Рубрика «мозг» - 34

Я не курю табак уже лет 10 или вроде того, не скажу точно. А первую свою сигарету взатяжку я выкурил лет в 7-8. Так что бросить курить, даже при очень большом стаже, таки возможно (это я подтверждаю тем, кто хочет, но сомневается). Но не о том сейчас речь. Речь о мотивации.

Курение, ЗОЖ, мотивация и скорость разработки ПО - 1

Живу я весьма долго, были перерывы в курении и до сей поры. Перерывы разной длительности, от нескольких месяцев, до двух лет. Но тогда основным мотивом было то обстоятельство, что курение мешало мне заниматься активными видами спорта. Знаете, когда дымишь как паровоз — выложиться на тренировке на 100% практически невозможно — сначала сдает дыхалка, а уже потом мышечная система, сложно нагрузить мышцы полностью. И хотя я потом неизменно начинал курить вновь (всегда под алкоголем, ибо одно тянет за собой другое), эти периоды жизни без сигарет дали мне важный опыт:

— Я заметил, что когда долгое время обхожусь без сигарет — моя способность к пониманию — ощутимо возрастает. Мышление становится более объемным, связным и креативным. И в конечном итоге это влечет за собой увеличение скорости написания кода.

И вот когда я лет 10 назад вновь решил отказаться от курения, то основным мотивом была чистота ума, бо по субъективным ощущениям, курение загрязняет не только легкие, оно здорово затуманивает и мозги, влияя на работоспособность в целом. Кстати, этот вывод-наблюдение пришел ко мне в виде эдакого инсайта. Я даже на минутку опешил сам с собой, типа:

— Даладна?! Ничесси…

И тогда я решил понаблюдать за собой, как за объектом, с целью отследить и другие возможные закономерности и связи между работой мозга, сознанием и состоянием организма в целом. И вот что получилось:Читать полностью »

Одна из самых распространенных тем запросов, с которыми приходят к детским специалистам, это речь. Самая очевидная проблема — это когда ребенок не говорит. Вот ему год, а он молчит. Вот ему уже три, а он все равно молчит. А вот уже пять… Тут понятно, что что-то пошло не так. Есть менее очевидные проблемы, которые на самом деле тоже про речь. Например, ребенок плохо учится. Почему плохо учится? Оказывается, когда ему учительница задает вопрос, он в ответ двух слов связать не может. Или у ребенка почему-то нет друзей. И оказывается, что он просто не представляет, как со сверстниками вообще разговаривать. Ну и не разговаривает. И так далее.

Самый нужный человек здесь, как понятно, логопед (и очень важно дойти до логопеда, если есть подозрение, что развитие речи пошло как-то не так). Игротерапевты с этим тоже работают, потому что умение разговаривать и договариваться развивается вместе с развитием игры. Чтобы понять, как это происходит, начнем с самого начала.
Читать полностью »

В общем-то, очевидно, что разным людям нравится разное, и на игры это тоже распространяется. Одна и та же игра у некоторых детей (и взрослых) заходит, у других — нет. По крайней мере отчасти предпочтения в играх определяются темпераментом.

1. Про темперамент

Когда мы говорим о том, что человек тугодум и с трудом переключается от одной задачи к другой, или о том, что человек схватывает на лету (но зато так же быстро забывает), то мы говорим о темпераменте: в частности, о векторе «быстрый-медленный». Когда мы говорим о том, что одни люди стремятся к новым впечатлениям, а другие предпочитают привычное (и стараются дозировать общение с другими людьми), то это тоже о темпераменте — о векторе «интроверсия-экстраверсия». Одни люди все принимают близко к сердцу, другие не заморачиваются. Одни люди очень работоспособны и могут часами заниматься решением какой-то задачи, другие быстро истощаются, и им нужно на что-то переключиться. Это все о темпераменте.

В структуре психики темперамент находится на очень низком, базовом уровне. Он зависит от психофизиологических особенностей, которые, в свою очередь, определяются генетически. Это значит, что в области темперамента человек крайне непластичен. Некоторые особенности темперамента более социально одобряемы, чем другие, поэтому довольно часто, например, к детскому психологу родители приходят с запросами вида:

— У него всего один друг! Как бы сделать так, чтобы друзей было много?
— Он так долго думает и так медленно говорит, а нельзя ли как-то ускорить?
— А почему она все время беспокоится? Как сделать так, чтобы не беспокоилась?
Читать полностью »

Привет, люди с аутистическими нарушениями - 1

В смысле, привет! Если вы можете сказать про себя слово «интроверт» (как и я) то вас можно смело заносить в эту категорию. Другое дело, что категория, мягко говоря, размыта. И в неё от души навалено сразу несколько синдромов.

Но сначала главное. Итак, есть версия, что мозг приматов развился до невероятных высот рода homo из-за социальных взаимодействий. Это когда надо думать за себя, потом как вон та обезьяна-вожак, потом его ближайшее окружение, потом как все омеги (можно посчитать их за одного, ладно), нужно продумать действия, понять, что они сделают в ответ, учесть, что они могут предсказать такой ход наших мыслей. В общем, кончается это рекурсией и высокой вычислительной сложностью. Механизмы, позволяющие прогнозировать реакции других — начиная от зеркальных нейронов — так плотно в нас вшиты, что если мы посмотрим видео про зубного и его пациента, то почувствуем сами отголосок его реакции.

Плюс отклонений аутистического спектра — это когда вся вот эта мощность, направленная на выявление тысячей закономерностей в социальной жизни, была переброшена на что-то другое. Например, на анализ сложных систем в математике или разработке. Или на теоретическую физику. Или на музыку. Или на искусство. Гипотеза, разумеется, пока не так чтобы очень доказуемая, и не факт, что эта «мощность» была вообще. Но, тем не менее, этой моделью легко пользоваться, рассуждая про лёгких аутистов.

А теперь давайте разбираться в деталях.Читать полностью »

Перед началом статьи обращаюсь к маленьким фотографам — запасайтесь огнетушителями.
Поехали!

В этот раз я постараюсь обойтись без аналогий глаза с фотоаппаратом и мозга с компьютером. Почему?
С самых первых попыток изучения мозга человеком люди искали аналогии для облегчения понимания/объяснения его работы. Для каждой эпохи были свои примеры — человек сравнивал мозг с самым сложным устройством своего времени:
— паровые машины,
— ламповая техника,
— сегодня это компьютеры,
— в будущем…
Обратимся за материалом к учебникам по физиологии, дабы избежать ненужных заблуждений.

Глаз как оптическая система

Фокусное расстояние глаза. Какое же оно? - 1
Читать полностью »

Очень часто фотографы, а иногда и люди из других специальностей, проявляют интерес к собственному зрению.

Вопрос, казалось бы, простой на первый взгляд… можно погуглить, и всё станет ясно. Но практически все статейки в сети дают либо «космические» числа — вроде 400-600 мегапикселей (Мп), либо это и вовсе какие-то убогие рассуждения.

Поэтому постараюсь кратко, но последовательно, чтобы никто ничего не упустил, раскрыть эту тему.

Начнём с общей структуры зрительной системы

  1. Сетчатка
  2. Зрительный нерв.
  3. Таламус.
  4. Зрительная кора.

image

Сетчатка состоит из трёх типов рецепторов: палочки, колбочки, фоторецепторы(ipRGC).
Читать полностью »

Во первых словах:

— Работа программистом-разработчиком — тяжелый труд, сравнимый с валкой леса топором. И проблематика данного труда сильно недооценена в общественном сознании.

Сейчас я обосную этот тезис с научной точки зрения.

image
Читать полностью »

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 1

Все знают Skyeng в первую очередь как инструмент по изучению английского языка: это наш основной продукт, который помогает тысячам людей без серьезных жертв освоить иностранный язык. Но уже три года часть нашей команды занимается разработкой онлайн-олимпиады для школьников всех возрастных групп. С самого начала перед нами встало сразу три глобальных вопроса: технический, то есть вопрос разработки, педагогический и, конечно же, вопрос привлечения детей к участию.

Как оказалось, самым простым вопросом оказался технический, да и перечень предметов за три года заметно расширился: кроме английского в программу нашей олимпиады были включены еще и математика с информатикой. Но обо всем по порядку.

Как сделать участие в олимпиаде привлекательным для ребенка

В чем суть любой школьной олимпиады? Конечно же, в первую очередь олимпиады организуются для одаренных учеников, которые готовы показать свои углубленные знания по какому-либо предмету. С такими детьми проводится усиленная подготовка, педагоги разрабатывают специальные программы и упражнения для будущих олимпиадников, родители — ищут свободные окна в расписании своих чад для того, чтобы они кроме секций и курсов могли посещать еще и факультативные занятия.
Читать полностью »

Когнитивное выпрямление 2: изучаем иллюзии и искажения - 1
(с)

Сотни лет исследователи обсуждали, какие неизвестные процессы в глазах, мозге или за пределами человеческого тела вызывают иллюзии. Поскольку измерить такого рода физиологические реакции очень непросто, до недавнего времени невозможно было досконально изучить корреляции между иллюзиями и их физиологическими предшественниками.

В последние годы благодаря технологическому прогрессу мы значительно продвинулись в исследованиях, и даже раскрыли несколько нейронных механизмов формирования оптических иллюзий (подробнее смотрите в первой части). Впереди еще больше открытий, в чем мы сегодня убедимся — для некоторых зрительных иллюзий до сих пор не предложено подтвержденного и правильно описанного научного объяснения.
Читать полностью »

Дизайн сложности

image

До недавнего времени предметы быта формировались согласно их технологии. Дизайн телефона был по сути корпусом вокруг механизма. Задача дизайнеров состояла в том, чтобы сделать технологии красивыми.

Инженеры должны были определить интерфейсы этих объектов. Их главной заботой была функция машины, а не простота ее использования. Мы — «пользователи» — должны были понять, как эти устройства работают.

С каждым технологическим новшеством наши предметы быта становились все богаче и сложнее. Дизайнеры и инженеры просто обременяли пользователей этим увеличением сложности. Мне все еще снятся кошмары о том, как я пытался получить билет на поезд в старых торговых автоматах BART в Сан-Франциско.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js