Рубрика «лингвистика» - 3

Исторические чередования, или Почему в русском языке почти нет исключений - 1

— Вы понимаете, что здесь происходит?

— Мы тоже не понимаем.

Сегодня поговорим о такой теме, как исторические чередования и исторические процессы. "Ну вот, — скажете вы, — сейчас опять будет что-то скучное по русскому языку или даже по истории. Кому это нужно вообще? Я и так знаю русский". Конечно, такая реакция довольно предсказуема, ведь, вероятно, в школе вам могло казаться, что это скучно: учить все эти правила, исключения. Кто их вообще придумал и зачем? Но сегодня я попробую показать, что, на самом деле, это очень увлекательно. Язык — это не куча каких-то непонятных правил и исключений, а стройная и логичная система не хуже, чем в математике.

Читать полностью »

Lingtrain books

Статья будет интересна все любителям программирования, иностранных языков и красивых книг. Сначала мы сделаем параллельную книгу, имея на руках два обычных текста. Затем мы проиллюстрируем ее картинками в стиле pixel art на основе лишь текстовых подсказок.

Книгу можно сделать более чем на сотне языков с восстановлением и подсветкой связей между предложениями:

Lingtrain

А теперь давайте сделаем такую книгу сами.

Читать полностью »

...или Система времён, которую мы потеряли.

Автор: Виолетта Хайдарова

Те из нас, кому в детстве читали народные сказки, могли встретить там много странного. На фоне медведей-зомби, девочек со светящимися черепами и прочих милых эпизодов как-то терялись фразы, звучащие ну… немного странно. Например, «единым махом семерых побивахом». Что ещё за «побивахом» такое? Взяли и просто извратили слово ради рифмы? Оказывается, нет.

Читать полностью »

Habr Arrival

Приглашаю окунуться в мир "языков Фаберже", — языков, придуманных для эстетики, пущего реализма или шутки ради. Степень их завершенности зачастую зависит лишь от одного-двух человек (если такое намерение вообще имело место), и о практическом применении таких языков почти никогда речи не идёт. Но познакомившись с ними поглубже, можно узнать много интересного и подивиться изобретательности их авторов. Среди этих артлангов можно встретить наречия Средиземья и говоры Вестероса, таинственные инопланетные диалекты и компактный словарь Эллочки-людоедки.

Откуда есть пошел дотракийский язык

Начнем с языков мира "Песни льда и пламени" Джорджа Мартина. Сам Мартин свои языки не прорабатывал и они так и остались бы воображаемыми, но на помощь пришла телевизионная сеть HBO с идеей высокобюджетного сериала "Игра престолов". И так как в любой области есть свои специалисты, то решено было обратиться за помощью к Обществу создания языков. Конкурс выиграл Дэвид Питерсон, американский лингвист, который уже имел богатый опыт в создании искуственных языков.

Читать полностью »

Brilliant Mironov

Если вам интересно, что такое пиджин и чем он отличается от креола, на каком языке общаются пришельцы и откуда есть пошёл дотракийский язык, то этот небольшой цикл статей для вас.

Читать полностью »

Мечтают ли голосовые ассистенты о электропоэзии? Интервью с Татьяной Ландо: лингвистом-аналитиком Google - 1


24 августа мы поговорили в прямом эфире с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком в Google. Татьяна работает над Google-ассистентом и занимается проектами между продакшеном и рисерчем. Она исследует, как люди разговаривают друг с другом и какие стратегии используют, чтобы использовать это в обучении ассистента более человеческому поведению. В Google пришла работать над ассистентом для русского рынка и русского языка. До этого 8 лет работала в Яндексе. Занималась лингвистическими технологиями, извлечением фактов из неструктурированного текста. Татьяна одна из основателей конфернции AINL: Artificial Intelligence and Natural Language Conference.

Делимся с вами расшифровкой эфира.
Читать полностью »

Анонс: прямой эфир с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком Google - 1


Завтра, в 20:00 в наших соцсетях пройдет прямой эфир с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком в Google.

Татьяна работает над Google-ассистентом и занимается проектами между продакшеном и рисерчем. Она исследует, как люди разговаривают друг с другом и какие стратегии используют, чтобы использовать это в обучении ассистента более человеческому поведению. В Google пришла работать над ассистентом для русского рынка и русского языка.

До этого 8 лет работала в Яндексе. Занималась лингвистическими технологиями, изучением фактов из неструктурированного текста. Одна из основателей конфернции AINL: Artificial Intelligence and Natural Language Conference.

Стрим можно будет посмотреть в любых наших соцсетях — где удобно, там и смотрите.

Анонс: прямой эфир с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком Google - 2Анонс: прямой эфир с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком Google - 3Анонс: прямой эфир с Татьяной Ландо, лингвистом-аналитиком Google - 4
Читать полностью »

Волнует в последнее время эта тема, решил порассуждать. Буду признателен за комментарии и замечания.

1. Микроуровень

Большинство людей реально компетентны в 1-2 областях, по поводу всех остальных вынуждены полагаться на круг знакомых и мнения признанных (реальных или мнимых) специалистов и opinion-maker’ов (известных людей, формирующих своими публичными действиями или высказываниями общественное мнение). Иначе никак – ты не можешь проверять каждый факт и разбираться на профессиональном уровне во всех областях.

И вот тут начинается интересное. А кому верить? Похоже, что верят люди на самом базовом ИНСТИНКТИВНОМ уровне – тем, с кем разделяют систему ценностей, фундаментальные представления о жизни: в чём важно разбираться/что не заслуживает внимания, что круто/что не круто (эстетические предпочтения): кто-то с восторгом смотрит на чётких пацанчиков с бритым затылком, кого-то восхищает хорошо написанный текст.

Каждый день с утра до вечера мы посылаем в общество сигналы: манера двигаться, одеваться, формулировать и произносить фразы, выбор лексикона – всё это способы заявить, кто мы есть. И притягивать себе подобных. «Мне пофиг, что обо мне думают» – детский сад. И прекратите уже исправлять тех, кто говорит «звОнит». Всё они знают, не мешайте людям самоидентифицироваться.
Читать полностью »

В детстве читал рассказ Г. Майринка с таким названием. Восточный князь организовал в европейском городке представление. По сюжету известный всей публике житель городка находится на сцене в большой бутылке. Довольно быстро он начинает делать публике какие-то знаки, махать руками. Стёкла бутылки искажают черты его лица, получается очень смешно. Публика умирает со смеха, князь сидит на бутылке. Скоро человек в бутылке падает на дно и затихает. Князь ускользает в удобный момент, публика пытается понять, что это было. Оказалось, что в бутылку не поступал воздух. Их знакомый умер. У них на глазах. Знаками пытаясь объяснить, что нечем дышать. А они все при этом покатывались со смеху.

Позже я сам попал примерно в такую же ситуацию. Будучи честным преподом, годами пытался с помощью своих статей воевать с продуктами жизнедеятельности сотен языковых школ – застрявшей в головах людей рекламной демагогией. Кричал, махал руками… Часто не хватало авторитета заставить прочитать даже людей, изучающих английский. Печально, конечно, что в 21-м веке эти вещи всё ещё приходится объяснять, а люди, часто даже неглупые, продолжают вестись на чудодейственные методики, «снять языковой барьер» и прочий английский с носителями…
Читать полностью »

Перед этой статьёй рекомендуется прочитать две предыдущие части. On и Off обычно имеют противоположный смысл, поэтому мне показалось хорошей идеей совместить обзоры этих частиц.

И предлог, и частица on соответствуют русскому «на». Тут логика вполне очевидная: «на» – это и предлог (говорим о поверхностях: «на стене/столе»), и приставка – НА-сыпать (сыпать на поверхность).

Put – класть, put on – «на-кладывать». Например, put on makeup – «на-кладывать» грим. Любой предмет одежды, обуви, головной убор носители английского языка тоже накладывают, а не надевают, как у нас: put on a hat – надеть шляпу. У них даже вес тела накладывают: put on weight по-английски «набрать вес».

Часто ON соответствует русской приставке «про-». «Про-» обычно означает «двигаться вперёд»: про-двигаться, про-лезать, про-двигать. Возьмём фразовый глагол (ФГ) get on. Get означает «двигаться, перемещаться», get on буквально «про-двигаться». Или в пространстве, или, метафорически, в жизни или карьере: Young people try to get on in life – Молодые люди стараются продвигаться в жизни.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js