Рубрика «irq»

This article is about the interrupt delivery process from external devices in the x86 system. It tries to answer questions such as:

  • What is PIC and what is it for?
  • What is APIC and what is it for? What is the purpose of LAPIC and I/O APIC?
  • What are the differences between APIC, xAPIC, and x2APIC?
  • What is MSI? What are the differences between MSI and MSI-X?
  • What is the role of the $PIR, MPtable, and ACPI tables?

If you want to know the answer for one of these questions, or if you simply want to know about interrupt controller evolution, please, welcome.
Читать полностью »

Продолжаем рассматривать настройку прерываний от внешних устройств в системе x86.
В части 1 (Эволюция контроллеров прерываний) мы рассмотрели теоретические основы контроллеров прерываний и общие термины, в части 2 (Опции загрузки ядра Linux) посмотрели как на практике ОС осуществляет выбор между контроллерами. В этой части мы рассмотрим как BIOS настраивает роутинг IRQ на контроллеры прерываний в чипсете.

Никакие современные компании по разработке BIOS (AwardBIOS/AMIBIOS/Insyde) не раскрывают исходники своих программ. Но к счастью есть Coreboot — проект по замене проприетарного BIOS на свободное программное обеспечение. В его коде мы и посмотрим, как настраивается роутинг прерываний в чипсете.

Прерывания от внешних устройств в системе x86. Часть 3. Настройка роутинга прерываний в чипсете на примере coreboot - 1

Читать полностью »

В предыдущей части мы рассмотрели эволюцию доставки прерываний от устройств в x86 системах (PIC → APIC → MSI), общую теорию и все необходимые термины.

В этой практической части мы рассмотрим как откатиться к использованию устаревших методов доставки прерываний в Linux, а именно рассмотрим опции загрузки ядра:

  • pci=nomsi
  • noapic
  • nolapic

Также мы посмотрим на порядок, в котором ОС смотрит таблицы роутинга прерываний (ACPI/MPtable/$PIR) и какое влияние на него окажет добавление опций загрузки:

  • pci=noacpi
  • acpi=noirq
  • acpi=off

Возможно вы пробовали комбинации из всех этих опций, когда какое-либо устройство не работало из-за проблемы с прерываниями. Разберём, что именно они делают и как они меняют вывод /proc/interrupts.
Читать полностью »

Подразумевается, что мы будем писать прошивку под «голое железо». В противном случае применение protothreads смысла не имеет, т.к. мультизадачность должна обеспечиваться средствами ОС. Подразумевается также, что нам необходимо реализовать несколько более-менее сложных алгоритмов, связанных с операциями ввода-вывода. Ну и, как всегда в микроконтроллерах, очевидные требования по экономии RAM и энергопотребления.
Читать полностью »

В предыдущей статье был представлен вариант реализации примитивов для асинхронной работы с шиной 1-wire для микроконтроллеров Ateml. Ну а сейчас вашему вниманию предлагается реализацию того же самого, но на более мощных микроконтроллерах семейства STM8L (для отладки использовалась обычная оценочная плата STM8L-Discovery с извлеченным LCD-дисплеем). С минимальными изменениями описываемая реализация может быть адаптирована и для семейства STM32.

Примитивы для реализации 1-Wire master при помощи PWM и ICP для STM8L и STM32 - 1
Читать полностью »

В семействе STM8 заложена очень полезная возможность экономии энергии в случае, когда быстрые и критичные ко времени обработки выполняются по прерываниям, а низкоприоритетные задачи работают в фоновом режиме. Для этого используется бит AL в регистре GCR и машинная команда WFI. Однако здесь был обнаружен подводный камень, не описанный в текущей версии errata на кристалл.
Читать полностью »

Перевод первой части материала с github, обстоятельно объясняющего работу интернета: что именно происходит, когда пользователь набирает в адресной строке google.com?

Кнопка «ввод» возвращается в исходное положение

Для начала отсчёта выберем момент, когда кнопка «ввод» утоплена. В этот момент замыкается контур, отвечающий за эту кнопку. Небольшой ток проходит по логическим контурам клавиатуры. Они сканируют состояние всех переключателей, гасят паразитные электрические импульсы, и преобразовывают нажатие в код клавиши 13. Контроллер кодирует код для передачи в компьютер. Теперь это почти всегда делается через USB или Bluetooth, а раньше в процессе участвовали PS/2 или ADB.
Читать полностью »

Котейка и младшие братьяВ предыдущей своей статье я затронула тему многопоточности. В ней речь шла о базовых понятиях: о типах многозадачности, планировщике, стратегиях планирования, машине состояний потока и прочем.

На этот раз я хочу подойти к вопросу планирования с другой стороны. А именно, теперь я постараюсь рассказать про планирование не потоков, а их “младших братьев”. Так как статья получилась довольно объемной, в последний момент я решила разбить ее на несколько частей:

  1. Многозадачность в ядре Linux: прерывания и tasklet’ы
  2. Многозадачность в ядре Linux: workqueue
  3. Protothread и кооперативная многозадачность

В третьей части я также попробую сравнить все эти, на первый взгляд, разные сущности и извлечь какие-нибудь полезные идеи. А через некоторое время я расскажу про то, как нам удалось применить эти идеи на практике в проекте Embox, и про то, как мы запускали на маленькой платке нашу ОС с почти полноценной многозадачностью.

Рассказывать я постараюсь подробно, описывая основное API и иногда углубляясь в особенности реализации, особо заостряя внимание на задаче планирования.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js