
Картинки со смешными надписями или без них, иллюстрирующими нелепые жизненные ситуации или же просто мемы, нередко становятся зарегистрированными брендами. Сегодня поговорим о них.
Картинки со смешными надписями или без них, иллюстрирующими нелепые жизненные ситуации или же просто мемы, нередко становятся зарегистрированными брендами. Сегодня поговорим о них.
В начале 2025 года очередной клип на Тиктоке вызвал новую волну хайпа. Песня «Сигма-бой» российских исполнительниц Betsy и Марии Янковской вышла ещё в октябре 2024-го и собрала огромное количество просмотров, репостов и перепевок. Однако только в январе 2025-го её заметили политики и принялись призывать запретить: этим отметились и особо прогрессивные депутаты Европарламента, и российские ультраконсерваторы из «Сорока сороков», и украинские силовики. Как подростковая песня умудрилась сплотить против себя настолько полярные силы, почему символом сильного и независимого мужика стал карикатурный психопат-убийца, и как получилось, что различные группы обитателей сети понимают под «сигмами» очень разные вещи?Читать полностью »
2024 год завершается, а значит, наступает пора традиционно подвести итоги наиболее заметных его мемов. В отличие от прошлого года и предшествующих лет (2000-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2018), на удивление многие из них касались разнообразных животных, а главной кузницей контента окончательно стал TikTok.
Что ж, приступим!Читать полностью »
На прошлой неделе мы вносили правки в свою платформу, было не до написания статей. Но вот на этой неделе вроде как немного разгребли и я решил написать еще один постик. Итак итоги первых трех недель. Начнем с хорошего, а дальше как пойдет:
Выросло удержание пользователей в два раза (с 4% до 9%).
Одним из наиболее популярных фэнтезийных сеттингов начала двадцатых годов стал так называемый «Гришаверс»: мир романов американской писательницы Ли Бардуго, где события происходят внутри и вокруг государства Равка. В Равке и её персонажах легко угадываются русские черты, местами утрированные до клюквенности, но при этом в основном симпатичные. Свой жанр увлечённая российской историей и культурой Бардуго характеризует как «царьпанк» — и те же черты, что и в «Тени и кости», мы можем видеть во множестве других произведений, как современных, так и созданных давным-давно. Пляшущие с медведями казаки, тосты «наздороффье» водкой из самовара и прочая «развесистая клюква» — явление старинное и легко узнаваемое. Можно ли говорить о том, что американская писательница дала меткое имя жанру, существующему не первый век, или же не всё так просто? Попробуем разобраться.Читать полностью »
В первой части мы рассказали о зарождении неосоветской эстетики, во второй — о её роли в развитии музыки и кино нулевых, популярности в ЖЖ «развесистой клюквы» и даже таких феноменов, как маскоты Двача и увлечение меланхоличной эстетикой городских окраин. Теперь же поговорим о том, как всё это дошло до современных зрелых форм, включая целый музыкальный жанр.Читать полностью »
В конце 2023 года русскоязычные соцсети внезапно заполонили мемы про древних русов и ящеров. Виной всему стали видеолекции сгенерированного с помощью нейросетей «профессора Багирова», в которых байки конспирологов-неоязычников о «тайной истории Руси» доводились до восхитительного абсурда. Вскоре пранк вышел из-под контроля: как про Медведа в старые добрые времена, про мемы о ящерах и русах стали писать крупные федеральные порталы и модные журналы, а теперь энтузиасты ещё и анонсировали игру. Почему русы и ящеры так «зашли» именно сейчас, что именно и как они стебут, и чем оказались так интересны и симпатичны аудитории Рунета?Читать полностью »
Интернеты любят Ктулху — но не очень ясно, верно ли обратное. Впрочем, по канону он как раз отвечает за всяческое безумие и упорос: когда Ктулху пробудится, «человек уподобится Великим Древним – станет свободен и дик, вне добра и зла, отринет закон и мораль; мир захлестнут крики и вопли, кровопролитие и разгульное веселье». Довольно точное описание атмосферы олдовых имиджборд и вообще золотого века интернетов конца нулевых годов. Oh, shi… В общем, вряд ли Говард Филипс Лавкрафт мог предвидеть, насколько популярным станет его детище сотней лет спустя.
В прошлой статье мы начали говорить о Ктулху: кто он такой по канону, чем занимается (спойлер: в основном дрыхнет на дне и иногда икает), где живёт на этом самом дне и почему ему на голову могла упасть советская станция «Мир». Теперь же обсудим, откуда Ктулху взялся именно такой, со всеми его щупальцами, крыльями и пузом, заставляющим заподозрить его в неумеренном употреблении какого-нибудь «Иннсмутского устричного стаута»?
Читать полностью »
Мы говорим «Лавкрафт» — подразумеваем Ктулху. Мало кто в этих наших интернетах может не знать, кем является упитанная зелёная тушка с щупальцами на физиономии и парой драконьих крыльев. С ним имеются тонны артов всех цветов и оттенков творческой палитры — и это не говоря о том, что Ктулху то и дело появляется в кино и анимации то как «камео», то собственной персоной. Ктулху общеизвестен, общепонятен и общелюбим — невзирая на всю свою хтоничность и мрачность. А возможно — как раз из-за неё. В мифах Лавкрафта есть множество разных сущностей, но никто из них не удостоился хотя бы толики той популярности и узнаваемости, которой обладает Ктулху.
Почему именно Ктулху? Почему именно этот зелёный полуспрут-полудракон так запал в душу обитателям интернетов, как англо-, так и русскоязычным? В одной из первых моих статей на Хабре я уже касался роли Ктулху в культуре рунета нулевых годов, а теперь попробуем взглянуть на вопрос шире и подробнее.
Читать полностью »
Современная интернет-культура совершенно неотделима от мемов. Сама её история проще всего осмысляется и изучается именно на основе того, в какое время и какие именно мемы были популярны, и что это всё означает с точки зрения социальной антропологии.
Но подлинная эпоха мемов грянула приблизительно с середины 2000-х годов. Ранние интернеты были куда более беднее на мемы, да и самого понятия мемов в общепринятом сленге ещё не было. Понятия не было, а вот мемы уже были. Более того, мемы были задолго до появления этого нашего интернета!
Читать полностью »