Рубрика «искусственный интеллект» - 286

Десять лет назад я считал изложенные в данной публикации мысли достаточно банальными. Прочитав последние публикации на Хабре [1] я понял что это не так.

Термин “Искусственный интеллект” может быть великолепной иллюстрацией понятия прецессии симулякров. Его значение меняется каждый год, в зависимости от настроений рынка или моды философов-гуманитариев. Десятилетия назад шахматная программа считалась ИИ. Сегодня это банальный инжиниринг. Через десятилетия Ватсон и Сири будут стандартной компонентой в очередном фреймворке. ИИ — символ непознанного, как только мы отщипываем кусочек неизвестного — оно сразу теряет свою привлекательность.
Однако если забыть гуманитарные установки и подойти к делу с точки зрения технаря можно понять следующие вещи.
Читать полностью »

Информационный террор

Робот модели B1-66ER не хотел умирать. Ему так сильно хотелось жить, что, когда его хозяин захотел отключить его, то B1-66ER убил и своего хозяина, и мастера-техника. Так было совершенно первое осознанное убийство человека его роботом.

Зря вы чувствуете себя в безопасности и доверяете компьютерам. Эти железки способны нанести человечеству ущерб не меньше чем религиозные фундаменталисты.

Читать полностью »

Продолжим серию статей «ИИ для чайников». Если в прошлой статье мы попробовали отграничить людей, решающих задачи «оракулов сильного ИИ» от задач «слабого ИИ», и показать решение какого рода задач дает больше, чем лирические «откровения». Одну из таких задач мы назвали «задача двух учителей».

То теперь мы посмотрим на неё под другим углом зрения. Как я говорил эта задача встречается в разных аспектах. А заодно мы посмотрим как глубоко заблуждаются инженеры «слабого ИИ» в текущей тенденции понимания задач ИИ. К сожалению, теперь образование в этой области поощряет создавать убогие формализмы и зауживать взгляд на проблематику ИИ. С одним из «выкидышей» такого рода образования мы и дискутировали в прошлой статье. Но таких людей много и напрягает тенденция при «штамповке» такого рода «образованных студентов».

Читать полностью »

Декодирование капчи на Python

Большинство людей не в курсе, но моей диссертацией была программа для чтения текста с изображения. Я думал, что, если смогу получить высокий уровень распознавания, то это можно будет использовать для улучшения результатов поиска. Мой отличный советник доктор Гао Джунбин предложил мне написать диссертацию на эту тему. Наконец-то я нашел время написать эту статью и здесь я постараюсь рассказать о всем том, что узнал. Если бы только было что-то подобное, когда я только начинал…

Как я уже говорил, я пытался взять обычные изображения из интернета и извлекать из них текст для улучшения результатов поиска. Большинство моих идей было основано на методах взлома капчи. Как всем известно, капча — это те самые всех раздражающее штуки, вроде «Введите буквы, которые вы видите на изображении» на страницах регистрации или обратной связи.

Капча устроена так, что человек может прочитать текст без труда, в то время, как машина — нет (привет, reCaptcha!). На практике это никогда не работало, т. к. почти каждую капчу, которую размещали на сайте взламывали в течении нескольких месяцев.

У меня неплохо получалось — более 60% изображений было успешно разгадано из моей небольшой коллекции. Довольно неплохо, учитывая количество разнообразных изображений в интернете.

Читать полностью »

В принципе, любой Интеллект какого-либо Объекта или Системы определяется ПОВЕДЕНИЕМ этого Объекта или этой Системы, которое, в свою очередь, определяется в общем случае двумя технологиями: ФИЗИОЛОГИИ (Психики), как рефлекторные реакции на входное воздействие, и РАЗУМА (Сознания), как осмысленные решения на оценку обстановки.

Уровень известных «перцептронных» технологий (и иже с ними различной «нейро-кванто-семанто-статистико-математико-сетевой лабуды) это, как раз, технология Физиологии. То есть, пришёл сигнал на вход, значит, выполнил соответствующее действие. Но это просто «безмозглые автоматы» и вот они называются «слабым ИИ».
Однако, естественный Интеллект человека базируется, в основном, на второй технологии – на Разуме. А это уже «сильный ИИ». Вот в чём их принципиальная разница – в Сознании.Читать полностью »

Биржевой робот за 45 минут привел к убыткам в 440 миллионов долларов

Сейчас мы живем в мире высоких технологий, которые позволяют передавать и принимать данные с очень высокой скоростью. Кроме того, компьютерные системы весьма облегчают всем нам жизнь. В том числе, и биржевым брокерам. На разного рода биржах работают программные комплексы, «роботы», которые позволяют автоматизировать процесс купли/продажи.

Читать полностью »

Пока я тут излагал мысль она несколько растеклась по статьям

1. Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение
2. Модель проявления сознания или ИНС без эффекта забывания
3. Проблема «двух и более учителей». Первые штрихи
4. Обучение с подкреплением на нейронных сетях. Теория

казалось аудитория имеет нужные знания, все таки у нас цвет общества — программисты :) Но увы… последний опрос показал, что далеко не все программисты в курсе ИИ-проблематики. А хамоватые студенты набежавшие на эти статьи в комментариях — еще не доучились.

Попробуем подытожить и считайте это расширенная статья обещанная в опросе. А заодно мне сказали, что в ИИ-сообществе есть серьезные проблемы. После ряда комментариев — да видимо действительно есть. Попробуем посмотреть на тенденцию.

Читать полностью »

Помните, в интернете, году этак в 2003, проходила картинка, в которой сообщалось, что неважно в каком порядке идут буквы в слове, лишь бы первая и последняя были на местах, а остально мозг сам скомпонует и вычленит смысл. Вот оригинальный текст:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

В английском варианте это звучало так:

Arocdnicg to rsceearch at Cmabrigde Uinervtisy, it deosn’t mttaer in waht oredr the ltteers in a wrod are, the olny iprmoatnt tihng is taht the frist and lsat ltteer are in the rghit pcale. The rset can be a toatl mses and you can sitll raed it wouthit pobelrm. Tihs is buseace the huamn mnid deos not raed ervey lteter by istlef, but the wrod as a wlohe.

Попытка поэкспериментировать с разными текстами показала, что с русским языком все не так безоблачно, как с английским и алгоритм эффективного и readable-перемешивания все-таки немного другой.

Читать полностью »

Я тут написал статью Проблема «двух и более учителей». Первые штрихи, пытаясь показать одну сложную нерешенную проблему. Но первые штрихи оказались немного за сложными. Поэтому я решил для читателей немного разжевать теорию. Увы, сейчас видимо учат/(учатся ?) несколько шаблонно — типа как для каждой задачи свои методы.

Так мне указали, что для задачи классификации — нейронные сети (обучение с учителем), генетические алгоритмы (обучение без учителя) — задача кластеризации, а еще есть обучение с подкреплением (Q-обучение) — как задача агента, которых бродит и что-то делает. И вот такими шаблонами многие и судят.

Попробуем разобраться, что дает применение нейронных сетей, как некоторые заявляют, к задаче которую они не могут решить — а именно к обучению с подкреплением.

И заодно проанализируем диссертацию Бурцев М.С., «Исследование новых типов самоорганизации и возникновения поведенческих стратегий», в которой не больше не меньше красиво сделано именно применение простеньких нейронных сетей в задаче обучения с подкреплением.

Читать полностью »

В двух предыдущих статьях я по касательной затронул проблему, которую назвал проблемой «двух и более учителей»:

1. Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение
2. Модель проявления сознания или ИНС без эффекта забывания

Теперь хотелось бы с ней разобраться более подробно. Это сложная и еще в принципе не решенная теоретическая проблема из области искусственного интеллекта. Четко её сформулировать у меня не получается, а не то, чтобы решить. Но я с ней постоянно встречаюсь в разных задачах, и все время об неё спотыкаюсь. Эти предыдущие статьи могли показать её важность с точки зрения понимания того, что есть сознание. Но это все же лирика. А здесь я хотел бы говорить более технически.

Тут я покажу, как я впервые встретился с этой проблемой еще начиная с 2006 года, но теперь точно такая же проблема явно видна и при решении биоинформационной задачи сворачивания РНК (про это я тоже написал серию статей, последняя в которой есть все ссылки ). Внешние описание этих задач существенно разное, но в этом и прелесть — проблема возникает не зависимо от задачи, и кажется есть важный аспект, который просто надо уметь решать говоря об интеллектуальных методах.

Было время, когда я был фанатом игры в Цивилизацию. Надо сказать, что её первые версии были наиболее интеллектуальны, а в версии после Civilization II: Test of Time можно вообще не играть — они испортили важную интеллектуальную начинку. Поэтому совсем не удивительно, что ниже я предложу компьютерно сыграть в этюд по этой игре.

Важно отметить, что устраивают турниры с подобными сценариями, например, ICFPC 2012 с краудсорсингом и нейронными сетями, играя в игру Supaplex. Это тоже интересная задача, но в ней не возникает проблемы «двух и более учителей». Поэтому цель этой статьи понять когда же эта проблема возникает.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js