Рубрика «интеллектуальная собственность» - 7

image
Дорогие читатели! Часто ли вы задумывались:

  • Что такое объекты интеллектуальных прав и какие они бывают?
  • Кто такие автор и правообладатель?
  • Как можно использовать объекты интеллектуальных прав (ОИП) в коммерческой деятельности?
  • Какие существуют способы создания различных видов ОИС?
  • Как остаться в правовом поле, используя ОИП третьих лиц?

Специально для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, совместно с Открытым университетом Сколково мы организуем лекцию «Ключевые вопросы охраны результатов интеллектуальной деятельности».
Читать полностью »

Я не планировал открывать широкую полемику, но пост (http://habrahabr.ru/post/175215/) о праве правообладателей на выбор средств защиты, написанный как ответ моему посту (http://habrahabr.ru/post/175115/), и комментарии к обоим натолкнули на еще несколько мыслей, которыми хочется поделиться.

Любому, кто по тем или иным поводам сталкивается с информацией о защите авторских прав, приходится слышать приблизительно следующее «интеллектуальный продукт – это товар», «потребители – это рынок». Это написано в лицензионных соглашениях, пользовательских оговорках и прочих документах, которые видит пользователь. Густо перемешивая эти тезисы с различными оборотами «запрещено» или «нельзя», правообладатель устанавливает свои правила в обращении с тем, что потом будет названо культурным наследием. Однако, признавая себя участниками рынка, правообладатели всячески избегают рыночных механизмов защиты общественного интереса. Автор имеет право указать обществу условия, на которых он готов распространять свой продукт, а может ли общество что-то требовать от автора?
В этом посте я предлагаю посмотреть на баланс общественных и частных интересов в праве интеллектуальной собственности. Эта тонкая и деликатная категория дала толчок многим фундаментальным исследованиям в области экономики, заставляя экономические доктрины стран шататься от кейнсианства до государства – ночного сторожа. Автор не является экономистом и не ставит перед собой задачу провести фундаментальное исследование. Задача этого поста – обозначить саму проблему в трех вопросах.

Вопрос №1: Почему антимонопольный комитет мучает поставщиков нефтепродуктов и не трогает музыкантов?
Общество давно выработало множество способов юридически защищаться от диктата производителя. В том числе монополий. Антимонопольный комитет давно стал грозой крупного бизнеса. 3 из 5 крупнейших штрафов антимонопольного комитета относятся к рынку нефтепродуктов. А много ли у нас в стране антимонопольных расследований в сфере авторского права? Рискну предположить, что немногим более нуля. Сложно, однако, утверждать, что причиной этому является отсутствие претендентов на звание монополии на рынке, например, софта или музыки. В отношении музыки стоит оговориться, что речь идет не об исполнителях, а о лейблах, четыре из которых контролируют основную часть прав на музыку в мире.
При этом важно понимать, что фактически любой автор является в определенной степени монополистом. Ведь условием защиты объекта авторских прав является его уникальность. Современное авторское право даже не признает того, что одна и та же идея может посетить нескольких авторов одновременно, о чем я писал в одном из предыдущих постов (http://habrahabr.ru/post/145481/).

Вопрос №2: Почему можно отобрать землю, но не песню?
Поэтичный получился вопрос. Однако за ним кроется то, что вторым аспектом, где авторское право не следует законам рынка материальных объектов, является категория изъятия для общественных нужд. Так, например, землю для прокладки государственной железной дороги, государство может просто отобрать у частного лица, выплатив ему компенсацию. Можно много говорить о недостатках такой категории, но она существует. И сложно понять, как в обществе, где возможна экспроприация земли для общественных нужд, государство не может ограничить правообладателя. Притом, что земля не может быть произведена в копии или дублирована. Почему же государство может отнять нечто уникальное, и не имеет возможности наштамповать копии фильма или софта?
Этот тезис может вызвать скепсис: землю отбирают, чтобы построить дорогу, а к чему отбирать право интеллектуальной собственности. Во-первых, мы живем в эру, когда информация уже представляет собой основную ценность. Самым банальным примером общественных нужд могут стать упомянутые Папой Римским в 2009 году патенты на лекарства, удержание которых частными корпорациями в погоне за прибылью приводят к вымиранию огромного количества людей. Люди болеют, рецепт лекарства открыт, но производить его в достаточных количествах нельзя, потому что так сказала компания, которая купила патент. Во-вторых, и объекты авторского права имеют также огромную ценность. Они становятся частью культуры, основой социальных преобразований. Так, например, фильм «Храброе сердце», по мнению многих, сыграл ключевую роль в современном движении за независимость Шотландии. Стоит также вспомнить военные фильмы и песни, которые помогали людям переживать ужасы Второй мировой войны, чтобы увидеть очевидность абсурда запрета ветеранам исполнять эти песни сейчас потому, что они по сроку еще не стали общественным достоянием.
В качестве примера социальной справедливости можно себе представить картину, как доблестные сотрудники отечественной исполнительной службы являются в офис какого-нибудь иностранного софтверного гиганта с предписанием суда. Они входят прямо посреди совещания совета директоров, требуют предоставить данные о стоимости какой-нибудь программы, и заявляют, что подсчитанная независимым отечественным экспертом сумма в 3025 долларов и 30 центов будет выплачена компании государством. Когда – не уточняют. Но программа уже перешла в собственность государства. Вуаля! Легализация завершена – в школы поступают коробки с дисками, национальное телевидение транслирует оптимистичные сюжеты о том, что теперь в стране весь софт легален. А ведь нечто похожее происходит, когда выселяют семьи.

Вопрос №3: Почему маршрутка катает детей бесплатно, а производитель софта – нет?
Третьим аспектом, где авторское право уклоняется от обязательств перед обществом, является социальная защита. Практически каждое государство декларирует заботу о социально незащищенных слоях населения – именно так политики протаптывают себе электоральную дорогу. При этом выполнять значительную часть их обещаний надлежит впоследствии бизнесу. Но по какой логике перевозчиков пассажиров обязывают с правом на перевозку по маршруту осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров, и не возлагают никаких обязательств на правообладателей? Или возможность сэкономить две гривны на проезде по городу важнее, чем возможность ознакомиться с последними достижениями культуры? И если в отношении книг право все еще содержит нормы о существовании библиотек, то для прочих объектов авторского права таких законодательных ограничений в интересах общества не существует вовсе. Важно отметить, что многие правообладатели поддерживают образовательные инициативы: передают в школы свои продукты, но делают это на добровольных началах. Система права здесь безмолвствует, а это в корне изменяет социальную оценку их действий.

Я описал эти сферы диспропорций в защите авторского права не для обоснования позиции персонажа Шарикова «взять все и поделить». Важно понимать, что нарушение базовых правил логики при формировании системы авторского права приводит к невозможности ее нормального функционирования. На сегодня акцент на праве запрета как раз и привел к мировому распространению пиратства. Смещение баланса интересов в сторону правообладателей не привело к позитивному для них эффекту. Система, лишенная логики, не будет работать. Иными словами, для того, чтобы общество стало больше уважать интересы правообладателей, правообладатели должны сделать шаги навстречу интересам общества. Какие – это уже тема к обсуждению.
Читать полностью »

Копирайт из другой галактики

В одной далёкой неспиральной галактике есть планета, цивилизация на которой развивалась весьма необычным образом. Так уж вышло, что информационные технологии там всегда были гораздо совершеннее, чем материальные.

Понятия, касающиеся интеллектуальной деятельности, сформировались еще при зарождении общества, так как творческие произведения всегда были в дефиците. Реальные предметы, напротив, никогда не представляли для них большой ценности. Поэтому концепция торговли физическими предметами достаточно нова, ей всего несколько сотен лет.

Каждому проживающему на планете известно, что материальные объекты принципиально отличаются от нематериальных. Поэтому цены на них определяются одним простым числом, и никак не ограничены во времени. В то время как нематериальные — такие как музыка, литература или кино — продукты интеллектуальной деятельности, поэтому и цены на них интеллектуальные, и выражаются функцией с двумя коэффициентами.

Конечно для нашей планеты такая система была бы непригодна, однако, она показалась мне интересной, поэтому я решил об этом рассказать.
Читать полностью »

Навеяно комментарием. Мне почему-то думалось, что уж на Хабре-то таких вопросов и возникать не должно, ибо, почитав пару-тройку раз соответствующий Административный регламент и прочие бума странички, все становится ясно. (Можете прочитать разок для общего развития, но, в принципе, ниже все необходимое расписано, если только у вас не какой-то уникальный и экзотический случай).
В любом случае, я не прочь поделиться своим скромным опытом и рассказать о том, как мне пришлось заниматься государственной регистрацией программы для ЭВМ (правообладатель – юр. лицо, 1 штука). Ничего сложного, бтв.
Читать полностью »

Рассказы о копирайте и интеллектуальной собственности

Вот уже некоторое время мы с коллегами составляем список художественных произведений на тему копирайт-пиратство. И вот недавно я неожиданно узнал, что пользователь под ником Рыжий Тигра (связаться с ним пока не удалось) тоже давно составляет подобный список, и он нашел таких произведений гораздо больше. Желающие могут ознакомиться с его списком и дополнениями в комментариях по поисковой фразе «хрестоматия копирайта».

Я объединил наши списки, и постарался отбросить наименее интересные работы, которые часто представляют собой просто художественно оформленные споры о копирайте. В итоге получилось около 20 рассказов. Ссылки приведены только для тех работ, которые авторы опубликовали сами, или распространяются по свободным лицензиям (были случаи, когда авторы протестовали против размещения ссылок на произведения). Некоторые вещи написаны профессионалами, некоторые — любителями, в том числе программистами. Не советую читать сразу все подряд, так как тема, в общем-то, одна, и может наскучить, хотя сюжеты и драматические эффекты встречаются весьма разнообразные.
Читать полностью »

Интеллектуальная собственность в области ПО. Ответы эксперта
Мы продолжаем рубрику «задаем вопросы экспертам Intel». В предыдущем посте мы озвучили тему диалога — «интеллектуальная собственность в области ПО» и представили нашего эксперта — старшего инженера исследователя Intel, специалиста по вопросам интеллектуальной собственности, патентного и авторского права в области программного обеспечения Станислава Братанова. В комментариях и личных сообщениях было получено достаточное количество ваших вопросов, теперь время публиковать ответы на них. Вопросы, заданные публично, для удобства поиска снабжены ником автора.
Читать полностью »

Задаем вопросы экспертам Intel. Интеллектуальная собственность в области ПОНаверное, никто из вас не сомневается в том, что в компании Intel работает множество высококлассных специалистов в самых различных областях. Обычно все они очень заняты, но мы, всеобщей пользы ради, решили отвлечь их ненадолго, чтобы задать несколько вопросов. А точнее – несколько вашихЧитать полностью »

Нотч заработал 101 млн USD за 2012 год на лицензиях Minecraft, сейчас слегка растерян

Шведская компания Mojang и её основатель Маркус [Нотч] Персон в прошлом году продали немало лицензий на игру Minecraft. Нотч унёс домой 640 миллионов крон, что составляет около 101 миллиона долларов по текущему курсу.

В интервью на Reddit сам Нотч признаётся, что до сих пор не понимает, куда деть такие деньги: «Это охренительно странно, — пишет Нотч, — Я вырос в относительно бедной семье, но с тех пор как получил приличную работу никогда не беспокоился о финансах. Моё хобби — играть в компьютерные игры и программировать — не требует больших вложений. Я могу кушать когда хочу, ходить в кино, для этого не нужно экономить. Мне приходится откладывать на путешествия и на покупку компьютеров и игровых приставок, но я не парюсь на этот счёт».
Читать полностью »

Предложения о реформе копирайта, представленные депутатом Европарламента Кристианом Энгстрёмом

Кристиан Энгстрём — шведский программист, активист и политический деятель. В апреле 2012 года вместе с Рикардом Фальквинге он представил Европарламенту книгу, в которой они рассматривают основные проблемы современного копирайта, вносят предложения по изменению текущего законодательства, и анализируют влияние, которое могут оказать эти изменения на культурный сектор.

На хабре уже были опубликованы некоторые главы из этой книги, об истории копирайта, цензуре и наказаниях. В обсуждении этих статей хабрапользователи часто задавали вопросы о том, какие выводы делают авторы и что они предлагают. Поэтому я решил опубликовать перевод главы, где подробно рассматривается этот вопрос.
Читать полностью »

Наш век характеризуется обилием высокотехнологичных инструментов в различных сферах жизни и бизнеса человека. Каждый день на рынке появляются новые программы, на следующий день создаются аналоги, а еще через сутки появляются апгрейд версии. И в таком ритме современный IT бизнес живет постоянно. Главное не упустить свой шанс и «золотую жилу».

Как правильно защитить интеллектуальную собственность вашего SaaS сервиса?
Особое внимание стоит уделить такому относительно новому направлению IT бизнеса в России, как SaaS (ПО как услуга). Ввиду сравнительной дешевизны создания SaaS сервисов, доля этого рынка неуклонно растет. SaaS сервисы удовлетворяют потребности от малого до крупного бизнеса, дистанционно предоставляя набор необходимых услуг за крайне «божескую» плату. Но, вот вопрос – от чего тогда не ограничиться одним сервисом по бухгалтерии, одним по управлению персоналом (HRM), одним по документообороту, ну и по одному в каждом сегменте бизнеса, где есть потребность? Ответ на этот вопрос можно расписать на целую книгу – юзабилити, функционал, цена, безопасность, команда, бренд и т.д. А можно уместить в одну емкую фразу. Обилие схожих сервисов на рынке SaaS вызвано не иначе как желанием заработать на первоначальной идее.

Примерно этот процесс выглядит так:
— так или иначе была выявлена потребность;
— был создан первый прототип;
— сформировался спрос (рынок «захотел» и «жить без этого больше не умеет»);
— появилась относительно пустая ниша;
— все, поле для «копипаста» открыто.

В таком подходе нет ничего плохого, на против, это один из самых без рисковых способов создания бизнеса, особенно на рынке IT. Найти достойный пример и сделать «копипаст», адаптировав его под выбранную конъектуру рынка, быстрее и дешевле, чем заниматься полномасштабным анализом спроса и предложения, оценкой рисков, дорогостоящей разработкой с нуля и т.д.
*Иногда такой вариант называют бенчмаркингом.

Для тех, кто «положил глаз» на чужой сервис и тем, кто хочет быть «властелином колец» своего SaaS, ниже тезисно сформулированы несколько основных пунктов, которые нужно учитывать при создании и использовании интеллектуальной собственности.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js