Рубрика «копирайт» - 90

Пираты XX века В 1990-х годах рынок ПО в свежеобразованной России развивался активно, но несколько однобоко: основную часть программ на ПК составляли зарубежные программы со снятой (или изначально отсутствовавшей) защитой от копирования; зачастую одни и те же отечественные умельцы переводили программу на русский язык (порой — затирая исходные копирайты), разбирались с защитой от копирования, и в итоге продавали программу по цене носителя и безо всякой поддержки. Это отличалось от современной варез-сцены, полуподпольной и целиком виртуальной: российские продавцы чужого ПО нисколько не скрывались, наоборот — они давали рекламу в журналах, выпускали вполне физические дискеты и (позднее) CD-диски, и в компьютерных магазинах ими были заставлены целые полки. Понятно, что отечественная разработка ПО в такой среде была не слишком жизнеспособна: уже упомянутый Лексикон — программа вполне достойного качества, которую свежеобразованные российские бизнесмены попытались поставить на коммерческие рельсы — покупался «легально» хорошо если одним пользователем из ста.

(Когда я только поступил на матмех, наш профессор нас предупреждал: "Даже не рассчитывайте, что в России вы сможете программированием зарабатывать себе на жизнь. Из отечественных софтверных компаний прибыль имеет только 1С, да и та лишь потому, что нормативные документы меняются каждый год, и украденная версия софта через год становится бесполезной. Наверное, это такая государственная политика по поддержке программистов — менять каждый год требования к бухгалтерии.")

Поэтому естественно, что журналы 1990-х годов активно обсуждают сложившуюся неблагоприятную для программистов ситуацию, и предлагают способы на неё повлиять. Все сходятся в том, что засилье пиратства — черта переходного периода, вызванная временным недостатком интереса западных правообладателей к российскому рынку; и что уже через несколько лет рынок ПО в России разовьётся в аналогичный европейскому. Но и сейчас, пятнадцать лет спустя, отношение обывателя к авторскому праву на ПО мало изменилось. Значит, некоторые рекомендации той поры остаются актуальными до сих пор.

В прошлый раз я пообещал опубликовать статью Ольги Усковой — ныне обладательницы стольки наград и почётных званий, что ими удалось наполнить целую статью на Википедии:

Пираты XX века Пираты XX века

(КомпьютерПресс, январь 1995)
В предлагаемой статье поднимет тему маркетинга программных продуктов в России вице-президент фирмы Cognitive Technologies О.А.Ускова.

Как продавать программы в России,

или Ягодки коммерческого директора

Полтора года назад в России бытовало представление, что программа — это такая штука, которую ученые чудаки или наивные инофирмы бесплатно предоставляют находчивым российским пользователям. Иметь лицензированную копию считалось так же стыдно, как покупать билет в общественном транспорте или соблюдать правила дорожного движения. Обсуждение психологических аспектов этой проблемы пришлось бы начинать со времен Ивана Грозного…
Читать полностью »

Google/YouTube снова выиграл судебный процесс в отношении нарушения авторских прав у Viacom

Правду говорят — судебные процессы могут длиться годами, некоторые — даже десятилетиями. К примеру, корпорация Google выиграла судебный процесс у медиаконгломерата Viacom еще в 2010 году. Последний обвинял сервис YouTube в нарушении авторского права, поскольку представители Viacom считают именно Google/YouTube ответственным за загрузку роликов, защищенных авторским правом, пользователями сервиса. После была подана апелляция, и суд снова начал рассматривать это дело (причем тот же судья).

Читать полностью »

На сайте немало постов о том, какие условия нужно включать в договор на создание сайтов и программ (краткий список ниже), но нет договора в формате, который можно взять за основу для составления своего договора. Мы изучили условия из постов (спасибо авторам), подумали над ними, переработали и учли в предлагаемой на ваш суд форме договора. Так что договор пока можно считать частично «захабренным».
Захабренный договор на разработку сайта, дизайна, софта. Версия 1.0
Читать полностью »

Легенда гласит, что прототип Лексикона — многооконный редактор Е-9 — был задуман молодым сотрудником ВЦ АН СССР Женей Веселовым в отпускные дни доперестроечного 84-го на крымском пляже, а с целью ускорения тестирования автор одно время выставлял обнаружившим ошибки пользователям по бутылке пива. Хотя метод оправдал себя и программа быстро стала работоспособна, с сожалением приходится отметить, что маркетинговая политика последующих правообладателей не столь свежа — пива больше не дают. Вскоре печатающий по-русски и понятный без изучения на специальных курсах Лексикон широко распространился по стране, став «русским народным текстовым редактором». Прошли и вновь грядут технические революции в области компьютеров, исчез СССР, а с разменявшим второй десяток лет Лексиконом для ДОС по российским и сопредельным городам и весям и сегодня работают тысячи людей.

Так рассказывает Григорий Шмерлинг, присоединившийся к разработке Лексикона несколько позже, и под конец бывший «Руководителем Проекта „Лексикон“».

Вне всякого сомнения, Лексикон — легендарный программный продукт. Но таким он стал не сразу; а и став, оставался им не слишком долго.

Лексикон и пираты

В 1990 Лексикон упоминается в числе «известных прикладных систем» наряду с Lettrix — резидентным драйвером американской разработки, который перехватывал вывод текста на принтер, и подменял его на графический вывод с применением пользовательских шрифтов. Название LEXICON в той статье набрано латиницей, и непонятно, осознавал ли её автор, что Лексикон создан его соотечественниками, а не «экспроприирован у буржуев» вместе с большей частью ПО того времени. Никакой организованной «модели распространения» у Лексикона тогда не было — каждый списывал его у соседа вместе с ворохом других «полезных программ», не задумываясь ни на минуту, откуда эти программы взялись и не ожидает ли их разработчик мзды за их использование.
Какой разработчик? Где? Где-то там за океаном? Ух, капиталисты зажравшиеся! (потрясает кулаком)

Статья "Как продавать программы в России, или Ягодки коммерческого директора" Ольги Усковой из Cognitive Technologies (в следующий раз я хочу выложить её статью целиком) относится к 1995 г., но начинается в подобном духе: «Полтора года назад в России бытовало представление, что программа — это такая штука, которую ученые чудаки или наивные инофирмы бесплатно предоставляют находчивым российским пользователям. Иметь лицензированную копию считалось так же стыдно, как покупать билет в общественном транспорте или соблюдать правила дорожного движения. Обсуждение психологических аспектов этой проблемы пришлось бы начинать со времен Ивана Грозного...»

Тем временем команда Веселова с Лексиконом кочевали в поисках финансирования от одного оптимистично настроенного кооператива к другому, и в итоге они заключили союз с советско-венгерским СП «Микроинформ», до той поры занимавшимся торговлей компьютерным оборудованием и проведением компьютерных курсов. Плодотворное сотрудничество программистов и бизнесменов увенчалось выпуском в 1992 г. нарядных коробок с Лексиконом версии 8.96, переименованной по этому поводу в Лексикон 1.0. Лишь с этого момента разработка Лексикона стала коммерческим предприятием, и нелегальное копирование начало беспокоить разработчиков (вернее, их спонсоров в Микроинформе). Изначально же мотивы Веселова были куда проще — «захотелось написать что-нибудь получше только для того, чтобы легче было вводить и редактировать собственные программы и статьи. Получился редактор Е-9, названный так потому, что в нем было девять окон, и он превратился потом в „Лексикон“ путем добавления десятого окна и меню в стиле Lotus 1-2-3.»
Читать полностью »

В системе образования куча атавизмов. Пример первый: списание курсовых работ. Можно со смехом, а можно со слезами на глазах наблюдать работу специальных вузовских комиссий по списанию студенческих работ. Процедура списания состоит в том, что составляется список курсовых или других работ, так называемой строгой отчетности, потом комиссия по этому списку уничтожает (рвет) бумажные копии. А как быть с электронными версиями курсовых работ, которые могут быть распечатаны в бесконечном числе экземпляров? Неужто кто-то из чиновников когда-то додумается, что надо публично удалять еще и файлы? Наверное, в инструкции будет написано, что надо проверить, чтобы удаленная копия не осталась в корзине или диск был отформатирован. А преподавателю, предоставившему работы на уничтожение надо будет предоставлять документы подтверждающие, что копия только одна? Очевидно, полный бред. Надо просто распустить эти бессмысленные комиссии. Пример второй: рефераты. Реферат появился как средство занять студента или школьника и, как способ обучения самостоятельному компилированию и умению анализировать большое количество материала по заданной теме. Корни этого метода уходят в глубокие времена повального конспектирования работ классиков марксизма-ленинизма. Реферат в эпоху интернета – просто пережиток прошлого. Не добросовестный студент просто скопирует материал и распечатает. А добросовестного просто жалко, потому что он занимается не нужной ерундой. Есть куча других способов и методов обучения, пользы от которых намного больше.
Читать полностью »

http://habrastorage.org/storage2/7ff/f70/4ac/7fff704ac0a2e7aa045687e9c6ca8ad6.jpg
Думаю, все жители Хабра могут восстановить по памяти историю с участием компании ЛитРес, подавшей запросы на удаление приложений «Читатель» в AppStore, «Moon+ Reader» в Google Play, а также угрожавшей разработчикам программы Cool Reader повторить с ними то же самое. Как мы помним, история остановилась на том, что программы были восстановлены в магазинах приложений, но в некоторой степени «прогнувшись» под требования LitRes. Подробнее об этих событиях можно прочитать в предыдущих постах.

История о шантаже разработчиков стала широко известной благодаря тому, что её растиражировали многие интернет-ресуры, в частности, Алекс Экслер на своем персональном блоге посвятил борьбе с несправедливыми действиями компании целых два объемных поста. (1, 2)

И 10 апреля 2013 года события получили новый неожиданный виток. Экслеру прислали (точнее, зафорвардили) адвокатский запрос, поданный в компанию «Мастерхост» с целью узнать следующее: Читать полностью »

По российскому законодательству права на программное обеспечение (ПО) охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Однако в отличие от литературных произведений государство предусмотрело в отношении программы для ЭВМ дополнительное средство защиты — регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Это наиболее очевидный и простой способ защиты прав на ПО. Но насколько этот способ защиты действенный и какие преимущества в защите прав дает регистрация?

image

Читать полностью »

Я не планировал открывать широкую полемику, но пост (http://habrahabr.ru/post/175215/) о праве правообладателей на выбор средств защиты, написанный как ответ моему посту (http://habrahabr.ru/post/175115/), и комментарии к обоим натолкнули на еще несколько мыслей, которыми хочется поделиться.

Любому, кто по тем или иным поводам сталкивается с информацией о защите авторских прав, приходится слышать приблизительно следующее «интеллектуальный продукт – это товар», «потребители – это рынок». Это написано в лицензионных соглашениях, пользовательских оговорках и прочих документах, которые видит пользователь. Густо перемешивая эти тезисы с различными оборотами «запрещено» или «нельзя», правообладатель устанавливает свои правила в обращении с тем, что потом будет названо культурным наследием. Однако, признавая себя участниками рынка, правообладатели всячески избегают рыночных механизмов защиты общественного интереса. Автор имеет право указать обществу условия, на которых он готов распространять свой продукт, а может ли общество что-то требовать от автора?
В этом посте я предлагаю посмотреть на баланс общественных и частных интересов в праве интеллектуальной собственности. Эта тонкая и деликатная категория дала толчок многим фундаментальным исследованиям в области экономики, заставляя экономические доктрины стран шататься от кейнсианства до государства – ночного сторожа. Автор не является экономистом и не ставит перед собой задачу провести фундаментальное исследование. Задача этого поста – обозначить саму проблему в трех вопросах.

Вопрос №1: Почему антимонопольный комитет мучает поставщиков нефтепродуктов и не трогает музыкантов?
Общество давно выработало множество способов юридически защищаться от диктата производителя. В том числе монополий. Антимонопольный комитет давно стал грозой крупного бизнеса. 3 из 5 крупнейших штрафов антимонопольного комитета относятся к рынку нефтепродуктов. А много ли у нас в стране антимонопольных расследований в сфере авторского права? Рискну предположить, что немногим более нуля. Сложно, однако, утверждать, что причиной этому является отсутствие претендентов на звание монополии на рынке, например, софта или музыки. В отношении музыки стоит оговориться, что речь идет не об исполнителях, а о лейблах, четыре из которых контролируют основную часть прав на музыку в мире.
При этом важно понимать, что фактически любой автор является в определенной степени монополистом. Ведь условием защиты объекта авторских прав является его уникальность. Современное авторское право даже не признает того, что одна и та же идея может посетить нескольких авторов одновременно, о чем я писал в одном из предыдущих постов (http://habrahabr.ru/post/145481/).

Вопрос №2: Почему можно отобрать землю, но не песню?
Поэтичный получился вопрос. Однако за ним кроется то, что вторым аспектом, где авторское право не следует законам рынка материальных объектов, является категория изъятия для общественных нужд. Так, например, землю для прокладки государственной железной дороги, государство может просто отобрать у частного лица, выплатив ему компенсацию. Можно много говорить о недостатках такой категории, но она существует. И сложно понять, как в обществе, где возможна экспроприация земли для общественных нужд, государство не может ограничить правообладателя. Притом, что земля не может быть произведена в копии или дублирована. Почему же государство может отнять нечто уникальное, и не имеет возможности наштамповать копии фильма или софта?
Этот тезис может вызвать скепсис: землю отбирают, чтобы построить дорогу, а к чему отбирать право интеллектуальной собственности. Во-первых, мы живем в эру, когда информация уже представляет собой основную ценность. Самым банальным примером общественных нужд могут стать упомянутые Папой Римским в 2009 году патенты на лекарства, удержание которых частными корпорациями в погоне за прибылью приводят к вымиранию огромного количества людей. Люди болеют, рецепт лекарства открыт, но производить его в достаточных количествах нельзя, потому что так сказала компания, которая купила патент. Во-вторых, и объекты авторского права имеют также огромную ценность. Они становятся частью культуры, основой социальных преобразований. Так, например, фильм «Храброе сердце», по мнению многих, сыграл ключевую роль в современном движении за независимость Шотландии. Стоит также вспомнить военные фильмы и песни, которые помогали людям переживать ужасы Второй мировой войны, чтобы увидеть очевидность абсурда запрета ветеранам исполнять эти песни сейчас потому, что они по сроку еще не стали общественным достоянием.
В качестве примера социальной справедливости можно себе представить картину, как доблестные сотрудники отечественной исполнительной службы являются в офис какого-нибудь иностранного софтверного гиганта с предписанием суда. Они входят прямо посреди совещания совета директоров, требуют предоставить данные о стоимости какой-нибудь программы, и заявляют, что подсчитанная независимым отечественным экспертом сумма в 3025 долларов и 30 центов будет выплачена компании государством. Когда – не уточняют. Но программа уже перешла в собственность государства. Вуаля! Легализация завершена – в школы поступают коробки с дисками, национальное телевидение транслирует оптимистичные сюжеты о том, что теперь в стране весь софт легален. А ведь нечто похожее происходит, когда выселяют семьи.

Вопрос №3: Почему маршрутка катает детей бесплатно, а производитель софта – нет?
Третьим аспектом, где авторское право уклоняется от обязательств перед обществом, является социальная защита. Практически каждое государство декларирует заботу о социально незащищенных слоях населения – именно так политики протаптывают себе электоральную дорогу. При этом выполнять значительную часть их обещаний надлежит впоследствии бизнесу. Но по какой логике перевозчиков пассажиров обязывают с правом на перевозку по маршруту осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров, и не возлагают никаких обязательств на правообладателей? Или возможность сэкономить две гривны на проезде по городу важнее, чем возможность ознакомиться с последними достижениями культуры? И если в отношении книг право все еще содержит нормы о существовании библиотек, то для прочих объектов авторского права таких законодательных ограничений в интересах общества не существует вовсе. Важно отметить, что многие правообладатели поддерживают образовательные инициативы: передают в школы свои продукты, но делают это на добровольных началах. Система права здесь безмолвствует, а это в корне изменяет социальную оценку их действий.

Я описал эти сферы диспропорций в защите авторского права не для обоснования позиции персонажа Шарикова «взять все и поделить». Важно понимать, что нарушение базовых правил логики при формировании системы авторского права приводит к невозможности ее нормального функционирования. На сегодня акцент на праве запрета как раз и привел к мировому распространению пиратства. Смещение баланса интересов в сторону правообладателей не привело к позитивному для них эффекту. Система, лишенная логики, не будет работать. Иными словами, для того, чтобы общество стало больше уважать интересы правообладателей, правообладатели должны сделать шаги навстречу интересам общества. Какие – это уже тема к обсуждению.
Читать полностью »

В статье Почему сегодняшних правообладателей проклянут потомки была сказана одна хорошая фраза:

В обоснование требований используются тезисы о частной собственности, как основе современного общества, подчеркивается ее священный характер

Т.е., копирайтеры давят на то, что интеллектуальная собственность — это та-же самая частная.
Но с другой стороны — как что — они сразу в кусты и орут, что это совершенно разные вещи!

Попробуем проанализировать, имеет-ли хоть какое-то отношение интеллектуальная собственность к частной?!

Читать полностью »

Данная статья родилась в результате внимательного прочтения данного топика на Хабре. Тема пиратства для русскоязычного сегмента можно сказать «больная» и вызывает немало диспутов и споров. В своей статье я попробую побыть «адвокатом Дьявола» и выразить мнение с противоположной стороны вопроса.

Один из главных аргументов защитников пиратства в том, что авторский продукт, по сути, не имеет какой-либо физической ценности. Его использование не несет никакого ущерба правообладателю, а лишь режет возможную прибыль, которая еще не факт, что будет получена. С одной стороны это абсолютная правда. Как прожиг диска, как и загрузка с iTunes для издателя не стоят ничего. И продавая тот или иной товар, он мало того, что получает свои 100% прибыли (минус процент доли площадки, но не суть), так еще и имеет полное право ставить любую цену (в противовес обычным товарам, где цену определяет рынок). Вполне приличные условия, правда? Однако многие забывают, что при создании фильма или альбома компания очень сильно уходит в минус. Один фильм, который в магазине стоит 10 долларов, для фирмы вполне мог вполне обойтись в 200 миллионов тех же самых бумажек, которые одиночной покупкой не окупить, впрочем, и миллионной тоже. То есть, по сути, на рынок компания выходит уже в огромном минусе, а на руках у них товар который не еда, и не теплые валенки. Товар, который физически не стоит ничего и, который продаётся в мире, где есть люди, кто за «физически ничего» платить морально еще не готовы. Возможно, бедный пуэрториканец, скачавший бесплатно музыкальный альбом, при других переменных вряд ли бы его купил, и уж точно в итоге он не принес никакого ущерба компании. Но дает ли ему это полное право делать так? Вопрос.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js