Рубрика «История ИТ» - 5

Она могла стать Первой: история процессорной архитектуры Alpha (часть 1) - 1

Впервые об архитектуре Alpha я узнал вскоре после обретения своего первого ПК, осенью 2001 года. Это были не слишком свежие (примерно 1997-1998 года) страдания неизвестного автора о платформе AlphaPC, материнской плате удивительной производительности и поражающих возможностей в формате АТХ. С тех пор эта архитектура запала мне в душу, долгое время борясь за место в сердце с не менее прорывным Pentium Pro. Сейчас представители обоих направлений располагаются в коллекции «Digital Vintage» на расстоянии менее 1 см друг от друга.
Читать полностью »

20 лет Windows XP - 1
Пожелтевшие виноградные поля холмов «Безмятежности», фотография 26 ноября 2006 года, Голдин+Сеннеби

25 октября 2001 года на полках магазинов появились зелёные и синие коробочки с названием Windows XP. Месяцем ранее, 24 сентября, в продажу начали поступать компьютеры с новой системой. Ещё за месяц до этого, 24 августа 2001 года, ровно 20 лет назад, Windows XP «ушла на золото», то есть отправилась на фабрики тиражирования и партнёрам.

За двадцать лет своей жизни Windows XP установили на бессчётное число настольных компьютеров, ноутбуков и разнообразных единиц оборудования. Из-за своей неприхотливости вышедшая из продажи и уже не поддерживаемая система продолжает встречаться и по сей день. Её появление — это как переосмысление разработки Windows внутри Microsoft, так и основа домашнего компьютера на следующее десятилетие.
Читать полностью »

Гость из другого мира: обзор рабочей станции HP 9000 712-60 под управлением HP-UX - 1

Что если я скажу вам, что уже во второй половине 80-х годов ХХ века были машины с многозадачной ОС с развитым графическим интерфейсом, цветными дисплеями высокого разрешения, мощными процессорами и десятками мегабайт оперативной памяти, способные выполнять задачи работы с графикой, обслуживать системы трехмерного моделирования и другие вещи, ставшие под силу ПК только в середине следующего десятилетия?

Добро пожаловать в параллельный мир, мир рабочих станций Unix!
Читать полностью »

Либретто на китайском: обзор субноутбука Palmax PD-1000 Plus - 1

Субноуты всегда стояли особняком в линейках производителей и в сердцах покупателей. Оптимизированные для работы в поездках, они редко подходят на роль основного компьютера, но идеальны как специализированный инструмент для особого круга задач.

Особенно выделяются самые миниатюрные из них, с экраном диагональю от 5 до 8 дюймов и весом менее килограмма. Это великолепные помощники инженеров, писателей и бизнесменов. А зачастую — еще и стильные аксессуары.

Не побоюсь этого слова, культовой, считаются субноуты Toshiba Libretto моделей от 20CT до 70CT — полноценные ноутбуки размеров лишь немного больше клавиатурного КПК. А если точнее — ровно с видеокассету VHS. Вес их колебался около отметки 850 грамм.
Читать полностью »

Привет! Меня зовут Павел Анохин, я сооснователь и один из кураторов музея Яндекса. Хочу поделиться историей, связанной с нашим экспонатом — редкой платой с Лисп-процессором Symbolics. История эта уходит корнями в далёкое прошлое компьютерной эры — 70-е, времена огромных ЭВМ и первого бума интереса к искусственному интеллекту, продолжается в 80-е, когда Ричард Столлман воевал с компанией Symbolics за право открытого доступа к софту, и заканчивается в 90-х, когда ниша для применения Лисп-машин стала совсем узкой, а небольшие производители компьютеров пали под натиском крупных корпораций. Надеюсь, вам будет интересно узнать обо всём этом больше, а также посмотреть, как работает главный интерфейс Лисп-машины — Listener. Специально для статьи я записал видео с примерами создания несложных программ.

Тернистая история Лисп-машин: первый бум AI, война Столлмана и удивительный интерфейс - 1
Лисп-плата из музея ЯндексаЧитать полностью »

Хорошо забытое старое: стриминг игр на ТВ — идея 80-х годов прошлого века - 1

Сервисы, предоставляющие пользователям игры по подписке, — вроде бы новая идея. Но на самом деле еще за 40 лет до появления сервиса Game Pass от Microsoft некоторые компании предлагали нечто похожее.

Xbox Game Pass был запущен в 2017 году, сейчас у него уже 23 млн подписчиков. Сервис предоставляет своим пользователям по подписке ранний доступ к большому каталогу игр, причем играть можно на разных устройствах. Все просто: заплатил за подписку, получил доступ к каталогу. Но это вовсе не новая идея, как может казаться.
Читать полностью »

Век революций. История процессоров с архитектурой Intel NetBurst. Часть 2 - 1

В первой части статьи мы остановились на интересном месте: перед анонсом обновленных Northwood с 800 МГц системной шиной. С момента выхода первых Pentium 4 «‎Willamette»‎ прошло уже два с половиной года. Успело смениться два полноценных поколения платформы, два сокета, два ядра и три типа памяти.

Несмотря на не самый удачный старт, к «‎четвертому пню»‎ пришел не только коммерческий успех, но и народное признание. Новая микроархитектура проникла во все сегменты рынка — от бюджетных ПК до многопроцессорных серверов. Не складывались только отношения с ноутбуками — Pentium 4m оказался слишком горячим для компактных компьютеров, не говоря уже о субноутбуках. Зато в сегменте «‎замены десктопа»‎ все шло как по маслу.
Читать полностью »

Смутное время. История процессоров с архитектурой Intel NetBurst. Часть 1 - 1

20 ноября 2000 года произошло событие, которого с нетерпением ожидали очень многие: Intel официально представила новые процессоры Pentium — Pentium 4 на ядре «Willamette». Впервые упоминание этого топонима (по традиции, Intel дает «географические» кодовые имена своим продуктам) произошло аж в 1996 году, некоторая конкретика появилась два года спустя — осенью 1998 года, когда по изначальным планам должен был произойти уже финальный анонс.

Процессор представлялся дальнейшим развитием микроархитектуры P6, об этом говорило даже внутреннее обозначение этой версии микроархитектуры — P68, и должен был стать переходным звеном к процессорам Merced, основанным уже на новом наборе команд EPIC (explicitly parallel instruction computing — «вычисление с явным параллелизмом машинных команд»). Так уж вышло, что этим планам не суждено было сбыться. Процессоры этого поколения стали, безусловно, коммерчески успешными, но при этом отношение к ним крайне противоречиво и споры среди исследователей истории техники и энтузиастов ретрокомпьютинга не утихают по сей день.

Эта статья продолжает цикл статей об истории процессоров и платформ для них, мы уже изучили период от появления Pentium и до последних версий Pentium III. И если предыдущий период можно считать «Золотым веком», то теперь наступает «Смутное время». Конкуренция обостряется, а Intel делает ошибочные ставки. Машина времени, на старт, внимание… ПУСК!
Читать полностью »

Больше чем два года назад я написал тут на «Хабре», что пишу книгу — и попросил вас о помощи.

Работая репортером в журнале «Сноб», еще в далеком в 2009 году я познакомился со Степаном Пачиковым, легендарным айти-предпринимателем, основателем «ПараГрафа» и Evernote.

Читать полностью »

Забытые корни популярных иконок - 1

Популярная шутка утверждает, что наши дети воспримут 3,5-дюймовую дискету как распечатанный на 3D-принтере значок сохранения. Действительно, растёт поколение, не знающее объекта, с которого срисовали эту пиктограмму.

Но забытый формат хранения данных — далеко не единственный символ, память о происхождении которого мы теряем. Символы берут начало не только в исчезающих объектах реальности: некоторые из них зародились в устаревших стандартах, а иногда для нового объекта или явления нужен запоминающийся значок, автор которого не получает заслуженную славу. Постепенно иконки входят в нашу жизнь, и мы уже и сами не можем сказать, куда они уходят корнями.

В этом посте мы попытаемся отследить этимологию наиболее простых иконок, которые прочно вошли в наш графический язык.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js