Рубрика «логика» - 6

Введение

Возможно, кто-то задаст вопрос, а причем тут математика? Отвечу сразу: все, что здесь изложено, относится непосредственно к математике.
Изучая литературу по теории построения моделей предметной области, я обнаружил серьезный пробел. Авторы статей и книг сразу берут одну из нотаций моделирования: ER-диаграммы, или диаграммы классов, и в быстром темпе начинают их использовать для описания предметной области. При этом описание парадигмы, в которой производится это моделирование остается вообще не раскрытым. А следовательно, не раскрытыми остаются ограничения той или иной нотации. Увы, мы все умеем строить модели, но мало кто умеет объяснить то, что он построил в одной из существующих парадигм. Поэтому я часто слышу дикие с точки зрения любой парадигмы термины: класс типов, типы классов, виды типов и так далее, но ни разу не слышал корректный термин «класс классов». Этот пробел в нашем образовании очень серьезен. И я объясню почему.

Давайте зададим аналитикам простой вопрос.

Те, кто моделировал процессы, наверно, знакомы с нотацией BPMN. Очень часто при моделировании операции по заключению договора я встречаю такой фрагмент диаграммы:

Знакомство с парадигмами построения моделей предметной области - 1

Видно, что в результате заключения договора рождается нечто, что передается в другую операцию. Но что обозначает элемент диаграммы в виде листа с загнутым уголком? Нам надо точно знать, что именно передается из одной операции в другую, иначе трудно будет объяснить другим, что от них требуется. Итак, что создается на выходе из операции «Заключить договор»?
Варианты ответов, которые я слышал, следующие:

  • Бумажка с печатью
  • Бумажки с печатью
  • Класс бумажек с печатью
  • Договор
  • Договоренность
  • Информация о договоренности
  • Файл MS Word с названием договор
  • Запись в базе данных
  • Поток каких-то объектов

Пока я наблюдаю отсутствие согласия между аналитиками на предмет того, что же все-таки передается, и что значат термины «договор», «поток», «договоренность», «информация», «данные». Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось копать глубоко и в сторону парадигм. Причем, ответ потребовал разбиения вопроса на два. Первый вопрос был: «Как корректно сформулировать вопрос?» А второй был: «Как на него ответить?». Для правильной формулировки нужно было выбрать подходящую парадигму. Эта статья посвящена рассказу о двух парадигмах: Аристотелевской и логической, и почему я выбрал логическую в качестве рабочей. Ответа на поставленный вопрос в этой статье я не дам. Ответ я дам в другой статье.
Читать полностью »

Здравствуйте!
Всего месяц назад в издательстве Addison-Wesley вышла книга Александра Степанова — русско-американского учёного в области IT — «From Mathematics to Generic Programming».

image

Наверняка многие знакомы с его работой «Начала программирования», выходившей в 2011 году в «Вильямсе».
Читать полностью »

Циничное решение логических задач

Недавно набрел в «Википедии» на статью о так называемой самой сложной логической задаче. Статья потрясла меня то ли своей провокационностью, то ли логической безграмотностью, особенно в части авторских пояснений её условий и возможного хода решения.

Условие задачи

Есть три бога: A, B и C, один из которых бог истины, другой – лжи, а третий — случая. Бог истины всегда говорит правду, бог лжи — всегда обманывает, бог случая может говорить и правду, и ложь. Требуется определить богов, задав 3 вопроса, на которые можно ответить «да» или «нет». Каждый вопрос задаётся только одному богу. Боги понимают язык, но отвечают на своём языке, в котором есть 2 слова «da» и «ja», причём неизвестно, какое слово обозначает «да», а какое «нет».
Читать полностью »

Зачем вам это?

  • Если вы знаете как делать сайт, этот метод поможет вам убедить заказчика, почему вы предлагаете ему именно этот вариант.
  • Если вы заказываете сайт, то сэкономите от 2 до 10 часов объяснений что вам нужно и зачем.
  • Если вы стартапер, то вся ваша команда сможет участвовать в создании нового сайта или лэндинга. Тот самый случай, когда одна голова хорошо, а команда лучше.
  • Если вы учите стартаперов, то сможете помочь им выглянуть из позиции «я знаю как надо» и без сопротивления подвести их к началам CusDev-a.

Читать полностью »

Давеча в блоге одного моего хорошего друга наткнулся на детскую задачку, которую по его словам дают детям дошкольного возраста. Согласно легенде, решить подобную заморочку могут 95% детей в возрасте до 10 лет и только четверть процента людей после 20 лет. В общем, взялся за решение этой головоломки… Да, кстати, вот и она:

8809 = 6 7111 = 0
2172 = 0 6666 = 4
1111 = 0 3213 = 0
7662 = 2 9312 = 1
0000 = 4 2222 = 0
3333 = 0 5555 = 0
8193 = 3 8096 = 5
7777 = 0 9999 = 4
7756 = 1 6855 = 3
9881 = 5 5531 = 0

Вопрос: 2581 =?

Конечно же, интереснее всего решать подобные вещи самому. И ни в коем случае не читать текст далее…

Читать полностью »

А.Жуковский, С.Усилин, В.Постников

Сегодня мы хотим рассказать о новом проекте, который начали чуть больше года назад на кафедре «Когнитивных технологий» МФТИ.

Состоит он в создании системы машинного зрения, робота – автомобиля (Рис. 1), который в режиме реального времени должен обрабатывать видеопоток, распознавать окружающую сцену, детектировать объекты и формировать управляющее воздействие, направленное на решение поставленной задачи.

Логика авторобота: от машинного зрения до управления трансмиссией

Рис. 1

При этом мы не пытались полностью воссоздать реальные условия дорожной сцены, исключив все прелести малоразмерного моделирования.
Читать полностью »

Здравствуй!

Представляю вам курс «Введение в логику», недавно прошедший на Хекслете. Он основан на учебнике по математике Романа Добровенского. Курс состоит из шести лекций общей продолжительностью 2 часа 20 минут.

Первая лекция. Базовые понятия логики, логические операции, наша первая теорема и закон Де Моргана.


Читать полностью »

Самолетное: 10 категорий людей — те, которые умеют и которые нет

Года три назад я наткнулся на статью, где автор перечислял навыки, которые он бы рекомендовал прокачать каждому человеку. Ну, знаете, там — «получить водительские права», «научиться скорочтению» и прочая муть в стиле бизнес-молодости. Среди списка было один странный совет — научиться программировать.

Тогда я счёл это идиотизмом. Меня это даже разозлило. Я хорошо разбирался в программировании и считал этот навык элитарным и далеко не для всех. Слесарю слесарево, так сказать. А вот сегодня, пролетая где-то над Уралом рейсом Барнаул-Москва и разбирая подготовленные для меня одним сотрудником файлы, с кучей мелких косяков, логических нестыковок и недочетов — осенило: он просто не видит причинно-следственные связи и не обращает внимания на мелочи. Потому что его этому никогда не учили!

Освойте какой-либо язык программирования.

Зачем?
Читать полностью »

Привет!

Прошло уже больше полугода с момента старта проекта Хекслет. Напомню: мы проводим бесплатные онлайн-курсы по программированию и смежным дисциплинам. По традиции сегодня мы расскажем про новые курсы.

Статистика

  • Завершено четыре курса (всего – больше 100 уроков)
  • Сейчас в процессе – еще три курса, + запланирован старт двух курсов
  • 19 000 студентов зарегистрировано
  • Они сдали более 450 000 тестов
  • Просмотров лекций – больше 277 000 (не считая подкастов в iTunes и раздачи через битторрент)
  • 444 000 посетителей и 1.6M просмотров страниц

Новые курсы

Erlang / OTP


Читать полностью »

Краткий синопсис

По образованию я физик-теоретик, однако имею неплохую математическую базу. В магистратуре одним из предметов была философия, необходимо было выбрать тему и сдать по ней работу. Поскольку большинство вариантов не единожды было обмусолено, то решил выбрать что-то более экзотическое. На новизну не претендую, просто получилось аккумулировать всю/почти всю доступную литературу по этой теме. Философы и математики могут кидаться в меня камнями, буду лишь благодарен за конструктивную критику.

P.S. Весьма «сухой язык», но вполне читабельно после университетской программы. По большей части определения парадоксов брались из Википедии (упрощённая формулировка и готовая TeX-разметка).

Введение

Как сама теория множеств, так и парадоксы, ей присущие, появились не так уж и давно, чуть более ста лет назад. Однако за этот период был пройден большой путь, теория множеств так или иначе фактически стала основой большинства разделов математики. Парадоксы же её, связанные с бесконечностью Кантора, были успешно объяснены буквально за половину столетия.

Следует начать с определения.

Что есть множество? Вопрос достаточно простой, ответ на него вполне интуитивен. Множество это некий набор элементов, представляемый единым объектом. Кантор в своей работе Beiträge zur Begründung der transfiniten Mengenlehre даёт определение: под «множеством» мы понимаем соединение в некое целое M определённых хорошо различимых предметов m нашего созерцания или нашего мышления (которые будут называться «элементами» множества M)[1]. Как видим, суть не изменилась, разница лишь в той части, которая зависит от мировоззрения определяющего. История же теории множеств как в логике так и в математике весьма противоречива. Фактически начало ей положил Кантор в XIX веке, далее Рассел и остальные продолжили работу.

Парадоксы (логики и теории множеств) — (греч. image — неожиданный) — формально-логические противоречия, которые возникают в содержательной множеств теории и формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения. Парадоксы возникают тогда, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной мере доказуемыми. Парадоксы могут появиться как в пределах научной теории, так и в обычных рассуждениях (например, приводимая Расселом перифраза его парадокса о множестве всех нормальных множеств: «Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?»). Поскольку формально-логическое противоречие разрушает рассуждение как средство обнаружения и доказательства истины (в теории, в которой появляется парадокс, доказуемо любое, как истинное, так и ложное, предложение), возникает задача выявления источников подобных противоречий и нахождения способов их устранения. Проблема философского осмысления конкретных решений парадоксов — одна из важных методологических проблем формальной логики и логических оснований математики.

Целью данной работы является изучение парадоксов теории множеств как наследников античных антиномий и вполне логичных следствий перехода к новому уровню абстракции — бесконечности. Задача — рассмотреть основные парадоксы, их философскую интерпретацию.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js