Рубрика «музыкальные инструменты» - 4

В нескольких видео легендарных создателей шайтан-устройства с шариками, группы Wintergatan, демонстрируется не менее интересный инструмент — Modulin. Как и в случае с другими DIY экспериментами коллектива, создателем устройства является Мартин Мулин.

Martin Molin Modulin – истоки и анатомия DIY инструмента - 1

Необычный брутальный облик «сенсорной скрипки» Мулина: гриф, прикреплённый к панели с большим количеством регуляторов, разъёмов и проводов — впечатляет. Несколько необычными являются техника звукоизвлечения и звуковые возможности устройства. Фактически это полноценный одноголосый аналоговый синтезатор с достаточно широкой звуковой палитрой, где вместо стандартной клавиатуры использован своеобразный «сенсорный» гриф (Ribbon controller). Заглянув под кат, вы сможете подробнее узнать об инструменте, его составляющих и его аналогах в прошлом.
(P.S. материал не содержит новостей, по сему прошу людей, бдительно следящих за Wintergatan, обойтись без комментариев из цикла «этжбаян». Заранее благодарен»)
Читать полностью »

Наш цикл о самых больших звуковых сооружениях был бы не полон без исполинских музыкальных инструментов. Сейчас речь пойдёт о «Великом сталактитовом органе». В соответствии с книгой рекордов Гиннеса, инструмент, который мы опишем, считается самым большим из когда-либо создававшихся. Этот пост о том, каким образом Лиланд Спринкл заставил петь сталактиты пещер Лурей в Вирджинии (Virginia's Luray Caverns).

Звуковые гиганты: программист из Пентагона и Великий сталактитовый орган - 1

В какой-то степени этот материал можно отнести и к другому нашему циклу «Личность и звук», так как он будет посвящён не только инструменту, но и его создателю.
Читать полностью »

В очередной раз поводом для публикации послужило творчество музыкантов. На этот раз ими оказались шведы из инструментальной группы Wintergatan. Увидев, что соорудил бессменный лидер коллектива Мартин Мулин и его коллеги, я понял, что об этом стоит написать. Механический полуавтоматический акустический инструмент, названный Marble machine, поражает воображение. Скептиками высказываются мысли о том, что это вообще не может работать. Изобретательность автора, амбициозность проекта и смелость замысла граничат с лучшими проявлениями творческого сумасшествия.

Музыкальная DIY-шайтан-машина или что сделал шведский музыкант с двумя тысячами шариков - 1
Читать полностью »

Около года назад в эфире станции «Своё Радио» мне довелось услышать одну удивительную группу, с которой фактически и начался этот пост. Этим коллективом стали родоначальники тяжёлого психоделического твиста, петрозаводской квартет «Громыка». Меня очень заинтересовали достаточно необычные звуки солирующего инструмента, который использовал коллектив. Сначала я подумал, что ребята используют какой-нибудь Moog или чем-то обработанный Терменвокс.

Стилофон – воскресший хит 70-х или «сенсорный» кошмар Дэвида Боуи - 1

Особенности исполнения говорили о том, что это не клавишный синтезатор и не бесконтактная «скрипка» Термена. Просмотр видео показал, что музыкант коллектива использовал странную штуку, размером со старый портативный радиоприёмник, с металлической панелью вместо клавиатуры, по которой водят двумя контактными стержнями. Источником «магических», протяжных, выразительных и в тоже время достаточно резких звуков оказался стилофон (если совсем точно Styllophone 350S образца 1970-го года). Я решил разобраться с тем, что это за штуковина, как она работает, где и кто её использовал, а также какие современные инструменты этого типа используют сейчас.
Читать полностью »

По просьбам читателей мы продолжаем наш цикл об истории корпораций, оставивших существенный след в мировой электротехнической отрасли. Этот публицистический очерк я посвящаю одному из моих любимых японских гигантов, корпорации Yamaha. Как человек предвзятый, я не смогу сохранять объективность, посему прошу снисходительно относится к периодическом у появлению диферамбов в адрес компании. Вероятно, я не буду нейтрален в оценке корпорации, её истории, а также её продуктов и руководителей и прошу сделать скидку на личные пристрастия и искреннюю расположенность к бренду, потребителя, который по-человечески восхищён не простой историей этого «монстра мирового капитала» и его достижениями.

Путь YAMAHA (#1): кэндо с камертоном - 1

Сегодня корпорация Yamaha по праву считается одним из крупнейших производителей электроники, музыкальных инструментов и мотоциклов. Таким широким спектром выпускаемых продуктов и сфер, в которых работает Yamaha, корпорация обязана своей истории, а если точнее талантливым решениям нескольких поколений её руководителей. История Yamaha – это рассказ о взлётах и падениях, периодах процветания и кризисах, которые эта корпорация преодолевала с упорством настоящего самурая. В связи с обилием важной и исторически ценной информации я раздели материал на несколько частей, и эта часть будет полностью посвящена основателю корпорации Торасуку Ямаха.
Читать полностью »

Поводом к этому посту послужило обилие публикаций в сети и музыкальном глянце о влиянии породы дерева, из которой изготавливается дека, на звук электрогитар. Многочисленные обсуждения на форумах, таблицы, распространяемые некоторыми кастом-мастерскими, а также (что особенно беспокоит) утверждения научных сотрудников РАН (ссылку прилагаю) стараются убедить читателей в том что:

«Деревянный корпус выступает в роли достаточно сложного фильтра, который по-разному поглощает и отражает разные частоты от колеблющейся струны»

Дерево и звук… электрогитары, а также оргстекло и упаковочный картон - 1

Что в конечном итоге приводит к существенным, важным для исполнителя и слушателя изменениям (частотным, тембральным и т.п.). Информация о значительном влиянии дерева на гитарный звук электрогитар была названа «деревянной теорией», и в настоящее время имеет множество сторонников и противников. Между тем, хочу отметить, что текстура дерева очень здорово смотрится, и эстетические качества электрогитар во многом зависят от материала, из которого созданы деки.
Читать полностью »

Это третий пост в цикле об истории музыкальных синтезаторов. Перед тем как перейти к теме, хочу поблагодарить пользователей за живой интерес к статьям, насыщенные дискуссии и высокую оценку публикаций. Благодаря своевременным и точным комментариям удалось охватить истории практически всех приборов, изобретение которых предопределило развитие синтеза звука и электронных музыкальных инструментов.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: монстры 50-х, «Вояджер» Моога, цифровая революция от Чоунинга и Курцвейла - 1

Хронологический период, который охватывает эта статья, начался в 50-х годах прошлого столетия и продолжается до текущего момента. Разработки и изобретения этого этапа подарили нам практически всё, что мы используем сегодня: сэмплеры, цифровые синтезаторы, контроллеры динамических клавиш, а главное – сравнительно низкие цены на эти устройства.
Читать полностью »

Синтезаторы уже давно стали привычными и обыденными. Практически все современные композиторы, исполнители и саунд-продюсеры (если не брать в расчет академическую классику) так или иначе используют их. При этом огромный теоретический и практический вклад людей, благодаря усилиям которых музыканты и композиторы имеют почти неограниченные возможности, остается несправедливо забытым.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 1

В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.

В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.
Читать полностью »

Регулярно появляются статьи о создании кода Javascript который издаёт звуки в браузере. В них объясняется чем частота ноты До отличается от частоты ноты Ля, примеры кода исправно издают «бип-бип».

Сделаем что-то подобное, но с результатом больше похожим на музыку. И относительно наглядной нотацией в духе ABC, примерно вот так:

image

Запустить код и прослушать можно здесь:
https://jsbin.com/nosojaz/edit?html,output
Читать полностью »

Лев Термен – физик-изобретатель, музыкант, бизнесмен, советский шпион и заключенный, а также человек, который заслуженно считается отцом электронной музыки. Наиболее известным устройством гения своего времени стал первый в мире электромузыкальный инструмент – терменвокс. Инструмент, который позволяет извлекать звуки, не прикасаясь к нему руками, а лишь манипулируя ими перед антеннами.
Сложно переоценить саму значимость факта создания первого электронного музыкального инструмента, но при этом не менее значимые изобретения гения остаются в тени. Не многие знают о том, что Термен стал пионером передачи изображения на расстояние, предвосхитив появление телевидения, разработал ряд не имеющих аналогов музыкальных инструментов. Кроме того, Термен серьёзно помог органам госбезопасности СССР с организацией охранных систем кремля и записью разговоров в посольствах потенциальных противников. Последнее достижение Отец Народов даже отметил премией своего имени. Интересно, что предшественник И.В. Сталина, вождь и учитель тов. Ульянов, как большой любитель музыки, удостоил сабжа личной аудиенции, во время которой брал уроки игры на терменвоксе.

Лев Термен — от музыки «из воздуха» до прослушки без «жучков» - 1
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js