Рубрика «компьютерра»

Увертюра

Как странно иногда пересекаются личности сказочных героев, современные технологии и древняя философия...

Читать полностью »

Кубик Рубика имеет сложную конструкцию, для игры в шахматы нужны фигурки и доска, для многочисленных карточных игр необходимы колоды карт разного объёма, для древнейшей игры в кости требуются аккуратно изготовленные кубики. И только для игры в судоку не нужно ничего, кроме листа бумаги и карандаша.

Судоку: магия чисел - 1

Продвинутая бабушка

Читать полностью »

Как сделать интересно: ещё раз о проблемах вузовского образования - 1
Вместо предисловия

Небольшое предисловие. Это очень старая статья. Думаю, она будет интересна только людям, которые скучают по бумажной «Компьютерре», которые, как и я в институте, покупали номера любимого журнала почти каждый месяц каждую неделю :) Не знаю, как мне хватило наглости отправлять в редакцию свои первые «лонгриды», но это было крутое и прекрасное время. Спасибо за ваши добрые слова о статье «Культ сокобанаЧитать полностью »

Издание Rusbase объявило, что к менеджменту присоединилась Анастасия Атькина, которая с 2004 года работала в ИД «Компьютерра». На момент ухода она находилась на позиции исполнительного директора.

В 2015 году «Компьютерра» начала сотрудничество с Rusbase, Читать полностью »

Основатель издательского дома «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк намерен создать первое в России «масштабное» сообщество мэйкеров. Об этом он написал на своей странице в Facebook. По замыслу Мендрелюка, сообщество будет состоять из виртуального, представленного в разделе сайта «Читать полностью »

Сергей Вильянов о том, умрет ли «бумага», что стоит почитать из западной журналистики и каким образом можно выжить издательским домам в цифровую эпоху.
Читать полностью »

«Интернет по русски» (Компьютерра, март 1997) Всю первую половину 1990-х Интернет в России оставался забавой для гиков: «чтобы запустить используемые протоколы, одного высшего образования мало». Позже, когда Интернет уже стал доступнее и популярнее, его поджидала другая напасть — чехарда с поддержкой кириллицы. Различных кодировок было достаточно, чтобы потеряться.

В марте 1997 Компьютерра избрала данную проблему своей «темой номера», начав рассказ с того, откуда столько кодировок появилось и почему они все используются, и заканчивая рекомендациями о том, как со всем этим жить дальше. Я перепечатываю текст из журнала как есть, не сокращеная. Я специально перепроверил, что гуглу этот текст доселе неведом; но по-моему, такой «памятник славянской письменности» из доюникодной эпохи — достоин того, чтобы сохраниться в электронном виде.

(Пользуясь поводом, упомяну и свой двухгодовалой давности топик о Кате Лажинцевой, официальном создателе CP-1251.)

Олег Татарников

Крестоносцы

Ты так гонишься за тенью, что теряешь наличие.
Из книги Иова

Концепции Интернета, первоначально разработанные в унитарной, централизованной армейской системе министерства обороны США, быстро вышли из «диктаторских пут» и воспринимаются сегодня как идеи всемирной общедоступной информационной магистрали. Любые попытки ограничения доступа, цензуры и внешнего воздействия на Сеть однозначно воспринимаются мировым сообществом в штыки. За широким внедрением Интернета в нашу жизнь не стоит никакая организация: это самоорганизующаяся система, и главный ее двигатель — все человечество. В этом основное отличие всемирной Сети от коммерческих сетей, в этом ее привлекательность для миллионов и ее сила. В таком свете неприглядно выглядят сторонники массовой «коизации» информационного обмена в России, стремящиеся загнать всех российских пользователей в прокрустово ложе единой кодировки. Тем более что носители этой идеологии составляют абсолютное меньшинство российских пользователей Интернета, пусть даже и самое активное. Причем благие намерения, которыми они при этом руководствуются, никак не служат оправданием для насильственного ограничения свобод и причинения дополнительных неудобств огромной армии пользователей, число которых продолжает стремительно расти. Ибо известно, куда таковыми намерениями обычно мостятся дороги.

Поводом для написания данной статьи послужили многочисленные послания, приходящие по электронной почте автору и многим другим «русскоязычным» абонентам Интернет-ресурсов в нечитабельном виде, то есть совершенно непригодные для чтения и никакой расшифровке не поддающиеся (проще говоря, безвозвратно загубленные — состоящие из одних «крестов»). Причем основными «виновниками» этого оказались провайдеры Интернет-ресурсов, как раз и обязанные оградить своих клиентов от подобных казусов.

Пытаясь разобраться во всех существующих проблемах и найти возможные пути решения, я обратился непосредственно к тем, кто максимально заинтересован в преодолении существующих трудностей, то есть к разработчикам программного обеспечения, Интернет-провайдерам и, естественно, их клиентам.
Читать полностью »

«Релкомизация всей страны» Подборка статей о пиратстве в 1990-е, отчего-то воспринятая Хабром в штыки, заканчивалась оптимистичными прогнозами лидеров IT-индустрии о том, что развитие сетей уже в скорейшем будущем позволит заменить большинство ПК простенькими «тонкими клиентами», и ресурсоёмкие приложения будут работать не на компьютере пользователя, а на центральных серверах. Прогресс пошёл не совсем в этом направлении — даже веб-приложения ныне требуют существенных ресурсов на стороне пользователя — но интересно взглянуть, что писали о прогрессе ПК всего за пару лет до той статьи о «замене персональных компьютеров сетевыми»:

(КомпьютерПресс, январь 1995)

Слухи о рождении домашнего компьютера немного преувеличены

Н.Иванов

В летнее время, под тенью акации,
Приятно мечтать о дислокации.

Фаддей Козьмич Прутков

В последнее время в российской прессе, не толь-ко компьютерной, но и общечеловеческой, все чаще можно встретить словосочетание «домашний компьютер». Шум, поднятый вокруг «компьютера для народа», несколько напоминает кампанию повальной информатизации и всеобщей компьютерной грамотности начала перестройки. Та кампания была вызвана невиданными успехами советских инженеров, которым удалось-таки скопировать Intel 8080 и освоить серийный выпуск клона (прошу не рассматривать это как упрек в адрес вышеупомянутых инженеров — все мы выпали из одного гнезда). Вы помните, что 3-4 года назад в каждом магазине культтоваров можно было по дешевке приобрести уродца, программируемого на Бейсике, со стримером «Электроника-302» и черно-белым монитором высокого разрешения, который к тому же можно было использовать в качестве телевизионного приемника. Правда, массовый покупатель не пошел на поводу у пророков компьютерной эры, отдав предпочтение колбасе, а профессионалы собирали из подручных средств компьютеры и помощнее (если им не удавалось утащить с работы буржуазную АТ-шку). В общем, первая волна одомашнивания «умных машин» разбилась о стену безразличия.

«Релкомизация всей страны» Нынешняя ситуация существенно отличается от тогдашней. Во-первых, в связи со значительным подорожанием колбасы платежеспособный спрос постепенно смещается в сторону наукоемких товаров. Во-вторых, промышленный и деловой рынок, кажется, насытился компьютерами, и предложение естественным образом ищет выход в другие сегменты рынка. В-третьих, новая волна инспирирована не успехами отечественной науки и движется не из Зеленограда и Подлипок, а откуда-то из-за океана. Журнал Fortune (25 июля 1994, с. 113) замечает, что в 1993 году «беспрецедентный рост продаж «домашним» пользователям застал промышленность врасплох». Постепенное возвращение России в лоно мировой экономики способствует тому, что российский рынок все быстрее откликается на изменения рынка западного. Таким образом, предпосылки для второй компьютерной революции, которая позволит каждой кухарке управлять компьютером, более существенны. Что же мы можем ожидать на наших прилавках, и как к этому относиться?
Читать полностью »

Пираты XX века В 1990-х годах рынок ПО в свежеобразованной России развивался активно, но несколько однобоко: основную часть программ на ПК составляли зарубежные программы со снятой (или изначально отсутствовавшей) защитой от копирования; зачастую одни и те же отечественные умельцы переводили программу на русский язык (порой — затирая исходные копирайты), разбирались с защитой от копирования, и в итоге продавали программу по цене носителя и безо всякой поддержки. Это отличалось от современной варез-сцены, полуподпольной и целиком виртуальной: российские продавцы чужого ПО нисколько не скрывались, наоборот — они давали рекламу в журналах, выпускали вполне физические дискеты и (позднее) CD-диски, и в компьютерных магазинах ими были заставлены целые полки. Понятно, что отечественная разработка ПО в такой среде была не слишком жизнеспособна: уже упомянутый Лексикон — программа вполне достойного качества, которую свежеобразованные российские бизнесмены попытались поставить на коммерческие рельсы — покупался «легально» хорошо если одним пользователем из ста.

(Когда я только поступил на матмех, наш профессор нас предупреждал: "Даже не рассчитывайте, что в России вы сможете программированием зарабатывать себе на жизнь. Из отечественных софтверных компаний прибыль имеет только 1С, да и та лишь потому, что нормативные документы меняются каждый год, и украденная версия софта через год становится бесполезной. Наверное, это такая государственная политика по поддержке программистов — менять каждый год требования к бухгалтерии.")

Поэтому естественно, что журналы 1990-х годов активно обсуждают сложившуюся неблагоприятную для программистов ситуацию, и предлагают способы на неё повлиять. Все сходятся в том, что засилье пиратства — черта переходного периода, вызванная временным недостатком интереса западных правообладателей к российскому рынку; и что уже через несколько лет рынок ПО в России разовьётся в аналогичный европейскому. Но и сейчас, пятнадцать лет спустя, отношение обывателя к авторскому праву на ПО мало изменилось. Значит, некоторые рекомендации той поры остаются актуальными до сих пор.

В прошлый раз я пообещал опубликовать статью Ольги Усковой — ныне обладательницы стольки наград и почётных званий, что ими удалось наполнить целую статью на Википедии:

Пираты XX века Пираты XX века

(КомпьютерПресс, январь 1995)
В предлагаемой статье поднимет тему маркетинга программных продуктов в России вице-президент фирмы Cognitive Technologies О.А.Ускова.

Как продавать программы в России,

или Ягодки коммерческого директора

Полтора года назад в России бытовало представление, что программа — это такая штука, которую ученые чудаки или наивные инофирмы бесплатно предоставляют находчивым российским пользователям. Иметь лицензированную копию считалось так же стыдно, как покупать билет в общественном транспорте или соблюдать правила дорожного движения. Обсуждение психологических аспектов этой проблемы пришлось бы начинать со времен Ивана Грозного…
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js