Рубрика «клиника»

Конфеты врачам — это форма коррупции? - 1

Возможно, вы знаете, что врачам-женщинам как-то традиционно принято дарить конфеты, а урологам и хирургам (обычно мужчинам) — коньяк. Но как конкретно работает эта система, какой там этикет, нужно ли приносить подарок до, после или во время лечения — непонятно.

Я бы хотел разобрать эту практику в российской системе здравоохранения. Сегодня будет не про технологии в медицине, а больше про управление и этику.

Система с конфетами врачам появилась в СССР, когда в бесплатной медицине можно было получить какой-то дефицитный ресурс, которого на всех не хватало. Например, чешский расходник вместо омского или что-то ещё, что поставлялось в ограниченном количестве.

Почему именно конфеты и алкоголь, я не знаю, эта традиция появилась ещё задолго до моего рождения. Но в начале 90-х я застал ситуацию, когда врачи (с зарплатами обычных бюджетников) организовали на первом этаже поликлиники лавку с конфетами. Пациенты приносили им подарки, они выставляли их в лавку по принципу комиссионки, пациенты покупали там конфеты и дарили врачам. Коробка с хорошим соотношением яркости к цене могла сделать до 20–30 кругов. Так они конвертировали подарки в деньги, потому что сделать что-то с таким количеством конфет было невозможно. Читать полностью »

image

Когда речь идёт про станок, автомобиль или другой механизм, там очень понятно, почему нужны профилактика и регулярные проверки работы. Ремонтировать до того, как всё внутри разнесёт при аварии, обычно как-то проще и дешевле, чем потом.

С людьми это не работает. Чтобы прийти к такому подходу про человеческое здоровье, надо поменять сложившийся веками и тысячелетиями принцип: человек не идёт к врачу, пока он здоров. Он обращает внимание на здоровье, только когда симптомы начинают мешать ему жить привычной жизнью.

В принципе нигде в мире, где эта история добровольная, а не по повесткам, как в Японии, не было и нет массовой системы профилактической медицины. Все системы здравоохранения, даже в самых богатых и развитых странах, работают по реактивному принципу. В 90 % случаев мы начинаем действовать, когда уже есть яркая симптоматика.

Да, в Советском Союзе практиковались регулярные профосмотры для всех работающих. Есть и сегодня отголоски и в туботрядах Крайнего Севера: там тяжело добраться до больницы, поэтому летом по сёлам летает вертолёт с врачами, рентгеновской установкой, аппаратом УЗИ и полевой биохимической лабораторией. Но в целом как система профилактики это не работает, потому что при административном принуждении зачастую цель визита сводится к тому, чтобы просто поставить галочку напротив фамилии, а не выявить проблемы.

Повторюсь: исторически так сложилось почти во всех странах, хотя это просто неэффективно.

И вот пару лет назад мы вдруг начали наблюдать первые проблески того, что профилактика для людей начинает работать. И очень удивились. Читать полностью »

image

Так получилось, что вопрос второго мнения считается чуть ли не постыдным и часто замалчивается.

Когда вы собираетесь потратить много денег на эстетику, когда вас ждёт хирургия или просто когда от квалификации врача зависит многое — не только можно, но и нужно идти за вторым мнением.

В лучшем случае второй специалист подтвердит план первого. В худшем их версии будут расходиться, и вам придётся либо разбираться, кому вы больше доверяете, либо искать третье мнение.

Мы сразу выгружаем все данные исследований, фотопротоколы осмотров, записи в карточке в приложение пациенту, чтобы ему не пришлось ничего запрашивать. Мы знаем, что наши пациенты часто ходят за вторым мнением, или даём им консультацию по лечению в другой клинике. Очень часто к нам стучатся люди из-за границы на удалённые консультации обсудить предложенные им там планы лечения.

Итак, самое важное:

  • Это нормальная практика, и это этично.
  • Хорошие специалисты понимают, что это в целом улучшает прогноз пациента.
  • По полезности это похоже на кросс-ревью.
  • Внутри наших клиник обязательно делается кросс-ревью, то есть даже в обычном процессе есть второй врач. Аналогично делается в схеме, где завотделением смотрит за врачами в обычных клиниках.

Право на это закреплено в нашей стране законодательно: это 48-я статья Федерального закона № 323. В зарубежной практике во многих странах такое право тоже поддерживается законом. Если вы так не делаете — возможно, стоит завести такую практику. Тут есть одна очень тонкая грань. Отношения «обычный человек — узкий профессионал» неизбежно строятся на делегировании доверия. Человек либо доверяет лечить себя, либо ему лучше найти другого врача, с которым ему комфортнее. Читать полностью »

image
Сильная корреляция между проблемами с десной и болезнью Альцгеймера. Во всём виноваты Porphyromonas

Сегодня я предлагаю взглянуть на зубной налёт под немного другим углом. Думаю, что большинство знает, что зубной налёт — это плохо, там есть бактерии, которые в итоге разрушат эмаль, вызовут кариес и воспаление десны. Надо чистить зубы. Тут всё довольно прозрачно.

Но я хочу рассказать про менее очевидную и скрытую жизнь бактерий в полости рта. Раскроем драматическую взаимовыручку в многовидовой бактериальной колонии и взаимодействия зачастую не менее сложные, чем в больших многоклеточных организмах. А заодно расскажу, как чувство кворума помогает Porphyromonas съесть ваш пародонт (т.е. околозубные ткани, удерживающие зуб в альвеоле), а вдогонку ко всем этим неприятностям ещё и вызвать болезнь Альцгеймера. Ну и заодно разберёмся, почему жевание дельфиньих фекалий может нам сильно помочь. Читать полностью »

image

Это на удивление сложный вопрос, потому что нет работающей системы, которая позволяла бы это сделать.

Процент успешных операций у хирурга говорит либо о его профессионализме, либо о том, что он отказывается от сложных пациентов (это, кстати, серьёзная проблема: многие врачи с «золотым» резюме и не менее золотыми руками не берутся за рисковые случаи, когда есть, например, 30 % шанса смерти, но у любого другого хирурга он будет существенно выше).

Рейтинг и отзывы говорят либо о качестве врача, либо о том, как маркетологи их накручивают.

Сами по себе отзывы пациентов говорят о том, насколько хорошо врач умеет презентовать лечение, то есть, по сути, пускать пыль в глаза. Ну или это можно назвать софт-скилами.

Но если вам надо выбрать врача среди незнакомых, то существует несколько базовых принципов, которые могут помочь разобраться, насколько он востребован. Читать полностью »

Десна иногда съезжает, обнажая корни зубов. Это нормально и может случиться с каждым, но штука это неприятная. Кроме повышенной чувствительности к горячей, холодной, кислой или сладкой пище, она несёт целый куст возможных последствий ― от заболеваний полости рта до изменения прикуса и нарушения жевательной функции. Да ещё и эстетически это так себе выглядит.

Вариантов, откуда рецессия берётся, сильно больше одного, иногда весьма противоречивых.

В любом случае лучше вытащить пирсинг из языка и губы, попрощаться с зубным порошком и жёсткими щётками и ещё — систематически ходить к гигиенисту. Это уже существенно уменьшит вероятность появления рецессии. А дальше — как повезёт. Как бы то ни было, с этой проблемой нужно разбираться. Желательно — сразу.

image
Вверху фото десны с рецессией до операции, а внизу — после операции

На начальных этапах, пока рецессия не дошла до тканей пародонта, вернуть всё к норме можно достаточно быстро, качественно и относительно дёшево. Если же десневые сосочки между зубами атрофировались, пересаживать лоскуты слизистой с нёба, чтобы нарастить десну, придётся гораздо дольше и дороже.

А теперь живописные подробности.

Если вы впечатлительный человек, заглядывайте под кат аккуратнее, там не самые приятные для чувствительных людей фото и видео. Такая уж у нас работа. Читать полностью »

Около тридцати лет назад появились композитные материалы, один в один похожие на собственные зубы. Они отлично приклеивались, долго служили и были весьма эффективны во множестве ситуаций. Примерно тогда же у нас появились по-настоящему хорошие имплантаты.

Стоматологи поняли, что вот теперь-то можно эстетично решить огромное количество задач, не сильно напрягаясь, расслабились и стали сверлить зубы намного смелее. И это печально. Потому что мысль о том, что сохранять живые ткани пациента в объёме, полученном от матушки-природы, гораздо круче, чем менять их даже на очень красивые коронки. И мы снова возвращаемся к важности профилактики и гигиены и говорим о том, что без качественного ухода и без поддерживающей терапии хорошей стоматологии мы обеспечить не можем.

Но можем помочь сохранить собственные зубы надолго, вылечить то, что раньше было невозможно, и сделать необходимые манипуляции с вашим ртом не больно и без осложнений.

Да, не во всех клиниках сегодня самое современное оборудование и самые продвинутые врачи, и пока ещё в медицине осталось много чего из прошлого, что устарело. Но всё же понемногу оно уходит в небытие. Я сейчас перечислю основные мракобесные моменты, и если вы их встретите, то как минимум надо задать себе вопросы. А лучше прямо бегите оттуда.
imageЧитать полностью »

У Меркьюри была необычная патология прикуса — полиодонтия: у него было четыре лишних зуба, которые росли в верхней челюсти во фронтальной области и испортили ему прикус. Фредди, конечно, говорил, что нестандартный прикус ему не только не мешает, но и помогает лучше петь, однако вообще-то такое расположение зубов — большая проблема.

image

То есть, даже если по какой-то причине эстетика не волнует человека, то скученность зубов функционально мешает гигиене и сокращает срок их жизни, а нижние зубы постоянно бьются о верхние и вывихивают их ещё сильнее.

Впрочем, девушку, которая пришла ко мне в ноябре 2020 года, когда я ещё работала в другой клинике, больше всего волновала как раз-таки именно эстетика: с такими зубами она стеснялась открывать рот и не могла сомкнуть губы. Главный её запрос звучал так: «Светлана, сделайте мне, пожалуйста, красиво!»

Ну что ж, я сделала. Стоило это около 600 тысяч, лечение заняло чуть меньше трёх лет. Но результат того стоил!

Внимание! Под катом есть фотографии и изображения, которые могут напугать читателей, не переносящих вид крови и прочих медицинских манипуляций. Это работа врача.

Читать полностью »

image

Мы, медики, весьма консервативны и очень не любим рисковать. Все изменения у нас приживаются с большим скрипом и после миллиона тонн проверок. Ответственность за чужое здоровье, а порой и жизнь не даёт нам права нырять во что-то новое и незнакомое с обрыва. Даже если это (может быть?) поможет лечить людей лучше.

Когда технология или методика прошла испытания, это ещё не значит, что врач сразу же возьмётся её применять. Скорее, даже нет. Потому что если предыдущий метод работает — лучше не трогать.

Иногда это полезно, а иногда, как показывает практика, — нет. У нас не оборачивают сломанную руку сеткой полимера, чтобы можно было чесаться, а закатывают в старый добрый гипс. Не ставят трубки в нос при операции по исправлению перегородки носа, а впихивают 4 метра бинта (буквально), чтобы пациент дышал только ртом первые сутки, а потом это одним движением выдёргивают. Не ставят импланты зубов сразу после удаления кисты в кисту (медицински лучше, но пускай пациент пострадает два раза вместо одного, такова традиция).

В общем, короткий обзор того, что поменялось. Читать полностью »

Я несколько месяцев назад попросил тех, кто боится стоматологов, сходить на интервью. Многие пришли с Хабра, и я пообещал поделиться результатами. Сразу скажу, сами результаты меня очень удивили, потому что я ждал историй тех, кого в детстве обижали врачи, а получил совершенно другое. Большая часть страхов перед врачами была связана со страхом неверного решения с высокими последствиями.

То есть зубы оказались в той же группе решений, что выбор спутника жизни, смена работы, покупка квартиры и так далее!

Хабр оказался очень хорошим местом для сбора такого рода научных данных по трём причинам:

  • Вы очень стремитесь помочь, и желающих пришло сильно больше, чем мы планировали, некоторым даже пришлось отказать.
  • Аудитория почти вся мужская. Дентофобия намного более характерна для мужчин, чем для женщин. Из наших соцсетей и других площадок чаще приходили женщины. С Хабра не пришла ни одна, только мужчины.
  • Сами интервью проходят очень чётко, вы очень детализированно и точно отвечаете.

Большое спасибо за это.

Сразу уточню, что это качественное исследование, а не количественное. Мы искали закономерности и выделяли образ действий, чтобы дальше построить гипотезы и провести уже количественные эксперименты.

Вторая особенность — у нас нет сырых данных, кроме заметок в блокноте, потому что все интервью проходили без записи и анонимно, это было основное условие участия для многих.

Теперь давайте перейдём к самим выводам. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js