Александр Труханов — соавтор книг «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана» — побеседовал со своим знакомым, ныне бизнесменом, Константином Смирновым о ввозе иностранных компьютеров в СССР: про дырку в железном занавесе, про немецкого барона-контрабандиста и британского люмпена-авантюриста. Читать полностью »
Рубрика «История ИТ» - 7
Константин Смирнов: «Барон контракт подписал, отгрузил компьютеры и стал ждать оплаты. Но тут Союз развалился»
2020-11-12 в 16:48, admin, рубрики: dataart museum, novell, Блог компании DataArt, интервью, История ИТ, история ссср, компьютеризация, контрабанда, музей dataart, профессор фортран, старое железоАлександр Труханов: «Энтузиазм и целеустремленность оказались дороже денег, которых не было»
2020-10-01 в 16:10, admin, рубрики: dataart museum, sgi, silicon graphics, Блог компании DataArt, интервью, История ИТ, компьютерная графика, лондон, музей dataart, профессор фортран, совместное предприятие, СССР, старое железо, терминатор 2Соавтор книг «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана» подарил IT-музею DataArt два компьютера из 1990-х, успевших стать раритетами: Mac от Apple в идеальном состоянии и графическую станцию O2 Silicon Graphics. А в новом интервью нашему музейному проекту рассказал о видеоплате в рюкзаке с тушенкой, временах запретов на ввоз стратегической электроники в СССР, забытом на орбите спутнике и удивительном путешествии в Лондон.Читать полностью »
История ошибки 2000 года
2020-08-31 в 8:25, admin, рубрики: COBOL, IT-стандарты, Y2K, двоично-десятичный код, История ИТ, обработка дат, ошибка 2000 года, Форматы данныхВ конце девяностых мир переживал за компьютерные системы, которые обещали вот-вот отказать. Эксперты запугивали, что при наступлении 2000 года софт не сможет корректно обработать дату, и мир погрузится в хаос: отключатся платёжные системы, биржи встанут, откажет любая электроника. В реальности новый век наступил без каких-либо проблем, переживания оказались напрасны.
Именно так ошибку 2000 года восприняло общественное сознание. К примеру, британский политик-брекзитёр заявил, что опасения о влиянии роли Брекзита на экономику похожи на панику бага Y2K.
Об ошибке тысячелетия забыли почти сразу после наступления 2000 года. Даже в непрофильных изданиях месяцами обсуждали баг Y2K, но уже в первые дни нового года внимание к теме угасло. Завораживающая смена числа с 1999 на 2000 не создала катастроф, которыми так пугали. Скептики объявили, что деньги на устранение бага потратили впустую.
Происходящее за кулисами важнее представлений неспециалистов. Градус общественной паники действительно ушёл выше уровня, которого заслуживала ситуация. Реальная опасность компьютерных сбоев по всему миру 1 января 2000 года существовала и требовала вмешательства разработчиков ПО. Целые отделы программистов годами устраняли проблему Y2K.
Читать полностью »
Рафаел Саргсян: «В лаборатории значились 23 человека, но все работы делали три–четыре сотрудника»
2020-08-13 в 18:16, admin, рубрики: dataart museum, Армения, АСУ, Блог компании DataArt, военные технологии, ереван, интервью, История ИТ, музей dataart, советские АСУ, советские компьютеры, старое железоИнженер Рафаел Саргсян в советские годы работал в Ереванском НИИ математических машин и занимался созданием мобильных автоматизированных систем управления для военных объектов. В интервью музейному проекту DataArt он объясняет, почему в 1970-х технари котировались выше программистов, как работал режим секретности, зачем в институтах держали бездельников и ради чего он сам был готов месяцами пропадать в командировках.Читать полностью »
Алан Кей: История SmallTalk (1960-1969)
2020-06-24 в 7:01, admin, рубрики: smalltalk, алан кей, Анализ и проектирование систем, интерфейсы, История ИТ, онтол, ПрограммированиеУ меня есть цель — разобраться в том, что же происходило в 60-70-е годы в Xerox PARC и в окрестностях, как так вышло, что несколько коллективов инженеров, работая рука об руку, создали невероятные технологии, которые определили наше настоящее, а их идеи будут определять будущее. Почему этого не происходит сейчас? (а если происходит, то где?). Как собрать подобный коллектив? Где же мы повернули не туда? Какие идеи мы пропустили, а стоило бы к ним повнимательнее присмотреться?
Предлагаю вашему вниманию перевод начала большого текста Алана Кея (150 000 знаков), на который он неоднократно ссылается во всех своих выступлениях и ответах на Quora и HackerNews.
Кто готов помогать с переводом — пишите в личку.
I. 1960–66 — Становление ООП и другие новые идеи 60-х
Стимулов к появлению ООП было много, но два из них были особенно важны. Один крупномасштабный: придумать для сложных систем хороший подход, позволяющий скрывать их устройство. Другой поменьше: найти более удобный способ распределять вычислительные мощности, а то и вовсе избавиться от этой задачи. Как обычно бывает с новыми идеями, аспекты ООП формировались независимо друг от друга.
Любая новинка проходит несколько стадий принятия — как своими создателями, так и всеми остальными. Вот как это происходит у создателей. Сначала они замечают, что в разных проектах используется будто бы тот же подход. Позднее их предположения подтверждаются, но пока никто не осознает грандиозного значения новой модели. Затем происходит великий сдвиг парадигмы и модель становится новым способом мышления. И наконец она превращается в закостенелую религию, от которой сама и произошла. Все остальные принимают новинку по Шопенгауэру: сперва ее осуждают, называя безумной; через пару лет ее уже считают очевидной обыденностью; в конце концов те, кто ее отвергал, объявляют себя ее создателями.
Читать полностью »
Владимир Китов: «Невозможно понять, как ученые-первопроходцы предвидели всеобщую компьютеризацию еще в 1950-х!»
2020-06-17 в 17:53, admin, рубрики: dataart museum, АСУ, Блог компании DataArt, Глушков, интервью, История ИТ, китов, королев, Ляпунов, музей dataart, Рамеев, системное программирование, советские компьютеры, СССР, старое железо, хрущевВладимир Китов, работающий с ИТ более полувека, возглавлял команды программистов в ГВЦ Минморфлота СССР и ЦНИИ «Монолит», руководил разработкой ПО для международной системы космического спасения КОСПАС-SARSAT и созданием мультитерминального монитора для ЕС ЭВМ. Он работал топ-менеджером в компаниях DEC, SIEMENS, «Техносерв», IBS, Fujitsu, написал учебник по системному программированию и несколько монографий, а теперь занимается историей информатики.
В продолжении интервью Владимир Китов вспоминает своего отца Анатолия Ивановича и других выдающихся советских ученых, объясняет, почему история автоматизированных систем управления — заметная часть истории страны, рассказывает о работе для сельского хозяйства в Институте кибернетики на рубеже 1980-1990-х.Читать полностью »
Владимир Китов: «Телемонитор ОБЬ мы сделали практически подпольно»
2020-05-14 в 18:22, admin, рубрики: dataart museum, elliott, ICL, Блог компании DataArt, ЕС ЭВМ, интервью, История ИТ, история создания, китов, музей dataart, системное программирование, СССР, старое железоСтарший научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики, доцент кафедры информатики РЭУ имени Плеханова Владимир Анатольевич Китов связан c ИТ уже более 50 лет. Окончив МЭИ по специальности «Прикладная математика», он возглавлял команды программистов в Госплане и Морфлоте СССР, руководил разработкой программного обеспечения международной системы космического спасения Коспас-Сарсат и созданием мультитерминального монитора ОБЬ для ЕС ЭВМ.
С 1991 по 2011 год Владимир Анатольевич работал топ-менеджером в компаниях DEC, SIEMENS, «Техносерв», IBS, Fujitsu. Затем занялся историей отечественной информатики в ИИЕТ имени С. И. Вавилова РАН.
Владимир Китов — автор более 90 публикаций, среди которых монографии, книги, учебник по системному программированию. В первой части интервью Музейному проекта DataArt Владимир Анатольевич вспоминает важные этапы своей карьеры времен СССР — от учебы в МЭИ до создания и развития ОБИ.Читать полностью »
Николай Прохоров: «В Финляндии был огромный отдел Внешторга, который поставлял наши машины в капстраны»
2020-01-15 в 18:05, admin, рубрики: dataart museum, Блог компании DataArt, Брук, единая энергосистема, ЕС ЭВМ, железная дорога, интервью, ИНЭУМ, Исаак Семенович Брук, История ИТ, музей dataart, МЭИ, норберт винер, прохоров, Рамеев, советская литература, старое железоПрофессор Николай Прохоров больше 20 лет возглавлял Институт электронных управляющих машин, с 1984 года был генеральным конструктором СМ ЭВМ. В первой части интервью музейному проекту DataArt Николай Леонидович вспоминает учебу в МЭИ, работу в ИПУ РАН и ИНЭУМ, машины, способные управлять АЭС или универмагом, встречи с Норбертом Винером, Исааком Бруком, Баширом Рамеевым.
Начало
— Я родился в 1936 году, учился в железнодорожной школе под Москвой, занимался в кружке при детской железной дороге, был стрелочником, начальником смены и машинистом. У меня есть права машиниста паровоза на узкоколейных дорогах. В 1953-м поступил в Московский энергетический институт, тогда — имени Молотова. Считаю, что мне очень повезло — по составу преподавателей вуз был выдающимся. Кроме того, в МЭИ кипела спортивная и общественная жизнь.
Детская железная дорога в Подмосковье была заложена в 1936 году. Еще раньше похожие проекты запустили в Тифлисе, Днепропетровске и Гомеле
Получив специальность инженера-электрика, я распределился в Институт автоматики и телемеханики Академии наук — теперь он называется Институтом проблем управления РАН. Читать полностью »
История микропроцессора и персонального компьютера: 1947-1974 годы
2019-12-30 в 9:39, admin, рубрики: 4004, 8008, amd, Fairchild Semiconductor, intel, История ИТ, микроконтроллеры, микропроцессоры, Научно-популярное, Процессоры
Индустрия персональных компьютеров, какой мы её знаем, обязана своим появлением и развитием среде энтузиастов и предпринимателей, а также счастливому стечению обстоятельств. До возникновения PC бизнес-модель мейнфреймов и миникомпьютеров формировалась вокруг одной компании, обеспечивавшей целую экосистему: от изготовления оборудования до его монтажа, обслуживания, написания ПО и обучения операторов.
Такой подход вполне отвечал своим задачам в том мире, где, как казалось, компьютеров было нужно совсем немного. Эти системы были очень дорогими, но весьма прибыльными для компаний, потому что исходная цена и контракт на обслуживание обеспечивали стабильный поток доходов. Производители «больших железяк» не были первоначальной движущей силой персональных вычислений из-за цены, отсутствия стандартного программного обеспечения, кажущегося отсутствия спроса у людей на личные компьютеры, а также огромных прибылей, получаемых благодаря контрактам на производство и обслуживание мейнфреймов и миникомпьютеров.
Именно в такой атмосфере зародились персональные компьютеры, начавшись с любителей, искавших реализации своих творческих устремлений, не обеспечиваемых повседневной работой на монолитных системах. Изобретение микропроцессора, интегрированных микросхем DRAM и EPROM зародили интерес к широкому распространению высокоуровневых языков (разновидностей BASIC), что позже привело к возникновению GUI и превращению компьютеров в мейнстрим. Благодаря этому возникла стандартизация и популяризация оборудования, что наконец-то сделало персональные компьютеры достаточно доступными для людей.
На протяжении нескольких статей мы подробно рассмотрим историю микропроцессора и персонального компьютера, от изобретения транзистора до современных чипов, управляющих множеством связанных устройств.
Читать полностью »
Время первых. История, как мы внедряли Scratch как язык программирования роботов
2019-09-30 в 6:48, admin, рубрики: arduino, Scratch, История ИТ, Программирование, программирование для детей, робототехника, робототехника для детейСмотря на текущее разнообразие образовательной робототехники радуешься, что детям доступно огромное количество конструкторов, готовых изделий и что планка «входа» в основы программирования опустилась достаточно низко (вплоть до детского сада). Массово идет тенденция приобщения сначала к модульно-блочному программированию с переходом затем на более продвинутые языки. Но такая ситуация была не всегда.
2009-2010 года. Россия начала массово знакомиться с Arduino и Scratch. Доступная электроника и программирование начинают завоевывать умы как энтузиастов, так и преподавателей и идея все это соединить уже вовсю витала (а частично была реализована) в мировом инфопространстве.
Читать полностью »