Что такое Кикстартер
В этой статье я хочу поделиться знаниями, приобретенными во время моего исследования краудфандинговой площадки Kickstarter.com. Я буду писать с точки зрения разработчика компьютерных игр, так как это моя профессия, но все описанное подходит и для других проектов. Кроме того, я поясню некоторые совсем очевидные вещи — по полученным недавно вопросам они оказались не такими очевидными, как мне казалось.
Кикстартер — это американский портал по «народному финансированию» (crowdfunding). Если кратко, то обычные люди скидываются на самые разные проекты, которые им нравятся — будь то тяжелая подставка для айфона из металла, танцевальный проект или игра. Последними нашумевшими новостями в области игростроя стали достижения Брайана Фарго, собравшего на свою игру «Wasteland 2» $2,933,252 и Тима Шейфера, собравшего на «Double Fine Adventure» $3,336,371.
Но это звезды игровой индустрии, которых все знают. Их коммьюнити формировались десятилетиями и насчитывают десятки тысяч игроков. Многих интересует вопрос: может ли молодая и неизвестная команда собрать себе средства на разработку игры с помощью Кикстартера?
По статистике, предоставленной командой Кикстартера, только 25% игровых проектов собирают необходимые средства. В эту статистику входят проекты звезд индустрии геймдева, так что шанс молодых и неизвестных команд еще ниже — по моей субъективной оценке, не более 15%. Много это или мало — решать вам.
От чего зависит успешность кампании на Кикстартере
В первую очередь, успешность проекта зависит от наличия пяти элементов:
- Видео разработчиков, где есть вы и/или ваша команда. Это видео должно быть интересным, увлекательным и — желательно — с чувством юмора. Чувство юмора в видео считается «правилом большого пальца». В то же время, как показывает изучение видео разных проектов — аудитория не любит цирк и паясничество, глупые шутки или высокомерие. Девиз видео банален: будь проще, будь собой и будь искренним. Как делать хорошее видео для Кикстартера можно посмотреть тут.
- Видео, показывающее вашу игру, геймплей или моделирующее ее (в случае проектов из других областей — соответственно видео, показывающее то, что вы хотите сделать в итоге). Например, у вас еще нет игры — но нарисованы персонажи, продуман мир, карта. Вы можете показать, как будут перемещаться персонажи по карте, взаимодействовать. Рассказать про боевую систему, если она есть, и так далее. Так например сделали Two Guys from Andromeda, пока у них не было прототипа на HTML5. Часто игровые компании имеют уже рабочий прототип игры, который они демонстрируют в видео.
- Награды (rewards). Это — один из самых сильных мотиваторов, почему пользователи вкладывают деньги. Например, очень часто за $15 вы можете получить коробку с игрой, которая после издания игры будет стоить например $50, а за награду в $50 вы можете получить подарочное издание + майку + флешку с лого игры. Наград может быть много разных, от $1 и до $10,000. Например, Тим Шейфер «продал» четыре обеда с ним и Роном Гилбертом четырем разным людям. Стоимость обеда составила $10,000.
- Сумма, которую вы хотите собрать на ваш проект. Если вы поставите слишком мало — мало и соберете (за редким исключением, когда разработчики просили например $10,000 а собрали $200,000, проект FTL). Если вы попросите слишком много — то вам не поверят и не будут в вас вкладываться. Опять же, такие звезды, как Брайан Фарго, могут попросить и пару миллионов, хотя даже он заявил $900,000. Поэтому надо трезво оценивать свои силы, сложность проекта и потенциальный интерес аудитории не только к вашей игре, но и к выбранному вами жанру, сеттингу и прочему.
- Подготовка. Это, наверное, самый важный фактор. Кикстартер — это на 90% пиар, на 10% — ваш проект. Связи с крупными новостными сайтами, список форумов и блогов, заранее подготовленные статьи и обзоры, арт, фото или эскизы призов (ревордов) и прочее. Крайне желательно заручиться поддержкой хорошей, опытной PR-компании, у которой уже есть наработанные контакты с крупными специализированными порталами.