Рубрика «логика» - 6

Краткий синопсис

По образованию я физик-теоретик, однако имею неплохую математическую базу. В магистратуре одним из предметов была философия, необходимо было выбрать тему и сдать по ней работу. Поскольку большинство вариантов не единожды было обмусолено, то решил выбрать что-то более экзотическое. На новизну не претендую, просто получилось аккумулировать всю/почти всю доступную литературу по этой теме. Философы и математики могут кидаться в меня камнями, буду лишь благодарен за конструктивную критику.

P.S. Весьма «сухой язык», но вполне читабельно после университетской программы. По большей части определения парадоксов брались из Википедии (упрощённая формулировка и готовая TeX-разметка).

Введение

Как сама теория множеств, так и парадоксы, ей присущие, появились не так уж и давно, чуть более ста лет назад. Однако за этот период был пройден большой путь, теория множеств так или иначе фактически стала основой большинства разделов математики. Парадоксы же её, связанные с бесконечностью Кантора, были успешно объяснены буквально за половину столетия.

Следует начать с определения.

Что есть множество? Вопрос достаточно простой, ответ на него вполне интуитивен. Множество это некий набор элементов, представляемый единым объектом. Кантор в своей работе Beiträge zur Begründung der transfiniten Mengenlehre даёт определение: под «множеством» мы понимаем соединение в некое целое M определённых хорошо различимых предметов m нашего созерцания или нашего мышления (которые будут называться «элементами» множества M)[1]. Как видим, суть не изменилась, разница лишь в той части, которая зависит от мировоззрения определяющего. История же теории множеств как в логике так и в математике весьма противоречива. Фактически начало ей положил Кантор в XIX веке, далее Рассел и остальные продолжили работу.

Парадоксы (логики и теории множеств) — (греч. image — неожиданный) — формально-логические противоречия, которые возникают в содержательной множеств теории и формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения. Парадоксы возникают тогда, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной мере доказуемыми. Парадоксы могут появиться как в пределах научной теории, так и в обычных рассуждениях (например, приводимая Расселом перифраза его парадокса о множестве всех нормальных множеств: «Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?»). Поскольку формально-логическое противоречие разрушает рассуждение как средство обнаружения и доказательства истины (в теории, в которой появляется парадокс, доказуемо любое, как истинное, так и ложное, предложение), возникает задача выявления источников подобных противоречий и нахождения способов их устранения. Проблема философского осмысления конкретных решений парадоксов — одна из важных методологических проблем формальной логики и логических оснований математики.

Целью данной работы является изучение парадоксов теории множеств как наследников античных антиномий и вполне логичных следствий перехода к новому уровню абстракции — бесконечности. Задача — рассмотреть основные парадоксы, их философскую интерпретацию.
Читать полностью »

Вольный перевод одного из ответов с mathoverflow.

Вопрос

Иногда в жизни бывают ситуации, которые описываются предложениями типа: «я знаю, что ты знаешь, что я знаю… что-то». Представьте себе, что вы испекли вишневый пирог и положили его остывать на подоконнике, а я потом втихаря его съел. Приведем список все более и более сложных предложений, которые все ближе и ближе подводят нас к полному знанию о происходящем. Например,

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь…: «Я знаю, что вы испекли пирог и положили его остывать на подоконник; но вы не знаете, что я знаю». В таком случае, если я съем пирог, то об этом скорее всего никто и не узнает.

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь…: «Я знаю, что вы испекли пирог и положили его остывать на подоконник; вы знаете, что я знаю; но я не знаю, что вы знаете, что я знаю». Если я съем пирог, то это может привести к довольно к щекотливой ситуации для меня.

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь…: «Я знаю, что вы испекли пирог и положили его остывать на подоконник; вы знаете, что я знаю; я знаю, что вы знаете, что я знаю; но вы не знаете, что я знаю. что вы знаете, что я знаю». В таком случае после того как я съем пирог у меня останется надежда вывернуть ситуацию так, что вы не узнаете о моем преступлении.

Для маленьких значений Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь…, я еще могу вообразить, как при переходе от предложения Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… к Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… действительно меняется суть происходящего. Но я совершенно не могу вообразить, как, скажем, переход от Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… к Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… может повлиять на мою стратегию действий после того, как я съем пирог.

Есть ли какие-либо ситуации в жизни, будь-то реальные или искусственные, где переход от Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… к Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… для больших значений Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь… может реально повлиять на стратегию действий? А что насчет Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь…? Как такие ситуации моделируются в математике?
Читать полностью »

Обожаете старую фототехнику? Цените старые редкие стёкла, дающие красивый рисунок? Предпочитаете проверенные временем объективы из стекла и железа? Загляните в список в конце статьи. Если у вас один из перечисленных — вы обречены.

radioactive

Всё началось с комментария к обзору фотообъектива, в линзах которого содержится оксид тория:
— Этот объектив имеет радиационный фон! Я как-то собирался приобрести данную вещь, но весьма компетентный и вменяемый (покупал у него не один объектив) продавец мне его не советовал именно из-за фона.

Только не спешите глотать тарен, не дочитав до конца.
Читать полностью »

От Аристотеля к Витгенштейну

Мне не нужен язык, который позволяет создавать хорошие программы. Я ищу язык, на котором нельзя будет написать плохую программу. Автор

Предисловие

Развитие информатики как науки представляется рекой, которая рождается в далеком прошлом (Евклид, III век до н.э.; Вавилон, XIX век до н.э.; а возможно и раньше) из едва заметных ручейков первых алгоритмических вычислений. Неспешно двигаясь по истории, ручейки объединяются в реку, которая, неся свои воды через века, вбирает в себя притоки из смежных дисциплин, накапливает величественность и мощь и, наконец, срывается ниагарским водопадом из второго в третье тысячелетие, превращаясь в стремительный бурлящий поток, который захватывает и несет с собой из прошлого в будущее миллионы людей.

Размышления о программировании

Броуновской частице, которую то бросает на стремнину с турбулентным течением, то опрокидывает в застоявшееся болото, то на мелководье, то в омут; мир информационных технологий видится загадочным, изменчивым и непредсказуемым. Однако радость постоянного движения, героического преодоления трудностей, бешеного вращения калейдоскопа новых впечатлений со временем сменяется тоской, томлением духа и непреодолимой потребностью на мгновение приподняться над суетой, взглянуть со стороны на этот бешено бурлящий поток и попытаться разглядеть, если не общее направление бурной реки, то хотя бы ближайший поворот той протоки, в которой барахтаешься.
Читать полностью »

Логика — самые интересные новости игровой и IT индустрии №16

Миновала очередная неделя. Но это была не просто неделя — это были последние дни зимы. Наконец-то наступила весна. Хотя, первые дни весны оказались еще хуже, чем некоторые из зимних. Ну да ладно. Не будем уделять погоде столько времени. Лучше уделим время самым интересным новостям игровой и IT-индустрии в нашей еженедельной лаконичной подборке под названием «Логика». Итак, поехали.Читать полностью »

После прочтения поста на хабре «Шахматный бот», хотелось сделать свой, но так как посчитал, что шахматы сразу не получатся, то решил потренироваться на шашках (чтоб было больше мотивации взял знаменитые «Русские стрип-шашки»).
В отличии от выше упомянутого поста, где только несколько скринов и видеоролик, постараюсь рассказать подробнее…
Бот для шашек (часть 1)Читать полностью »

Логика — самые интересные новости игровой и IT индустрии №15

Минули очередные семь дней. Прошедшая неделя запомнилась нам очень многим. Но, пожалуй, ничто не запомнилось столь сильно, как презентация PlayStation, на которой показали все, что только можно было ожидать, кроме самой игровой приставки, конечно. Но давайте не будем спешить и поговорим обо всем по порядку в новом, пятнадцатом, выпуске «Логики».Читать полностью »

Логика — самые интересные новости игровой и IT индустрии №14

Доброго времени суток, друзья. Поздравляем вас с завершением очередной недели. Завтра понедельник — первый рабочей день новой недели, а это значит, что сегодня еще воскресенье — самое время посвятить себя «Логике». Для тех, кто только к нам присоединился, сообщаем: «Логика» — это еженедельная лаконичная подборка самых интересных новостей игровой и IT-индустрии от команды нашего ресурса.Читать полностью »

Логика — самые интересные новости игровой и IT индустрии №13

Сегодняшний день знаменателен сразу двумя прекрасными событиями. Первое — это Китайский Новый год (уже прошел). Редакция нашего портала от души поздравляет с этим событием всех производителей и геймеров из Поднебесной. А второе — это, конечно, выход очередной серии «Логики» — самых интересных новостей игровой и IT-индустрии.Читать полностью »

Логика — самые интересные новости игровой и IT индустрии №12

Друзья, завершается первое воскресенье февраля, а это значит, что самое время почитать о самых важных и интересных новостях из мира игровой и IT-индустрии, чтобы быть подкованными в грядущий зимний понедельник. Заварите чайку с печеньем, присаживайтесь, перед вами «Логика»!Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js