С давних времен человечество занималось тем, что накапливало информацию, анализировало и хранило её в каком-либо виде, чтобы потом передать потомкам. Эволюция нашего сознания смогла стать возможной во многом благодаря именно этому — новому поколению людей не надо было постигать то, что уже было постигнуто до них. Начиная с древнейших носителей информации – египетских папирусов и шумерских табличек с клинописью, человечество накапливало всё больший и больший объем информации. В истории человечества были времена, когда в результате войн и катаклизмов часть уже накопленных знаний уничтожалась или исчезала, и тогда прогресс останавливался, а человечество отбрасывалось назад в своем развитии. Настоящей революцией и прорывом стало открытие технологии массового книгопечатания, которое позволило распространять информацию на большую аудиторию, что в свою очередь привело к взрывному росту в науках, искусстве, а также вывело сознание всего человечества на более высокий уровень. Развитие технологий в ХХ веке привело к появлению новых носителей информации – перфокарты, перфоленты, жёсткие магнитные диски и т.п. Всё большие и большие объемы информации переносились из гроссбухов на электронные носители. Возникла потребность в организации и управлении доступа к этим данным – так появились первые СУБД.
Реляционная модель данных, предложенная в 1970 году Э.Ф. Коддом, надолго задала тенденцию в развитии баз данных и позволила полностью отвечать требованиям бизнеса до сегодняшнего момента. С 1970 года реляционные базы данных прошли большой путь и приняли много вызовов, встававших на их пути. Постоянно растущие объемы данных привели к появлению методов, способных обеспечить более быстрый доступ к необходимым данным – индексы, хранение данных в отсортированном виде и т.п. Эти методы вполне успешно справлялись со своей задачей, да и до сих пор не потеряли своей актуальности. Однако стремительное увеличение объемов носителей информации и удешевление стоимости хранения данных привело к тому, что объемы баз данных в десятки терабайт не являются уже чем-то необычным и воспринимаются, как обычное явление. Бизнес не может допустить, чтобы эти данные лежали «мертвым грузом», так как всё возрастающая конкуренция в мире заставляет его искать новые подходы к освоению сферы своей деятельности, ведь по крылатому выражению – «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Если говорить о времени, то счет идет не на дни, или даже часы, а скорее на минуты – кто сможет быстро получить необходимую информацию, тот и выиграет.
Читать полностью »