Еще недавно словосочетание «искусственный интеллект» (ИИ) применялось для обозначения довольно далеких от интеллекта вещей, таких как алгоритмы решения слабоформализуемых задач. Ситуация изменилась с появлением известного чат-бота: нейронная сеть, обученная угадывать очередное слово в тексте, начала демонстрировать настолько осмысленное поведение, что применение к ней эпитета «интеллектуальная» больше не выглядело насмешкой над здравым смыслом.
Рубрика «культура»
Искусственный интеллект и «взлом» культуры
2024-11-09 в 16:15, admin, рубрики: искусственный интеллект, культура, философия, языковые модели«Энциклопедия профессора Фортрана»: вспоминаем легендарную книгу из детства миллениалов
2024-11-09 в 9:01, admin, рубрики: 1991, ruvds_статьи_выходного_дня, история, культура, энциклопедия профессора фортранаВ самом начале 1990-х годов в Москве вышла книга о компьютерах, которая обрела огромную популярность среди детей «младшего школьного возраста» и не только. Как свидетельствуют многочисленные комментарии в сети к публикациям с её упоминаниями — её помнят и любят очень многие из тех, чьё детство пришлось на это время. Более того, немалое число из помнящих именно её страницы стали тем источником интереса и вдохновения, которые привели их к IT-специальностям. Книга называлась «Энциклопедия профессора Фортрана». Изначально она представляла собой научно-популярное приложение к сказке «А я был в компьютерном городе», но значительно превзошла её в популярности и вышла в качестве отдельного издания. С этого момента прошло уже почти 35 лет, но профессор Фортран и сотоварищи по-прежнему узнаваемы, любимы и используются для создания мемов разной степени упоротости. Давайте же вспомним оба текста, историю их создания, а также авторов и художников!Читать полностью »
Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы?
2024-11-02 в 9:01, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история, Киберпанк, культураТезис о том, что мы живём в мире наступившего киберпанка, стал обыденным ещё в 2010-е годы. Ныне соцсетями и цифровыми сервисами пользуются деревенские старушки, роботизированные фермы оставляют безработными африканцев, война стала невозможной без дронов, а искусственный интеллект из фантастики превратился в обыденность. Теперь мы живём в эпоху не просто киберпанка, а развитого киберпанка. И всё же то, что нас окружает — совсем не тот киберпанк, который описывали отец жанра Уильям Гибсон и его многочисленные продолжатели, что американские, что японские. Как не раз бывало в истории, реальность будущего оказалась не такой, какой представлялась фантастам, прогнозистам и визионерам. В чём классический киберпанк ошибался, в чём оказался прав, и почему даже из наших бурных времён он выглядит заметно более мрачным, нежели реальность? Попробуем разобраться.Читать полностью »
Что такое сознание и психика человека, и почему мы никогда не сможем в них разобраться. Подробнейший анализ (Ч. 1)
2024-08-12 в 11:32, admin, рубрики: генетика, культура, психология, Сингулярность, эволюцияМой лонглонглонгрид о том, что такое психика и сознание человека, и почему они останутся черными ящиками, которые не смогут быть «расшифрованы» в рамках человеческой цивилизации.
Заодно порассуждаем, что нас ждет дальше, и почему психологию не все считают наукой. Но придется запастись терпением ;)
Вступление
«Где угодно работать, только не в локальных конторах» — у меня есть что сказать
2024-04-23 в 11:00, admin, рубрики: завод, культура, ожидания, процессы, руководители ит23 года я работал в американских компаниях SAS и C3 AI. Это, если что, очень дорогой интеллектуальный анализ данных корпораций и производств. Причём SAS много лет занимал места с 1-го по 3-е в мире как лучший работодатель, поэтому некоторая избалованность присутствует. Последние полтора года до ухода C3 AI из России я работал в подразделении EMEA с непосредственным руководителем в Париже.
Все эти годы коллеги убеждали меня, что в отечественных компаниях работать нельзя: там хамство, бардак, сотрудников обманывают, не уважают и не ценят. За последние два года многие мои коллеги уехали за границу со словами: «Где угодно работать, только не в локальных конторах».
Я пошёл в отечественную компанию. И не просто в отечественную компанию, а в ОМК, то есть на группу заводов (а на заводах, «ну это же общеизвестно», всегда стоит большая очередь кандидатов за забором, и где типа айтишников не ценят, всё вокруг в солидоле и мазуте, и вообще).
Ладно, про лужи смазки — для некоторых цехов это отчасти правда: утечки бывают.
По остальному мне есть что сказать. Сразу поясню: меня никто не заставлял писать этот пост, никакие эйчары не приходили и не просили. Просто достали те, кто ноет. Хорош ныть! Читать полностью »
Российские театры отстают в цифровизации и жаждут айтишников
2023-06-08 в 15:13, admin, рубрики: кадры, культура, разработка, театр, Текучка, метки: кадры, культура, разработка, Театр, ТекучкаВ Петербурге «Национальный драматический театр России» инициировал процесс создания ИТ-кластера для разработки ПО в интересах театров. Об этом на прошедшей во Владивостоке Российской креативной неделе рассказал замгендиректора Александрийского театра по развитию и цифровизации Данил Толмачев.
Не только тентакли: за что Интернеты полюбили Ктулху? Часть 2
2023-05-27 в 10:00, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Блог компании RUVDS.com, ктулху, культура, лавкрафт, мемы, Научно-популярное, Социальные сети и сообщества, Читальный зал, юмор
Интернеты любят Ктулху — но не очень ясно, верно ли обратное. Впрочем, по канону он как раз отвечает за всяческое безумие и упорос: когда Ктулху пробудится, «человек уподобится Великим Древним – станет свободен и дик, вне добра и зла, отринет закон и мораль; мир захлестнут крики и вопли, кровопролитие и разгульное веселье». Довольно точное описание атмосферы олдовых имиджборд и вообще золотого века интернетов конца нулевых годов. Oh, shi… В общем, вряд ли Говард Филипс Лавкрафт мог предвидеть, насколько популярным станет его детище сотней лет спустя.
В прошлой статье мы начали говорить о Ктулху: кто он такой по канону, чем занимается (спойлер: в основном дрыхнет на дне и иногда икает), где живёт на этом самом дне и почему ему на голову могла упасть советская станция «Мир». Теперь же обсудим, откуда Ктулху взялся именно такой, со всеми его щупальцами, крыльями и пузом, заставляющим заподозрить его в неумеренном употреблении какого-нибудь «Иннсмутского устричного стаута»?
Читать полностью »
Не только тентакли: за что Интернеты полюбили Ктулху? Часть 1
2023-05-20 в 10:00, admin, рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Блог компании RUVDS.com, ктулху, культура, лавкрафт, мемы, Научно-популярное, Социальные сети и сообщества, Читальный зал, юмор
Мы говорим «Лавкрафт» — подразумеваем Ктулху. Мало кто в этих наших интернетах может не знать, кем является упитанная зелёная тушка с щупальцами на физиономии и парой драконьих крыльев. С ним имеются тонны артов всех цветов и оттенков творческой палитры — и это не говоря о том, что Ктулху то и дело появляется в кино и анимации то как «камео», то собственной персоной. Ктулху общеизвестен, общепонятен и общелюбим — невзирая на всю свою хтоничность и мрачность. А возможно — как раз из-за неё. В мифах Лавкрафта есть множество разных сущностей, но никто из них не удостоился хотя бы толики той популярности и узнаваемости, которой обладает Ктулху.
Почему именно Ктулху? Почему именно этот зелёный полуспрут-полудракон так запал в душу обитателям интернетов, как англо-, так и русскоязычным? В одной из первых моих статей на Хабре я уже касался роли Ктулху в культуре рунета нулевых годов, а теперь попробуем взглянуть на вопрос шире и подробнее.
Читать полностью »
О видеоиграх как об искусстве и культуре
2022-04-10 в 10:28, admin, рубрики: видеоигры, Дизайн игр, искусство, культура, продвижение игр, разработка игрСТРАННЫЕ Люди. Как западная цивилизация вырвалась вперед?
2022-01-25 в 18:00, admin, рубрики: биология, история, культура, мозг, Научно-популярное, психология, цивилизация, эволюцияС подачи Александра Маркова открыл для себя ещё одно историческое исследование, написанное не историком. На этот раз биологом-эволюционистом Джозефом Хенриком (Joseph Henrich). Книгу можно поставить в один ряд с нашумевшими в свое время бестселлерами «Sapiens» Юваля Харари или «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда.