Рубрика «культура»

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 3 - 1


Конец 1990-х годов стал пиком проявления в массовой культуре нараставших всё десятилетие идей недостоверности реальности — и наличия за пеленой её иллюзии чего-то иного, мрачного и притягательного. «Матрица», «Generation П», «Люди в чёрном», «Тёмный город», «Экзистенция», «13-й этаж», «Бойцовский клуб», «С широко закрытыми глазами», «Хвост виляет собакой» обыгрывали эти идеи в жанрах от социально-политического триллера до не очень научной фантастики, и становились суперхитами. Однако, как американская контркультура 60-х в известной цитате Хантера Томпсона, вскоре эта волна разбилась и откатилась, оставив очередные отметины в истории культуры. Уже в начале нулевых многое, казавшееся почти экзистенциально важным в девяностые, стало объектом сарказма и пародирования, а искренние поиски скрытых истин сменились совсем другими настроениями и трендами. Почему так вышло, причём тут гламур и массовая интернетизация, и как это всё удалось провернуть рептилоидам?Читать полностью »

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 2 - 1


К началу 90-х общества США и других стран оказались в мире, с которым человек и его системы восприятия раньше не сталкивались. Материальное окружение и живое общение никуда вроде бы не делись — но их доля в воспринимаемом неуклонно снижалась за счёт ТВ и других СМИ. Медиапродукты уже целенаправленно создавались для максимального привлечения внимания и эмоционального вовлечения. Реальный мир тускнел на фоне гламурной картинки ТВ и журналов. Недоверие вызывали и они, и заверения любых властей и корпораций. Прочная картина мира, в которой жили прежние поколения, рассыпалась на глазах у очень многих — но потребность в ней не исчезла. Чувство ирреальности мира и поиск хоть чего-то настоящего нашли немало отражений в культуре этой странной эпохи.Читать полностью »

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 1 - 1


90-е годы были странным временем в мировой культуре. Одно за другим появлялись и становились коммерческими хитами произведения, постулировавшие иллюзорность нашего обыденного восприятия мира и куда более мрачное его устройство, скрытое от глаз обывателя. Тайные организации, всемогущие спецслужбы, прикидывающиеся людьми существа иного рода и их заговоры в разных сочетаниях стали одними из самых популярных тем. Под сомнения ставилась даже реальность реальности как таковой, а целью многих протагонистов стал выход за пределы иллюзорного в истинную реальность. Почему в девяностые мир стал казаться не совсем настоящим, причём в очень разных обществах: и на благополучном тогда Западе, и на оглушённом крахом СССР постсоветском пространстве, и в угодившей в кризис Японии?Читать полностью »

Знаток кофе Адам Бекет расследует историю загадочной взаимосвязи между ездой на велосипеде и оригинальными кофейными напитками.

Воут ван Эрт и Дилан Груневеген наслаждаются чашечкой кофе.

Воут ван Эрт и Дилан Груневеген наслаждаются чашечкой кофе.

Читать полностью »

Еще недавно словосочетание «искусственный интеллект» (ИИ) применялось для обозначения довольно далеких от интеллекта вещей, таких как алгоритмы решения слабоформализуемых задач. Ситуация изменилась с появлением известного чат-бота: нейронная сеть, обученная угадывать очередное слово в тексте, начала демонстрировать настолько осмысленное поведение, что применение к ней эпитета «интеллектуальная» больше не выглядело насмешкой над здравым смыслом.

Читать полностью »

«Энциклопедия профессора Фортрана»: вспоминаем легендарную книгу из детства миллениалов - 1


В самом начале 1990-х годов в Москве вышла книга о компьютерах, которая обрела огромную популярность среди детей «младшего школьного возраста» и не только. Как свидетельствуют многочисленные комментарии в сети к публикациям с её упоминаниями — её помнят и любят очень многие из тех, чьё детство пришлось на это время. Более того, немалое число из помнящих именно её страницы стали тем источником интереса и вдохновения, которые привели их к IT-специальностям. Книга называлась «Энциклопедия профессора Фортрана». Изначально она представляла собой научно-популярное приложение к сказке «А я был в компьютерном городе», но значительно превзошла её в популярности и вышла в качестве отдельного издания. С этого момента прошло уже почти 35 лет, но профессор Фортран и сотоварищи по-прежнему узнаваемы, любимы и используются для создания мемов разной степени упоротости. Давайте же вспомним оба текста, историю их создания, а также авторов и художников!Читать полностью »

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 1


Тезис о том, что мы живём в мире наступившего киберпанка, стал обыденным ещё в 2010-е годы. Ныне соцсетями и цифровыми сервисами пользуются деревенские старушки, роботизированные фермы оставляют безработными африканцев, война стала невозможной без дронов, а искусственный интеллект из фантастики превратился в обыденность. Теперь мы живём в эпоху не просто киберпанка, а развитого киберпанка. И всё же то, что нас окружает — совсем не тот киберпанк, который описывали отец жанра Уильям Гибсон и его многочисленные продолжатели, что американские, что японские. Как не раз бывало в истории, реальность будущего оказалась не такой, какой представлялась фантастам, прогнозистам и визионерам. В чём классический киберпанк ошибался, в чём оказался прав, и почему даже из наших бурных времён он выглядит заметно более мрачным, нежели реальность? Попробуем разобраться.Читать полностью »

Мой лонглонглонгрид о том, что такое психика и сознание человека, и почему они останутся черными ящиками, которые не смогут быть «расшифрованы» в рамках человеческой цивилизации.

Заодно порассуждаем, что нас ждет дальше, и почему психологию не все считают наукой. Но придется запастись терпением ;)

Вступление

Конкистадоры и ацтеки на стрелке

Конкистадоры и ацтеки на стрелкеЧитать полностью »
image

23 года я работал в американских компаниях SAS и C3 AI. Это, если что, очень дорогой интеллектуальный анализ данных корпораций и производств. Причём SAS много лет занимал места с 1-го по 3-е в мире как лучший работодатель, поэтому некоторая избалованность присутствует. Последние полтора года до ухода C3 AI из России я работал в подразделении EMEA с непосредственным руководителем в Париже.

Все эти годы коллеги убеждали меня, что в отечественных компаниях работать нельзя: там хамство, бардак, сотрудников обманывают, не уважают и не ценят. За последние два года многие мои коллеги уехали за границу со словами: «Где угодно работать, только не в локальных конторах».

Я пошёл в отечественную компанию. И не просто в отечественную компанию, а в ОМК, то есть на группу заводов (а на заводах, «ну это же общеизвестно», всегда стоит большая очередь кандидатов за забором, и где типа айтишников не ценят, всё вокруг в солидоле и мазуте, и вообще).

Ладно, про лужи смазки — для некоторых цехов это отчасти правда: утечки бывают.

По остальному мне есть что сказать. Сразу поясню: меня никто не заставлял писать этот пост, никакие эйчары не приходили и не просили. Просто достали те, кто ноет. Хорош ныть! Читать полностью »

В Петербурге «Национальный драматический театр России» инициировал процесс создания ИТ-кластера для разработки ПО в интересах театров. Об этом на прошедшей во Владивостоке Российской креативной неделе рассказал замгендиректора Александрийского театра по развитию и цифровизации Данил Толмачев.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js