Рубрика «логические элементы»

При начальном изучении комбинационных логических схем принято использовать таблицы истинности. Это правильно, но при большом количестве входов и использовании инверторов быстро становится неудобным. Мы предлагаем альтернативный способ описания, делающий прозрачным смысл схем.

Для примера рассмотрим несколько вариантов схем:

рис.1

рис.1

Читать полностью »

Очень простой тахометр на интересных микросхемах - 1

Привет! Сегодняшняя схема измерителя частоты вращения электродвигателя представляет особенный интерес по причине того, что она построена на основе микросхем CD40110.

«Изюминка» этих реверсивных двоично-десятичных счётчиков состоит в том, что они снабжены встроенным дешифратором для семисегментного индикатора!

Это позволяет решать очень многие задачи предельно простым и экономным способом. Даже без микроконтроллера. Как, например, без него обходится наш тахометр.
Читать полностью »

Тайны китайских светофоров - 1

Привет! Сегодня вашему вниманию предлагается очень интересный радиоконструктор на 12 логических микросхемах, реализующий функции контроллера светофора.Читать полностью »

Решил я, значит, изучить, как работают компьютеры на самом низком уровне. Это тот уровень, где работают всякие железяки, транзисторы, логические элементы и так далее. Чтобы полностью закрепить материал, я решил построить простенькую ЭВМ на редстоуне в Minecraft. Эта статья о том, как работают ЭВМ на уровне логических элементов и о том, как я построил прототип такой ЭВМ в Minecraft. В конце я оставил ссылку на GitHub-репозиторий с проектом.

Введение в логические элементы

Читать полностью »

Усовершенствованный частотомер без микроконтроллера - 1

Привет! Прибор, который мы сегодня изучим и соберём, снабжён четырёхразрядным цифровым индикатором и предназначен для работы с электрическими сигналами произвольной формы, имеющими частоту от 10 Гц до 10 кГц и амплитуду от 300 мВ до 3 В.

В качестве эталонной частоты он использует 50 герц электросети. Не считая стабилизатора питания, частотомер построен на 14 микросхемах стандартной логики.
Читать полностью »

Как работает шариковая мышка? - 1

Привет! Помните олдскульные механические мышки, в которых обрезиненный стальной шарик катался по поверхности стола или специального коврика? Внутри корпуса шарик соприкасался с двумя перпендикулярными пластиковыми валиками, на которые периодически наматывалась всякая грязь. Приходилось вынимать шарик, чистить валики, доставать шарик оттуда, куда он закатился, и устанавливать его на место.

В таких мышках, а также струйных принтерах, использовались относительные оптические энкодеры. Пластиковый диск с прорезями или лента из прозрачной плёнки с непрозрачными полосками устанавливались на пути света от светодиода до фототранзистора.

Количество импульсов соответствовало пройденному пути, а для определения направления движения применялась специальная электронная схема. Ведь недостаточно просто сосчитать импульсы. Надо знать, прибавлять или убавлять координату курсора. Сегодня я расскажу про один из вариантов решения этой задачи, на базе интереснейшей микросхемы сдвоенного ждущего мультивибратора CD4528.Читать полностью »

Секретная китайская плата с ЦАП: вспоминаем COVOX - 1

Привет! Сегодняшний радиоконструктор меня очень порадовал. Предельно простая схема позволяет получить весьма интересную форму выходного сигнала, благодаря программируемому двоично-десятичному счётчику КР1533ИЕ2 (74LS90) и резистивному цифро-аналоговому преобразователю, как в винтажной звуковой карте «COVOX».

КР1533ИЕ2 сама по себе является очень интересной микросхемой стандартной логики, которую стоит рассмотреть подробнее.
Читать полностью »

Триггер — электронная ячейка памяти - 1

Привет! Продолжаем изучать микросхемы стандартной логики, позволяющие делать многие интересные и полезные вещи без микроконтроллеров, которые в последние годы подорожали и стали дефицитными.

Сегодня изучим и соберём четыре интересные схемы, первой из которых триггер пригодился бы, а в трёх остальных они имеются и являются основой. Это будут машина для голосования, дежурный светильник, светодиодная свечка и кодовый замок.
Читать полностью »

4 электронных музыкальных шкатулки своими руками. Знакомимся с логическими микросхемами - 1

Привет! Современные смартфоны и встраиваемые микрокомпьютеры могут всё или почти всё, но интерес к самоделкам на дискретных радиодеталях и простых микросхемах никогда не угаснет. И это хорошо.

Потому что собрать и при необходимости наладить вещь, принцип работы которой понимаем, — это реализация одной из фундаментальных потребностей психики человека разумного. Утвердить своё субъектное место в объективном мире.

Разыскивать или разрабатывать схемы, травить печатные платы может и хочет не каждый, потому что тут требуется и время, и знания, и оборудование. А чтобы собрать дешёвый китайский радиоконструктор, нужны только паяльник и бокорезы. Потому это прекрасный вариант хобби и возможность создавать замечательные подарки своими руками.
Читать полностью »

Cities: Skylines — это игра-симулятор города, обладающий достаточной сложностью, чтобы создавать в нём универсальные логические элементы. При помощи универсальных логических элементов можно построить любую схему, в том числе и Тьюринг-полные машины. То есть как и в Minecraft, мы можем создать внутри Cities: Skylines компьютер. Однако было бы очень трудно создавать на основе этих элементов полнофункциональный компьютер, поэтому я продемонстрирую вместо него 4-битный сумматор. Всё выполняется в ванильной версии игры, не требуется ни модов, ни дополнений.

Эта игра, как и любые другие симуляторы строительства города, требует от игрока заниматься подачей в город электричества и воды. Электростанции вырабатывают электричество, для этого им необходима чистая вода и канализационные стоки. Водонапорные башни подают чистую воду, канализационные трубы позволяют избавляться от стоков, и для обоих типов строений требуется электричество. Подобная дуальность между канализацией и водонапорными башнями позволяет создавать элементы AND и OR.

Игра Cities: Skylines оказалась Тьюринг-полной: создаём 4-битный сумматор - 1

Основные участники, слева направо: электростанция на жидком топливе, водонапорная башня, канализационная труба. Сзади стоит ветровая турбина.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js