Рубрика «математика» - 194

Доброго времени суток, Хабровчане!
В последнее время проблемы века стали очень популярными. Ими интересуется каждый себя уважающий математик. Сегодня Вашему вниманию хочу представить одну из проблем века, а именно — Проблема четырех красок и ее решение.

Проблема четырёх красок предложенна в 1852 году Фрэнсисом Гутри

Выяснить, можно ли всякую расположенную на сфере карту раскрасить четырьмя красками так, чтобы любые две области, имеющие общий участок границы, были раскрашены в разные цвета.

Стоит отметить две необходимые характеристики этой карты:

  • Граница между любыми двумя областями является непрерывной линией.
  • Каждая область является односвязной.

Данная проблема изначально легка и ее решение приходит на ум почти сразу, но нет доказательства, а именно — алгоритма, по которому можно было бы раскрасить любую карту.

image

Единственным принятым доказательством, является выведенное из идей Альфреда Кэмпе в 1880 году (его изначальное доказательство увидело свет в 1879 году[1]), что любую карту можно раскрасить в 5 цветов.

Почти сорок лет назад, в 1976 году, в Иллинойском университете, Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен предоставили доказательство. В качестве доказателства послужила компьютерная симуляция, которая перебирала все возможные конфигурации карт и выявила минимальное количество цветов равных четырем. Алгоритм симуляции пытались многократно упростить, чтобы проверить доказательство, но к сожелению, безуспешно. Эти события вызвали сомнения у многих математиков, тем более, что описание симуляции занимало аж 741 страницу.
Читать полностью »

Эта статья не про NURBS. И не про методы Лагранжа и Ньютона. Про это и так написано достаточно. Эта статья про одну интересную технику интерполяции c несколькими нетривиальными примерами ее применения при разработке игр.
Читать полностью »

Жизнь на плоскости ЛобачевскогоРазличные реализации игры «Жизнь» описывались на Хабре уже неоднократно. В этой статье, в качестве продолжения этой темы, рассматривается ещё один её вариант: в качестве игрового поля используется регулярная решётка на плоскости Лобаческого. Описываются общие методы использования плоскости Лобачевского в программах и необходимые для этого математические приёмы.
Как возникла плоскость Лобачевского, достаточно известно. В позапрошлом веке господа Гаусс, Лобачевский и Бойяи, проживавшие примерно в одно время в разных странах тогдашней Европы, задумались, что будет, если отменить пятый постулат Евклида и заменить его на противоположную аксиому. Оказалось, что не случится ничего плохого, и никаких противоречий не возникнет. Заметная часть последующего изучения неевклидовой геометрии была посвящена выяснению того, кто из них у кого украл идею этой самой геометрии.
Менее известно, что несмотря на «отрицательный» способ определения неевклидовой геометрии (вместо того, чтобы сказать, что через точку проходит ровно одна прямая, не пересекающая данную, мы говорим, что таких прямых может быть сколько угодно), мы, тем не менее, получаем систему теорем и формул, не менее стройную, чем та, что есть в евклидовой геометрии. И одновременно, у нас есть гораздо большее разнообразие геометрических фигур, в том числе, разбиений плоскости на правильные многоугольники.

Читать полностью »

Математики из распределённого проекта по поиску простых чисел GIMPS объявили об обнаружении нового простого числа Мерсенна. Это важное событие для математического сообщества, потому что до сих пор было известно только 47 таких чисел, последнее было найдено в 2009 году.

48-е простое число Мерсенна — 257.885.161-1, с 17.425.170 десятичными разрядами. См. полную запись числа в текстовом формате (22,45 мегабайта).

Числа Мерсенна имеют вид 2n-1, где n — натуральное число. Простые числа Мерсенна являются самыми большими простыми числами, известными науке. Предыдущий мировой рекорд принадлежал числу 243.112.609-1, имеющему 12.978.189 десятичных разрядов.
Читать полностью »

Топология — довольно красивое, звучное слово, очень популярное в некоторых нематематических кругах, заинтересовало меня еще в 9 классе. Точного представления конечно же я не имел, тем не менее, подозревал, что все завязано на геометрии.

Читать полностью »

Что это?

Треугольник Серпинского

Треугольник Серпинского — один из известнейших фракталов, его построение — одна из первых лабораторных работ на рекурсию по соответствующим дисциплинам во многих ВУЗах. Выглядит фрактал следующим образом:
image

Треугольник Паскаля

Треугольник Паскаля — бесконечная таблица биномиальных коэффициентов, имеющая треугольную форму. В этом треугольнике на вершине и по бокам стоят единицы. Каждое число равно сумме двух расположенных над ним чисел. Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси.
image

И что с того?

Есть в треугольнике Паскаля интересная особенность. Читать полностью »

Задача

Задача звучит просто – напечатать таблицу. Напечатать так, чтобы она выглядела красиво и, по возможности, не расползалась.

После некоторых раздумий, решено было воспользоваться FOP для генерации PDF. Загвоздка в том, что Apache FOP не поддерживает table-layout:auto, то есть при построении таблицы необходимо вручную задать ширину столбцов (хорошо еще, что можно задать относительную ширину в процентах). Если же сделать все столбцы одинаковой ширины, таблица будет выглядеть несколько неэлегантно. Выходит, рассчитывать ширину придется вручную.

Основная идея в том, что ширину столбцов необходимо подобрать таким образом, чтобы как можно сильнее сократить число переносов строк внутри ячеек таблицы.

Читать полностью »

О критерии Лебега, или В чем была ошибка КэрроллаПрочитав пост «Ломаем спички», я равнодушно пожал плечами. Это ж тривиальная задачка о непрерывности функций, мелкое развлекалово для третьего курса матфака. Есть и более весёлые её варианты, к примеру, тот, что на картинке слева.

К моему удивлению, обсуждение перевалило за 200 комментов, а слова «критерий Лебега» так и не прозвучали. Ну что же, придётся исправлять это недоразумение.

Disclaimer: т.к. набирать с клавиатуры математические формулы чудовищно неудобно, я буду писать пределы вот так: limn → ∞ f(x), а интегралы вот так abf(x)dx. Уж извините.

Читать полностью »

Есть у меня любимый форум, посвящённый головоломкам. Недавно я наткнулся там на следующую задачу:

Сидел однажды Вася у себя на кухне и от нечего делать спички ломал. Поломал, поломал и задумался — чему равна вероятность того, что по крайней мере одна спичка будет переломана точно посередине? Запас спичек у Васи неограничен.

Я довольно быстро доказал, что вероятность этого события равна нулю. Гордый собой, я запостил решение и ответ, ожидая плюсика в карму. Оказалось, однако, что авторский ответ совсем другой: 1 — 1/e. Забегая вперёд, скажу, что этот ответ неверен.

Неправильные авторские решения — довольно частое явление в интернет-головоломках. И я ни за что не стал бы писать этот пост, если бы автором задачи, а также её неверного решения, не был британский логик и алгебраист Чарльз Л. Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Читать полностью »

image

Шелдон Купер из сериала «Теория большого взрыва»

Сегодня мы научимся быстро создавать простой угадыватель мыслей, используя язык JavaScript, а также минимальный набор HTML и CSS. Это будет простая html-страничка, которая будет функционировать без перезагрузки. Основываться всё будет на простых математический вычислениях. Вот, собственно сам угадыватель, чтобы Вы четко понимали, чем мы будем заниматься под катом.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js