Рубрика «LaserDisc»

40 лет компакт-диску - 1
Ровно 40 лет назад на свет появилась технология, в буквальном смысле слова изменившая мир. Именно в этот день, 1 октября 1982 года, компании Sony и Phillips выпустили на японский рынок первый компакт-диск. В тот же день Sony анонсировала первую в мире модель проигрывателя для компакт-дисков, получившую наименование CDP-101.
Читать полностью »

Изучая историю лазерного диска на практике, с использованием настоящего плеера и настоящих кинорелизов, я конечно же хотел выяснить, где у этого формата условный «святой грааль». Я имею в виду нечто совсем уж редкое, нестандартное, странное и высокотехнологичное. В случае коллекционирования старых вещей, как правило с трудом добываемое. Для лазерных видеодисков как носителей существует как минимум четыре категории подобной дичи: так называемые Squeeze LD, первые кинорелизы в формате высокой четкости Hi-Vision, записываемые лазерные диски. И одна крайне интересная комбинация лазерного видеодиска с компьютером, известная как Domesday Project.

Нестандартный лазерный видеодиск, HDTV и Cудный День - 1

Про эти четыре категории я и хочу рассказать в нехарактерном для меня формате «по материалам из интернета». Редкие устройства и диски из этого списка добыть можно, но у меня просто нет столько денег на хобби. К счастью, их довольно подробно описали более состоятельные коллекционеры. Прежде, чем начать, хочу поделиться вот такой мыслью. Мне показалось, что залогом долговременного успеха какой-либо технологии является некий запас прочности. В случае носителя данных я имею в виду задел под последующее расширение функциональности. Например, вслед за штампованными компакт-дисками появились записываемые однократно, а потом и перезаписываемые. Сама технология развилась до современных носителей Blu-Ray с емкостью более ста гигабайт на диск такого же размера.

Лазерный видеодиск появился слишком рано, чтобы стать массовым, но запас прочности у него был. Для цифрового звука, стерофонического и многоканального, а потом и для записи видео в формате «почти FullHD», и для данных. Его аналоговая природа и большие размеры не позволили ему превратиться в популярный мультимедийный носитель данных для компьютеров в девяностых (им стал компакт-диск). Но попытки были, еще в восьмидесятые, незадолго до CD-ROM, но на самом деле из совершенно иной эпохи. И эти попытки были очень интересные.
Читать полностью »

В девяностых, в эпоху расцвета VHS в России, о лазерных дисках мне было известно только одно: что копия фильма на видеокассете с такого диска считается более качественной и стоит дороже. Просто подержать лазерный диск в руках мне удалось в середине нулевых: настолько это был редкий формат, доступный только богатым ценителям и профессионалам кинопиратства. Через 42 года после коммерческого запуска, через 20 лет после выпуска последних релизов, лазерные диски подешевели не сильно: потихоньку переползли из категории «дорого и не нужно» в разряд редкостей, радости для киноманов. И любителей технологий, конечно же. Недавно на Хабре была хорошая статья про историю этого носителя. Там подробно рассказано, почему лазерный диск «не взлетел»: нет возможности записи, как на VHS, тиражи маленькие, цена — высокая. Еще и диски слишком нежные для того, чтобы пережить условия видеопроката, а без проката ни у одного видеоформата тех времен не было шансов.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 1

В общем, «интересный был формат». Только в моей ретрореальности я стараюсь избегать прошедшего времени. Можно ведь добыть стопку дисков, приличный проигрыватель из середины девяностых, и восстановить опыт многолетней давности. Так я и сделал. Эта статья — результат практических экспериментов с лазерными дисками в 2020 году. Стоило ли оно усилий и затрат? По отношению к современным релизам в 4К, LD от VHS не сильно отличается. При всей бесполезности моего ретроувлечения есть один важный довод в пользу лазерных дисков: как музыку на виниле, фильмы на LD очень приятно коллекционировать. Большие 12-дюймовые блины в красочных глянцевых конвертах. Редкие издания в кожаном переплете и с книжкой. Под катом: особенности CLV и CAV, PAL и NTSC, практическая демонстрация laser rot и немного Звездных Войн, в которых Han shot first.
Читать полностью »

Первая часть

Оглавление

  1. Не конкурент магнитной ленте
  2. Жизнь после DiscoVision
  3. Заключение

Не конкурент магнитной ленте

LaserDisc не завоевал рынок даже на ранних этапах, потому что он никогда не участвовал в гонке с видеокассетами. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с культурой домашних развлечений конца семидесятых в США.

Если отбросить печатные издания и индустрию игровых приставок в её зародыше, то дома американцу оставалось либо слушать музыку, либо смотреть сериалы на телевизоре. За музыку на радио платить не приходилось — по крайней мере не деньгами. В ротации радиостанции держали набор песен, в котором одна и та же мелодия повторялась несколько раз за день. Если какая-то песня особенно нравилась, то музыкальные магазины продавали записи на магнитной ленте или виниловых пластинках. Телевизор даёт доступ к телепередачам и изредка транслируемым фильмам.

Может показаться, что здесь найдётся место устройству, которое умеет проигрывать фильмы. Реальность распорядилась иначе.

Сравним рекламу первых видеомагнитофонов в США и лазерных проигрывателей Magnavox.

LaserDisc: история несостоявшегося конкурента видеокассет (часть 2) - 1
Реклама проигрывателя Magnavox МР-8005 из журнала Home Video Entertainment от 1982 года. Реклама ложная, поскольку она продвигает интерактивные функции формата, а этот плеер доступ к главам или кадрам не поддерживает. На момент выхода рекламы 8005 уже не продавался, в продажу пошла модель 8010.
Читать полностью »

В нашей памяти история домашнего видео восьмидесятых и девяностых навечно осталась в размытом качестве картинки видеомагнитофонов. В двухтысячных на смену кассетам VHS пришли диски DVD, а в Blu-ray цвет лазера сменился на фиолетовый, сообщают воспоминания.

Реальность разнообразней: каждый успешный формат хранения данных — это несколько погибших конкурентов, которых рынок отверг из-за высокой цены или низкого качества. Не все из проигравших ушли в забвение сразу. Часть из них существовала параллельно, сохраняя крошечную долю рынка в тени формата-победителя.

LaserDisc: история несостоявшегося конкурента видеокассет (часть 1) - 1
Диск фильма «Бегущий по лезвию» в проигрывателе Pioneer LaserVision LD-V2000. Фото Electric Thrift.

Такая участь была заготовлена для LaserDisc. В конце семидесятых фильмы для домашнего просмотра впервые начали выходить на оптических накопителях. На каждой из сторон 30-сантиметрового CD-переростка умещалось по часу видео отличного качества 425 горизонтальных телевизионных линий. Это куда приятнее картинки VHS (240 линий). Поддержка цифрового кодирования и объёмного звука 5.1 появилась чуть позже. Релизы часто сопровождались альтернативными аудиодорожками с комментариями и визуальным бонусным материалом. Не нужно было ничего перематывать, работала навигация по главам как в DVD.

Как правило, рассказ о менее популярном технически более продвинутом формате заканчивается сожалением о его непозволительно высокой стоимости. Но на заре LaserDisc и лазерные проигрыватели, и диски стоили дешевле видеомагнитофонов и кассет. Тогда почему лазерный диск не вытеснил VHS?
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js