литературы. Их называли номограммы. Научиться ими пользоваться оказалось до смешного просто, но кто и как их в своё время сделал — оставалось загадкой.

Как выглядят номограммы и как они работают

Номограмма, что часто используется при перегонке с вакуумом приведена на рисунке ниже.
Старинное искусство номографии - 1

Допустим, вы провели реакцию в растворителе, а теперь собираетесь его удалить (выпарить), чтобы собрать продукт реакции. Растворитель улетучивается изнурительно медленно, а чтобы ускорить процесс, вы решаете его нагреть, но вот беда — греть раствор нежелательно, так как продукт реакции от нагревания может испортиться. Создав пониженное давление, вы уменьшите температуру кипения растворителя и сумеете его отделить не причинив вреда растворенному в нем веществу. При нормальном атмосферном давлении 760 мм ртутного столба вода кипит при 100 С, однако, при давлении 40 мм кипит уже при 34 С.

Читать полностью »

Разделочная кораблей: что не погребено в океане, будет разрезано вручную - 1

— Что за дичь с кораблём, Бальтазар?
— С каким?
— Титаник.
— Ах, да! Титаник. Значит он собирался потонуть, а я его спас.
— Что?
— Он собирался врезаться в айсберг и пойти ко дну со всем честным народом, а я его спас. Ещё что-нибудь?
— Зачем?
— Что зачем?
— Зачем ты спас корабль?
— Потому что я ненавидел фильм.
— Какой фильм?
— Вот именно!
— То есть ты спас пассажирский лайнер, потому что…
—… потому что мерзкая песня Селин Дион доводила меня до ручки!

(«Сверхъестественное», 6-сезон 17-эпизод)

Если бы Титаник не утонул, то он бы просто устарел. В конечном счёте, все устаревшие корабли, если не затоплены, либо становятся плавучими музеями, либо списываются и утилизируются. Срок службы современных кораблей – в среднем 30 лет. Свыше этого срока их эксплуатация становится нерентабельной из-за коррозии корпуса, усталости металла и отсутствия запасных частей. Отслужившие свой век корабли нельзя просто оставить в порту или прибить к берегу неподалеку. Любой порт, следующий этой тактике, рано или поздно будет забит ржавыми «жестянками», угрожающими состоянию окружающей среды и здоровью людей.

Металлы, из которых создано судно, и старая краска могут выделять в воду свинец, ртуть, и другие токсины и яды. Это нарушает баланс экосистемы водоема, приводит к гибели растений и рыб. Остатки топлива, деревянные перекрытия и отделка могут загораться и загрязнять воздух ядовитым дымом.

Утилизация судов — одна из самых опасных, грязных и трудоёмких отраслей в мире, поэтому главные предприятия, специализирующиеся на разборке судов, располагаются в самых бедных странах без строгого природоохранного законодательства, в которой массово используют неквалифицированный и малооплачиваемый ручной труд.
Читать полностью »

Почему Скотт пришёл к Южному Полюсу вторым, а Амундсен предпоследним - 1

Если ты ненадёжен — то не стоит руководить полярной экспедицией.
Хотя если ты самонадеян до крайности — как ты сам догадаешься о своей некомпетентности?

История покорения Южного полюса — это готовый учебник менеджмента. Удачно получилось, что у нас есть пример двух руководителей, действующих в одной и той же ситуации, буквально сферический образец управления в вакууме. Вот вам одинаковая задача и условия, покажите, как делать надо и как не надо.

Суть дела: в январе 1911 в Антарктиде высадились две экспедиции: британская Роберта Скотта и норвежская Руаля Амундсена. Оба хотели достигнуть Южного полюса — последнего места на Земле, где ещё не побывал человек. Группы перезимовали у побережья и стартанули к полюсу почти одновременно. Кто успевал первым, тому и должна была достаться вся слава.
Читать полностью »

Пять гипотетически возможных космических объектов, ещё не открытых астрономами - 1
14 потенциальных объектов, состоящих из антиматерии

Мало кто из астрономов XIX века, силившихся разглядеть в телескоп небесные тела на мерцающем небосводе, мог предположить космические чудеса, ожидавшие своего открытия в следующем веке.

Настолько плотные звёзды, что чайная ложка такой материи будет весить, как гора. Настолько компактные объекты, что ничто не может преодолеть их гравитационное притяжение. И даже галактики ещё предстояло открыть.

Развитие теории и технологии открыло нам Вселенную, и позволило не только видеть невидимое, но и слышать поступь далёких тёмных гигантов. Сложно представить, что от нас что-то ещё может скрываться – однако всё же гипотетически могут существовать объекты, от которых у вас голова пойдёт кругом.

Возможно, в будущем астрономы обнаружат и их.
Читать полностью »

image

Мне одному кажется, что сегодняшний Интернет скучен и чрезмерно коммерциализирован?

Я чувствую, что сегодняшний Интернет похож на современный торговый центр, стерильный и скучный, с магазинами одежды основных брендов, фуд-кортом и ничем другим. В то время как я помню, что былой Интернет был больше похож на захватывающую городскую игровую площадку. Во-первых, да, я знаю, что тот Интернет был коммутируемым, и вас могли отключить, если кто-то поднимет трубку. Я также знаю, что это было намного медленнее. Я был там. Я учился в средней школе, когда мой отец получил доступ в Интернет в 1995-96 годах.

Интернет был более интересным, потому что у него было больше индивидуальности. Скажем, вы были нёрдом, и вам нравились «Звездные войны», «Звездный путь», аниме, видеоигры или ролевые игры, вы набирали все, что вам нравилось, и вы получали индивидуально разработанные сайты на Geocities, некоторые хорошо продуманные, некоторые просто вырвиглазные, но каждый был уникален, каждый со своей индивидуальностью. Каждый сайт — признание в любви к конкретному фэндому. Каждый сайт был с любовью снабжен скриншотами, краткими описаниями эпизодов или игр, а также загружен фанфиками и обзорами. Читать полностью »

Зеленая энергетика не сходит с веб-страниц и из всевозможных заголовков. «Зеленый» уже давно понимается как «экологически благоприятный», но здесь напрашивается две важные оговорки:

  1. Далеко не все методы «зеленой энергетики» так уж безвредны для окружающей среды. Например, ячейки солнечных панелей и лопасти ветряков необходимо утилизировать уже через пару десятков лет эксплуатации

  2. По-настоящему зеленую энергетику могли бы обеспечить зеленые растения, которые и являются первичными накопителями солнечной энергии.

Читать полностью »

Все мы знаем, что такое Тортуга - это пиратский остров без законов и правил, жемчужина Карибского криминального мира, гнездо самых отъявленных личностей, место, куда любой может зайти под чёрным флагом и провернуть свои тёмные делишки. Но как такой маленький остров стал столь мощной базой пиратов, да ещё и прямо под носом у испанцев? Всё благодаря одному скромному инженеру Франсуа Ле Вассёру, который набрался храбрости и послал всех к чёрту. Но обо всём по порядку.

Читать полностью »

Когда, зачем и почему вернутся дирижабли - 1

Короткая предыстория

6 мая 1937 года самый большой дирижабль в мире, «Гинденбург», сгорел при посадке на американской авиабазе Лейкхерст.
Трагедия была ужасной, в ней погибло 36 человек (35, находившихся на борту и еще один из находившихся на земле) из 97 пассажиров и членов экипажа.
На земле «Гинденбург» ждали – его встречали множество фотографов, кинокамера, а несколько радиостанций вели прямой репортаж о его приземлении – в итоге, о катастрофе сообщили в прямом эфире, а кадры с гибелью «Гинденбурга» разлетелись по всей планете.
Этот день принято считать концом дирижаблестроения (что, строго говоря, неверно), причем принято добавлять к этому, что именно жуткая катастрофа считавшегося самым надежным и лучшим из всех дирижаблей на тот момент доказала бесперспективность этого пути.
Не станем рушить легенду и рассказывать о том, чем хороши были дирижабли, например, во время второй мировой войны, заметим лишь, что вовсе не беда «Гинденбурга» стала причиной того, что поток денег в дирижаблестроении к тому моменту иссяк.

image
Гибель «Гинденбурга», жуткая картина, потрясшая мир.

Все-таки главным заказчиком воздушных судов в те времена была армия, и с начала ХХ века винтовая авиация составляла серьезную конкуренцию дирижаблям. Вот только во времена первой мировой войны самолеты не могли ничем воспрепятствовать дирижаблям – при всем «удобстве» относительно медленных и довольно крупных «мишеней» – их нечем было поражать. А вот дирижабли доказали, даже при отсутствии средств и технологий бомбометания, свою ударную мощь и свое полное доминирование в воздухе.

К 1937 году ситуация в воздухе радикально изменилась – теперь уже дирижаблям нечего было противопоставить юркой и быстрой винтовой авиации – и об их технологии надолго забыли, переключившись на создание самолетов, а позже и вертолетов, и «все деньги мира», в первую очередь, деньги военных ведомств, отныне закачивались именно в эти виды воздушного транспорта.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js