Рубрика «многоразовые ракеты-носители»

Сейчас после более чем полувекового освоения космоса можно заключить, что космонавтика не смогла достичь тех высот развития, которые её прочили писатели – фантасты, футурологи и учёные в середине ХХ-го века [1]. Разумеется так произошло в силу целого комплекса причин [2], основной из которых является чрезвычайно высокая стоимость выведения полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, не говоря уже о более далёких полётах. Хотя на текущий момент в области новых средств выведения наметился заметный сдвиг [Читать полностью »

На чем будем летать на МКС: Транспортные корабли следующего поколения - 1

Dream Chaser, вид с хвоста. Источник: SNC

Нам попалась на глаза интересная табличка от Payload (выпускают информационный дайджест совместно с Firefly Airspace). В ней представлены хорошо известные «Союзы» и «Прогрессы», а также четыре американских космических корабля. Это уже летающие на МКС пилотируемый и грузовой SpaceX Dragon, грузовик Cygnus компании Northrop Grumman, а также проблемный Boeing Starliner (его эксплуатация откладывается до 2023 г.).

Мы же в статье подробнее расскажем о нескольких перспективных кораблях, представленных в таблице Payload. Пока они только разрабатываются и о них мало что известно. Это три принципиально новых проекта (российский «АРГО», URV компании Intuitive Machines и многоразовый челнок Dream Chaser компании Sierra Nevada), а также глубокая модернизация существующих кораблей — «Союз ГВК» и японский HTV-X.
Читать полностью »

Как правило, то, что называют «звуками космоса» — это превращенные в аудио изменения магнитного поля, вращение пульсаров, радиоэхо и прочие, не слышимые человеческим ухом сигналы. На прошедшей неделе компания Rocket Lab опубликовала видео разделения ступеней, сопровождающееся настоящим космическим звуком выхлопа второй ступени. Также стало известно, как компания оценивает успешность экспериментального возврата первой ступени и что собирается делать дальше.

Настоящий космический звук и результаты возврата ступени Electron - 1
Вернувшаяся ступень на буксире, фото Rocket Lab
Читать полностью »

Не многие знают, что над вопросом создания многоразовых ракет у нас в стране всерьёз задумались достаточно давно. Как гласят предания, однажды, боковой блок ракеты-носителя типа «Союз» (может это была и «Молния», сути не меняет) очень удачно приземлился. Обычно блок падает двигателем вниз, а тут упал необычным образом — баком вниз, а двигателем вверх. Может дерево задел, может порыв ветра закрутил, не понятно. Но сам факт остаётся фактом и двигатель по внешним признакам был в прекрасном состоянии. Ради интереса его сняли с обломков ракетного блока, поставили на штатный испытательный стенд, и он нормально отработал. После этого по отрасли поползли мысли, что многоразовость ракет и двигателей это не фантастика, а реальность. Говорят, «ЦСКБ-Прогресс», возглавляемое Д.И.Козловым, активно продвигало идеи многоразовых ракетных блоков в рамках темы «Подъём», которую свернули в угоду программы «Энергия-Буран» и её производной — РН «Зенит», на базе которой В.Ф.Уткин планировали делать своё семейство ракет-носителей. Вот такая история. Вообще, по истории многоразовых ракет и теории принятия решений в этой области, можно написать хорошую книгу, которая при должном подходе потянет на художественный роман. Но моей целью является рассказать о том, какие схемы обеспечения многоразовости ракетных блоков есть, почему именно они применяются, чем отличаются друг от друга и какие в них нюансы.Читать полностью »

В 2013 году, когда Маск еще только собирался повторно использовать первую ступень, я сделал пост с расчетом и оценками затрат массы на разные способы посадки. Сейчас, когда повторно используемые ступени уже никого не удивляют, интересно глянуть на то, какие варианты летают и разрабатываются.

Пусть расцветают сто многоразовых ракет - 1
Посадка боковых блоков Falcon Heavy, фото SpaceX
Читать полностью »

Полеты многоразовых первых ступеней ракеты-носителя Falcon от SpaceX вызвали всплеск интереса к многоразовым ракетам. И если, например, китайская компания LinkSpace демонстрирует рендеры похожей системы с посадкой на двигателях на раскладные опоры, то другие конструкторы предлагают системы на иных принципах, используя крылья или воздушный подхват. Некоторые проекты уже успели закрыться, но есть и свежеанонсированные.

image
Технологический демонстратор Adeline
Читать полностью »

Команда проекта — специалисты, разрабатывавшие систему «Энергия-Буран»

«Роскосмос» начинает работу над созданием многоразовой ракеты - 1
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Сегодня стало известно о том, что гендиректор Центра имени Хруничева распорядился восстановить департамент по многоразовым средствам выведения. Случилось это, правда, еще около месяца назад, но информация о событии появилась только сейчас. По словам Александра Медведева, генерального конструктора «Роскосмоса» по космическим ракетным комплексам, в новом департаменте будут работать те специалисты, которые создавали в свое время «Буран». Главой департамента стал Павел Анатольевич Лехов, один из основных проектировщиков системы "Энергия-Буран".

У нового проекта есть схожие черты с этой системой, пишут «Известия». Так, отечественные инженеры не планируют перенимать опыт компании Илона Маска, которая успешно сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане и на сушу. Инженеры Центра имени Хруничева будут работать над созданием «крылатой» первой ступени, которая будет способна возвращаться на космодром, как самолет, садясь на взлетно-посадочную полосу.
Читать полностью »

Компания Blue Origin, принадлежащая основателю Amazon Джефу Безосу, 22 января произвела повторный запуск ранее использовавшегося суборбитального носителя New Shepard. В этот раз программа полёта включала в себя подъём на высоту 101.7 км (что на ~1200 метров выше предыдущего результата), а в качестве полезной нагрузки выступал суборбитальный корабль, разрабатываемый компанией для применения в космическом туризме.

На данный момент это первый случай, когда ускоритель (пусть и суборбитальный) не только использовался повторно, но и повторно же совершил успешную мягкую посадку:

Читать полностью »

Сегодня, 10 января 2015 года, первая ступень ракеты-носителя Falcon-9 приводнилась на роботизированную морскую платформу в Атлантическом океане. Грузовик Dragon успешно вышел на орбиту и приближается к МКС. Первая ступень смогла попасть в платформу размером 50 на 90 метров, но посадка получилась жёсткой. Посадочная платформа цела, лишь некоторое оборудование на ней будет нуждаться в замене, пишет Илон Маск у себя в твиттере:

Видео посадки ракеты пока недоступно. Как пишет Маск, оно очень тёмное и мутное. Точную картину посадки придётся восстанавливать из кусочков видеосъёмки, данных телеметрии и анализа повреждений ракеты при контакте с платформой.

Испытание технологии многоразовых ракет прошло в рамках пятой миссии SpaceX по доставке груза на МКС в рамках контракта с НАСА (CRS-5). Во время предыдущих пусков были испытаны отдельные элементы мягкой посадки — раскладные опоры, перезапуск двигателей после отделения второй ступени и перед касанием поверхности, решетчатые аэродинамические рули и мягкая управляемая посадка в океан.
Читать полностью »

Компания SpaceX продолжает испытания многоразовой ракеты-носителя Falcon-9R, которая, по словам основателя компании Илона Маска, способна уменьшить стоимость космических запусков в несколько раз. 19 июня на своём канале Youtube компания опубликовала видео тестового полёта ракеты, во время которого были испытаны аэродинамические рули, расположенные в её верхней части. При спуске они позволят управлять полётом в пассивном режиме, без включения двигателей. Ранее в этом году были успешно протестированы раскладные посадочные опоры.


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js