Рубрика «искусственный интеллект» - 264

В принципе, любой Интеллект какого-либо Объекта или Системы определяется ПОВЕДЕНИЕМ этого Объекта или этой Системы, которое, в свою очередь, определяется в общем случае двумя технологиями: ФИЗИОЛОГИИ (Психики), как рефлекторные реакции на входное воздействие, и РАЗУМА (Сознания), как осмысленные решения на оценку обстановки.

Уровень известных «перцептронных» технологий (и иже с ними различной «нейро-кванто-семанто-статистико-математико-сетевой лабуды) это, как раз, технология Физиологии. То есть, пришёл сигнал на вход, значит, выполнил соответствующее действие. Но это просто «безмозглые автоматы» и вот они называются «слабым ИИ».
Однако, естественный Интеллект человека базируется, в основном, на второй технологии – на Разуме. А это уже «сильный ИИ». Вот в чём их принципиальная разница – в Сознании.Читать полностью »

Биржевой робот за 45 минут привел к убыткам в 440 миллионов долларов

Сейчас мы живем в мире высоких технологий, которые позволяют передавать и принимать данные с очень высокой скоростью. Кроме того, компьютерные системы весьма облегчают всем нам жизнь. В том числе, и биржевым брокерам. На разного рода биржах работают программные комплексы, «роботы», которые позволяют автоматизировать процесс купли/продажи.

Читать полностью »

Пока я тут излагал мысль она несколько растеклась по статьям

1. Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение
2. Модель проявления сознания или ИНС без эффекта забывания
3. Проблема «двух и более учителей». Первые штрихи
4. Обучение с подкреплением на нейронных сетях. Теория

казалось аудитория имеет нужные знания, все таки у нас цвет общества — программисты :) Но увы… последний опрос показал, что далеко не все программисты в курсе ИИ-проблематики. А хамоватые студенты набежавшие на эти статьи в комментариях — еще не доучились.

Попробуем подытожить и считайте это расширенная статья обещанная в опросе. А заодно мне сказали, что в ИИ-сообществе есть серьезные проблемы. После ряда комментариев — да видимо действительно есть. Попробуем посмотреть на тенденцию.

Читать полностью »

Помните, в интернете, году этак в 2003, проходила картинка, в которой сообщалось, что неважно в каком порядке идут буквы в слове, лишь бы первая и последняя были на местах, а остально мозг сам скомпонует и вычленит смысл. Вот оригинальный текст:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

В английском варианте это звучало так:

Arocdnicg to rsceearch at Cmabrigde Uinervtisy, it deosn’t mttaer in waht oredr the ltteers in a wrod are, the olny iprmoatnt tihng is taht the frist and lsat ltteer are in the rghit pcale. The rset can be a toatl mses and you can sitll raed it wouthit pobelrm. Tihs is buseace the huamn mnid deos not raed ervey lteter by istlef, but the wrod as a wlohe.

Попытка поэкспериментировать с разными текстами показала, что с русским языком все не так безоблачно, как с английским и алгоритм эффективного и readable-перемешивания все-таки немного другой.

Читать полностью »

Я тут написал статью Проблема «двух и более учителей». Первые штрихи, пытаясь показать одну сложную нерешенную проблему. Но первые штрихи оказались немного за сложными. Поэтому я решил для читателей немного разжевать теорию. Увы, сейчас видимо учат/(учатся ?) несколько шаблонно — типа как для каждой задачи свои методы.

Так мне указали, что для задачи классификации — нейронные сети (обучение с учителем), генетические алгоритмы (обучение без учителя) — задача кластеризации, а еще есть обучение с подкреплением (Q-обучение) — как задача агента, которых бродит и что-то делает. И вот такими шаблонами многие и судят.

Попробуем разобраться, что дает применение нейронных сетей, как некоторые заявляют, к задаче которую они не могут решить — а именно к обучению с подкреплением.

И заодно проанализируем диссертацию Бурцев М.С., «Исследование новых типов самоорганизации и возникновения поведенческих стратегий», в которой не больше не меньше красиво сделано именно применение простеньких нейронных сетей в задаче обучения с подкреплением.

Читать полностью »

В двух предыдущих статьях я по касательной затронул проблему, которую назвал проблемой «двух и более учителей»:

1. Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение
2. Модель проявления сознания или ИНС без эффекта забывания

Теперь хотелось бы с ней разобраться более подробно. Это сложная и еще в принципе не решенная теоретическая проблема из области искусственного интеллекта. Четко её сформулировать у меня не получается, а не то, чтобы решить. Но я с ней постоянно встречаюсь в разных задачах, и все время об неё спотыкаюсь. Эти предыдущие статьи могли показать её важность с точки зрения понимания того, что есть сознание. Но это все же лирика. А здесь я хотел бы говорить более технически.

Тут я покажу, как я впервые встретился с этой проблемой еще начиная с 2006 года, но теперь точно такая же проблема явно видна и при решении биоинформационной задачи сворачивания РНК (про это я тоже написал серию статей, последняя в которой есть все ссылки ). Внешние описание этих задач существенно разное, но в этом и прелесть — проблема возникает не зависимо от задачи, и кажется есть важный аспект, который просто надо уметь решать говоря об интеллектуальных методах.

Было время, когда я был фанатом игры в Цивилизацию. Надо сказать, что её первые версии были наиболее интеллектуальны, а в версии после Civilization II: Test of Time можно вообще не играть — они испортили важную интеллектуальную начинку. Поэтому совсем не удивительно, что ниже я предложу компьютерно сыграть в этюд по этой игре.

Важно отметить, что устраивают турниры с подобными сценариями, например, ICFPC 2012 с краудсорсингом и нейронными сетями, играя в игру Supaplex. Это тоже интересная задача, но в ней не возникает проблемы «двух и более учителей». Поэтому цель этой статьи понять когда же эта проблема возникает.

Читать полностью »

Эта статья продолжение Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение. В ней мы лирически описали принципы перцептрона Розенблатта. И подняли проблему обучения от двух и более учителей. В этой статье проблема «двух и более учителей» не рассматривается, её мне достаточно сложно сформулировать технически на простых примерах (на сложных могу). Поэтому с этим будем разбираться возможно в следующей статье — если будет некоторый интерес.

В этой статье мы поговорим о сознании, но если желаете пропустить лирику (а специалистов она несколько напрягает, но хотелось чтобы поняли не только специалисты), то начинайте читать с раздела «Модель «Нулевого сознания» в Интеллектронике». Но лирика все же дает некоторые идеи о связи с такими фиктивными понятиями как сознание.

Читать полностью »

В последние время на хабре по теме ИИ начали появляться сильно легковесные статьи, это точнее даже не про ИИ, а про философию ИИ. Причем такую философию, которая не ставит НИ КАКИХ принципиальных вопросов перед исследователями. Ну, скажем так это просто трёп за жизнь. И что удивительно такие статьи набирают некоторое количество плюсов.

Какие статьи я имею введу? Дам только названия, без ссылок т.к. не рекомендую их читать (Еще одна попытка разобраться в проблеме искусственного интеллекта, О возможности ИИ к самопознанию и познанию создателя, Об эмоциях, программах и искусственном интеллекте, Искусственному интеллекту быть, Взгляд хорошо информированного скептика на искусственный интеллект)

Понятно, что такие статьи писали те кто даже близко не имеет соответствующего образования. Но не это главная причина появления подобных статей. Ведь они действительно публикуя такие статьи думают, что это может хоть как то направить исследователя, который имеет соответствующие образование. Я их разочарую — нет не направит, т.к. в статьях нет ни одной идеи куда. А происходит это (появление подобного трепа) от того, что им кажется, что исследователи сами не знают куда им развиваться. И это порой выглядит именно так. Даже в профессиональной среде ИИ-специалистов часто нет понимания какие задачи надо решать, нет так сказать «списка нерешенных ИИ-проблем», в отличии от математики. Книги часто содержат лишь методы решения задач, и практически ничего не говорят о задачах которые надо еще решить. Подрастающему поколению сложно поставить себе задачу, и они начинают фантазировать исходят только из слова «интеллект». Но все наверное забыли/(не знают?), что название «Искусственный интеллект» — это провокация, рекламный трюк — серьезные ученые не занимаются «сильным ИИ», и не потому, что его нельзя сделать, а потому как это не имеет технической постановки.

Здесь я дам отрефакторинную версию одной моей научно-популярной статьи 2006 года, которая как я думал стоит в том же ряду по смысловой нагрузке, как те которые выше я критиковал. Но теперь я все же вижу, что стилистика хоть и такая же, но за моей статьей может стоять (и стоит) четкая техническая постановка. О ней мы поговорим позже, а пока так сказать лирическое вступление. Но важно то, что я лирически подвожу к одной существенной нерешенной проблеме из области ИИ.

Читать полностью »

Биоинжинеры из Калифорнийского технологического института (Калтех) и Гарвардского университета во главе с Китом Паркером (Kit Parker) создали первую в мире искусственную медузу. Биоробот, названный «медузоидом» (Medusoid), состоит из смеси полимеров и мышечных волоком крысы.

image

Читать полностью »

PyBrain работаем с нейронными сетями на Python
В рамках одного проекта столкнулся необходимостью работать с нейронными сетями, рассмотрел несколько вариантов, больше всего понравилась PyBrain. Надеюсь её описание будет многим интересно почитать.
PyBrain — одна из лучших Python библиотек для изучения и реализации большого количества разнообразных алгоритмов связанных с нейронными сетями. Являет собой хороший пример удачного совмещения компактного синтаксиса Python с хорошей реализацией большого набора различных алгоритмов из области машинного интеллекта.
Предназначен для:

  • Исследователей — предоставляет единообразную среду для реализации различных алгоритмов, избавляя от потребности в использовании десятков различных библиотек. Позволяет сосредоточится на самом алгоритме а не особенностях его реализации.
  • Студентов — с использованием PyBrain удобно реализовать домашнее задание, курсовой проект или вычисления в дипломной работе. Гибкость архитектуры позволяет удобно реализовывать разнообразные сложные методы, структуры и топологии.
  • Лекторов — обучение методам Machine Learning было одной из основных целей при создании библиотеки. Авторы будут рады, если результаты их труда помогут в подготовке грамотных студентов и специалистов.
  • Разработчиков — проект Open Source, поэтому новым разработчикам всегда рады.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js