Рубрика «мозг» - 33

image

Как я себя чувствовал во время испытаний.

Исходные условия: засыпаю перед рассветом, просыпаюсь в обед.
Желаемый результат: просыпаться в 7-9 утра без будильника.
Способ: 1 месяц тестировать очки «для просыпания».

И вот что из этого вышло.
Читать полностью »

Ранее мы рассказали, какие исследования стоят за популярными советами о том, как «научиться учиться». Затем обсудили метакогнитивные процессы и полезность «каракулей на полях».

В третьей части — рассказали, как тренировать память «по науке». Кстати, про память — говорили отдельно тут и тут, еще — разбирались с тем, как «учиться по карточкам».

Сегодня — обсудим концентрацию, «многозадачность» и прокачку внимания.

Как «научиться учиться» — улучшаем внимательность - 1Читать полностью »

Российские ученые восстановили образы из мыслей человека по электрической активности мозга - 1

Ученые из россйской ГК «Нейробиотикс» и Лаборатории нейробототехники МФТИ сумели воссоздать изображения по электрической активности мозга. Правда, речь идет только о работе с изображениями, на которые смотрит человек, чей мозг анализируется.

Собственно, восстанавливать геометрические фигуры, на которые смотрит человек в определенный момент времени, по электрической активности его нервных клеток — вовсе не самоцель. Главное — понять, как мозг шифрует информацию, которую мы затем храним многие годы (ну или минуты, что не менее важно).
Читать полностью »

Число, лежащее в основе современной музыки - 1

Почему двенадцать?

Если вы посмотрите на клавиатуру, то увидите, что в каждой октаве содержится 12 полутонов.
В случае фортепиано это всего лишь значит, что между, например, "до" первой октавы и "до" второй октавы расположено 11 клавиш. Вместе с одним из "до" (например, до второй октавы) мы получим 12 клавиш: до#, ре, ре#, ми, фа, фа#, соль, соль#, ля, ля#, си, до.

Но почему 12?

Может быть это просто случайность? Вот нравилось нашим предкам число 12, у них везде 12: 12 месяцев, 12 знаков зодиака, 12 колен Израилевых, 12 апостолов,… и здесь решили, пусть будет 12, и так и повелось. Или все же здесь есть объективный закон, и это число не случайно?

В этой статье я докажу, что это не случайность, и что 12 является единственно возможным вариантом в современном музыкальном строе, что в свою очередь является следствием свойств одного числа. Я бы даже сказал, что это число лежит в основе современной музыки.

Читать полностью »

Зачем ты поймал мою мышку, или настольная игра как модель социального взаимодействия - 1

С точки зрения типа взаимодействия игроков настольные игры можно условно разделить на три группы: сражение, кооперация и соревнование. Это достаточно условное деление, потому что иногда игрокам удается сыграть партию совершенно не так, как было задумано, но обычно про игру можно достаточно уверенно сказать, с каким она типом взаимодействия. В зависимости от этого параметра игра позволяет моделировать тот или иной социальный опыт, что мы дальше и рассмотрим.

Сражение, или если я не выиграю, я буду горько плакать

Первый тип – это игры-сражения. В основном сюда относятся дуэльные игры. Из классических – шахматы и шашки, из популярных современных – например «Улей». Ситуация такой игры представляет простую модель конфликта – есть некая цель (победа в игре), в победе заинтересованы оба, но победить может только один, и успех одного означает неуспех другого.

Если противник – это человек, в котором мы не заинтересованы, то психологически ситуация простая: нужно победить, и для победы используется наиболее эффективная стратегия, которая нам доступна. Ситуация становится существенно сложнее, если мы играем с человеком, с которым нас связывают хорошие отношения, и мы знаем, что неуспех его огорчит. На этом месте мы начинаем решать задачу, похожую на задачу по выбору стиля лидерства.
Читать полностью »

Метод изучения различных дисциплин «по карточкам», который еще называют системой Лейтнера, известен уже около 40 лет. Несмотря на то, что карточки чаще всего он применяются, чтобы пополнить лексический запас, выучить формулы, определения или даты, сам метод — не просто очередной способ «зубрежки», а инструмент поддержки учебного процесса. Он позволяет сэкономить время, требующееся для запоминания большого объема информации.

Запоминать, но не зубрить — учеба «по карточкам» - 1Читать полностью »

Нейрофизиолог рассуждает о проекте Neuralink и рассказывает о работе мозга «на пальцах» - 1
Слева — нейрофизиолог Елена Белова, справа — робот-хирург Neuralink

Летом 2019 прошла презентация стартапа Neuralink, цель которого — создать интерфейс типа «мозг—машина». Илон Маск рассказал, что компании удалось наработать за несколько лет с момента основания. Представили робота-хирурга, гибкие нити для подключения чипов к мозгу и эффективные алгоритмы обработки сигналов. Мы встретились с нейрофизиологом, чтобы поговорить о том, что же такое Neuralink: бизнес и маркетинг или реальный научный прорыв?

На вопросы терпеливо отвечала Елена Белова — биохимик и биоинформатик по образованию, нейрофизиолог и иллюстратор по роду занятий, старший научный сотрудник Лаборатории клеточной нейрофизиологии человека Института химической физики.

Глупые вопросы задавал Иван Звягин, который прочитал несколько научно-популярных книг о работе мозга и эволюции.Читать полностью »

Задача о трех горах, неуловимая теория ума и проблема периодизации детского развития - 1

В прошлый раз мы немного затронули эгоцентрическую позицию ребенка в дошкольном детстве. Жан Пиаже в свое время выдвинул тезис, что ребенку дошкольного возраста в принципе свойственен эгоцентризм мышления – то есть он по умолчанию считает, что в голове у другого человека все происходит точно так же, как у него самого. Пользуясь более современным термином, Пиаже считал, что дошкольник не имеет теории ума, поэтому не способен учесть или принять чужую точку зрения. В обоснование этого он приводил результаты следующего эксперимента:

Ребенку предъявляется макет с тремя горами. Он имеет возможность рассмотреть его со всех сторон. Потом ребенка сажают на стул с одной стороны от макета, с другой стороны усаживается кукла. Экспериментатор показывает ребенку фотографии макета в четырех разных ракурсах и спрашивает, что видит кукла.

Примерно до семи лет испытуемые в этом эксперименте выбирали картинку с тем ракурсом, который видели сами.

Впоследствии Жана Пиаже немало ругали за то, как сильно он недооценил возможности детей дошкольного возраста – и как сильно переоценил продолжительность периода эгоцентрического мышления.

Откуда взялась эта ошибка?
Читать полностью »

Новый экзоскелет дал возможность парализованному от плеч мужчине пройти 145 метров - 1

Франзцуские ученые из университета Гренобль-Альпы смогла разработать экзоскелет и нейрокомпьютерный интерфейс, который дал возможность полностью парализованному пациенту пройти 145 метров, сделав 480 шагов. Основная работа специалистов велась в направлении нейроинтерфейса, поскольку разновидностей экзоскелетов довольно много, и работают они неплохо.

Ученые добились того, что аппаратное обеспечение экзоскелета стало взаимодействовать с нейроинтерфейсом, т.е. удалось научиться интерпретировать электрические сигналы головного мозга в движение механических «мускулов». Сложности, конечно, есть, это не экзоскелет из фильмов с технологиями будущего.
Читать полностью »

Когда описывают периодизацию детского развития, обычно это выглядит так, что с трех до семи лет у ребенка дошкольное детство и ролевая игра — ведущая деятельность, а в семь лет ребенок превращается в школьника, у которого ведущая деятельность — учебная. Может складываться ощущение, что в районе семи лет происходит какое-то качественное изменение в сознании ребенка, и он переходит из одного дискретного состояния (дошкольник) в другое (ученик).

На самом деле это плавный процесс, растянутый на несколько лет, и те изменения, которые происходят, происходят постепенно. Образовательная программа детского сада построена таким образом, чтобы занятия, которые посещает ребенок, с каждым годом становились все больше и больше похожи на школьные уроки. В подготовительной группе ребенок на занятиях получает опыт, уже максимально приближенный к школьному: есть и класс, и парты, и русский язык с математикой, и надо поднимать руку, и задания выполняются в тетрадках. Это один вектор.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js