Рубрика «хостинг» - 8

FAQ про хостинг - 1


— В чём прикол хоститься у российской компании за рубежом?

Рассмотрим размещение в Амстердаме или Лондоне. Из-за другой юрисдикции не будет вопросов от российского МВД, например, потому, что на практике будет очень сложно дотянуться и разобраться. С другой стороны, точно так же вас почти точно не будет трогать и местное МВД, поскольку при запросе данных через кросс-юрисдикцию нужно будет делать это через Интерпол, что довольно сложно. В итоге нужно реально сильно накосячить, чтобы за вами пришли. У нас запросов через Интерпол было только два за историю хостинга.

— Погодите, то есть это лучше, чем у английской компании в Англии?

С точки зрения приватности — да. Местные не могут получить доступа к вашим установочным данным без запроса в Интерпол, а в России никто на практике не интересуется другой юрисдикцией. Если при этом выбрать ещё не Англию, а Голландию, где законы разрешают почти всё с точки зрения информационной свободы, то получится флеш-рояль. Читать полностью »

После очередного поста про работу нашего VDS-хостинга под постом одна крупная и уважаемая компания оставила длинный комментарий с оправданиями своего косяка, упомянутого в посте. Что интересно, до этого их представитель позвонила мне и провела диалог, который сводился к «у нас, в мире крупных компаний, так не принято». В голове сразу всплыли контрпримеры, когда сервис в энтерпрайзе хуже, чем в забегаловке где-нибудь в Сочи. Про них я и хочу рассказать.

У меня есть концепция, по которой большая часть неприятных вещей, которые с вами делают зарубежные компании, — это умышленная часть бизнес-модели, и подставляют они вас элегантно и по бизнес-процессу. А вот всё то, что я встречал российского, сделано из-за вот таких людей как на известном меме:

Если вы думаете, что в энтерпрайзе сервис лучше, а жизнь ярче, то у меня есть, что рассказать - 1


Собственно, я хорошо знаю, о чём говорю, потому что допустил часть этих ошибок сам, в том числе в проекте хостинга. И мем про меня тоже. И только побывав по обе стороны баррикад, более-менее разобрался. Читать полностью »

Как мы возим железо по России и Европе и насколько часто его бьют и ломают - 1

Это от DHL Express приехал слегка битый сервер. Про то, как решали с ним, — ниже.

По России мы закупаемся в центральный офис, настраиваем оборудование и везём его по стране. По Европе сложнее, и там мы несколько раз наступали на разные грабли. Первыми граблями была попытка привезти железо из России во Франкфурт, потому что у нас тут получались цены ниже, чем все затраты на таможню и перевозку. Первый раз это закончилось тем, что перевозчик накосячил в декларации, и их машину брали со спецназом. Чтобы вернуть сервер, нам пришлось заплатить штраф, равный его стоимости, но это всё равно было лучше, чем покупать новый с доставкой за шесть недель.

Точнее, даже не так. Первый раз мы повезли два сервера сами на поезде, потому что у нас была встреча в ЦОДе. Это было, ещё когда мы ездили лично, а не проводили аудит дата-центра по финансовым и операционным показателям. В поезде европейский таможенник долго пытался убедить нас, что «персональные компьютеры потому и называются персональными, что для личного пользования», и декларировать их не надо. Дал квиточек, похожий по виду на листок туалетной бумаги. Оформили временный вывоз, то есть мы имеем право их вернуть, а если не вернём, то надо будет возместить НДС.

До Франции привезли их в поезде, дальше перегрузили в машину и поехали в Швейцарию. А вот уже во второй раз отправили перевозчиком, который, похоже, решил чуточку сэкономить, а таможня решила, что он вывозит какое-то редкое российское вычислительное оборудование.

Всё железо у нас одинаковое, чтобы упростить обслуживание: условно, поддерживаются две типовые конфигурации серверной платформы. Сейчас из-за того, что сделали с Хуавеем, будет третья. Каждый год мы закупаем железо на обновление по амортизации (сервер меняется примерно раз в пять лет плюс-минус год), расширение (рынок растёт со скоростью около 20–30 %, и нужно столько же железа, просто чтобы оставаться в той же доле) и ЗИП. Читать полностью »

Что необычного пишут люди в поддержку VDS-хостинга - 1


Клиенты пишут в поддержку по рабочим вопросам — ну знаете, всё то, что ещё не автоматизировано и нельзя сделать из личного кабинета — и по странным. С учётом, что у нас разработка постоянно добавляет функции в ЛК по мере накопления тикетов, которые надо автоматизировать, постепенно работа поддержки всё больше сводится к разбору странного.

Например, часто клиенты берут демопериод и спрашивают, можно ли спамить с наших серверов, ломать чьи-то кошельки и так далее. Когда мы показываем пункты оферты, по которым нельзя, просят пустить их по-братски. Заканчивается обычно вот примерно так:

Клиент на демопериоде: Разблокируйте. Просто хотел блокчейн запустить на сервере и получил бан.

Сотрудник: Данные в паспорте не соотносятся с тем, что вы заполнили, поэтому либо заполните согласно паспорту, либо предоставьте надлежащую копию.

Клиент: Готово. Исправил ошибку.

Сотрудник: Разблокировали.

Клиент: Снова разблокируйте.

Сотрудник: Укажите назначение и цель использования программ, за которым поступили блокировки одна за одной.

Клиент: Еммм. Взлом своего бтц-кошелька. Жалобы от кого? )

Сотрудник: К сожалению, разблокировка сервера в этой ситуации возможна только после его оплаты на общих основаниях.

Клиент: Ахааххах, странные вы ) очень ) идите на**й )

Обычно на этом диалог и заканчивается, поскольку мы отказываем клиентам в обслуживании после оскорбления сотрудника поддержки. При этом если клиент матерился просто безадресно, на ситуацию, это более-менее приемлемо, а вот если адресно послал или обозвал сотрудника — уже нет. Это простое правило, возможно, стоило нам нескольких десятков клиентов, но сберегло море нервов сотрудников.

Конечно, самое ценное — это когда нам присылают баг. Или жалуются на что-то, что легко исправить и получить ещё одно преимущество. Вот, например, недавно был случай, когда выяснилось, что в личном кабинете можно менять 1 рубль на 1 доллар, — курс получался вполне себе даже ничего. Читать полностью »

Потому что дерьмо случается.

Обычный российский хостинг в такой ситуации продаёт юрлицо в Грозный (это проще, чем банкротство) и скрывается в ночи, чтобы потом открыться под новым названием, но уже без долгов и репутации. Некоторые сразу не кладут яйца в одну корзину и имеют несколько юрлиц (это ещё позволяет продавать новым дешевле то, за что постоянные клиенты платят по обычному прайсу). Мы по ряду причин так делать не можем — главная часть нашей экономики это серверное железо, а серверное железо требует долгих контрактов. Про это я писал вот здесь. И ещё мы строим маркетинг на репутации, как это ни странно.

Управление репутацией хостинга: почему стало так важно рассказывать про процессы открыто - 1

Перенос дата-центра OVH SBG2 в облако, 55 % complete

Когда вы строите что-то на репутации, самый ценный ресурс — это вес вашего слова. Нужно это для того, чтобы люди понимали, что у вас происходит, и разбирались вообще, что происходит на рынке. А ещё это становится критически важным, если случается что-то плохое: нужен кто-то, кто может выйти и рассказать о неправомерных действиях кого-то, о том, что действительно за авария и в каком ЦОДе, о том, что с блокировками и так далее.

То есть блог на Хабре — это часть нашего антикризисного плана. И, как показала практика переноса ЦОДа в облако примерно 10-летней давности, это бывает очень актуально.

В общем, есть много причин управлять репутацией хостинга, если вы на рынке больше чем на пару лет. Я бы хотел немного рассказать, что именно мы делаем для этого. Потому что на нашем рынке управление репутацией — это работа с негативом. Читать полностью »

Что творится в хостинг-индустрии глобально в этом-прошлом годах и чего сейчас ждать - 1


Выглядит как полярная лисичка, но ещё не толстая. То есть каждый год мы думаем, что он плохой, но потом приходит следующий, в котором становится ещё сложнее.

Коротко:

  • Минкомсвязи хочет приземлить в РФ все зарубежные сервисы с выручкой.
  • IPv4 кончается, но, кажется, нам плевать.
  • Дефицит полупроводников вызывает полуповышение цен.
  • MS закручивает гайки ещё дальше.
  • Импортозамещающий «Байкал» наносит ответный удар.
  • Идут блокировки VPN по сценарию, стремящемуся к китайскому.
  • Удалёнка поменяла потребление VDS.
  • И Антимонопольная служба атакует крупнейшие ИТ-компании (хоть одна хорошая новость для пользователя).

Почти всё из этого вызывает увеличение издержек, и заплатите за них, конечно же, в конце концов именно вы. Потому что так работает экономика. Читать полностью »

Почему цена на хостинг не меняется каждый день из-за скачков курсов валют - 1

То есть каждый месяц будет значимое изменение цены на поставляемое серверное железо и цены на услуги ЦОДов в других странах. Например, в Англии в Лондоне или в Нидерландах в Амстердаме. Тем не менее мы удерживаем одинаковые цены постоянно и очень-очень редко их переиндексируем. Если быть более точными, то мы два раза за свою историю повышали цены на 10 %, предупреждали об этом за два месяца и предлагали дополнительные скидки для долгого продления по старым ценам.

Первое железо мы начали покупать в 2014 году ещё для другого проекта и уже тогда столкнулись с очень резкими скачками цен из-за изменения курсов валют. То, что тогда стоило 400 тысяч рублей, сегодня по усреднённому уровню «потребительской корзины», то есть аналогичных хостинг-услуг в 2021 году, стоит уже примерно 1,5 миллиона рублей. И это не только и не столько инфляция, сколько доллар, который стоит уже не 30 и не 32 рубля.

А ещё время от времени производители софта преподносят сюрпризы вроде: «У нас чуть обновилось соглашение», а открываешь — там изменение цены на лицензии вдвое.

Задачу оптимальной экономики можно решать тремя путями:

  1. Постоянно перекладывать колебания курса на клиента.
  2. Прогнозировать некий разброс, скажем, 10 % роста в год.
  3. Покупать какой-то актив, который изменяется обратно пропорционально курсу доллара и евро.

Сейчас расскажу, как это устроено у нас. Читать полностью »

Почему у нас такое жёсткое лицензионное соглашение - 1

Первый конфликт — в том, чтобы дать клиентам хостинга максимально хорошие условия, с одной стороны, но при этом помнить, что любая виртуальная среда — это коммунальная квартира. И сервер у нескольких виртуальных машин общий, поэтому нужны правила общежития. Решение такое: если гадит кто-то один — нужно его выселять, чтобы не было плохо остальным. Дальше нужно определить в соглашении, что именно хорошо, а что — плохо.

Второй конфликт — что делать, если вдруг выйдет из строя ЦОД или сработает какой-то другой крупный риск. Хостинг закупает услуги ЦОДа и отвечать за них не может, но при этом клиенту поставляется услуга, которая напрямую зависит от того, что там происходит. Мы компенсируем свои косяки, но у нас среди клиентов есть банки и страховые, а у них — очень хорошие юристы. Поэтому, если ЦОД упадёт, мы можем нарваться на многомиллионный риск за убытки бизнесу, которым не можем управлять. Здесь решение — страховать всю ответственность перед клиентом за падения, взломы, утечки данных и так далее в международной страховой компании.

Третий конфликт — лицензии MS, про что я уже писал в прошлый раз, когда касался пиратов. MS хочет иметь доступ к виртуальной машине со своим софтом 24/7, а в российской юрисдикции ВМ начиная от уровня гостевой ОС полностью закрыта для хостера. В итоге появляется костыль с аудитами по заявлениям о пиратстве — его мы разберём ещё раз. Читать полностью »

Постоянно мы чистим IP-адреса, разбираемся с поставками оборудования, управляем командой, ставим приоритеты разработки и делаем ещё кучу вещей внутри хостинга. Я хочу рассказать про то, как это выглядит с позиции операционного директора.

Есть три уровня управления VDS-хостингом: стратегический, когда вы выбираете, что за продукт вы делаете, какое железо и у кого покупаете и в какие ЦОДы и на каких условиях встаёте, — по сути, это формирование ДНК хостинга. Есть операционный — это рутина вроде «отбить диапазон IP-адресов, который попыталась заблокировать Сони», «опять железо застряло на границе» или «админ заболел, кого поставить в смену», «сложный тикет третьей линии». Например, на уровне ДНК мы решаем, что нужно заменить поддержку на разработку (чтобы клиент мог сам всё решать из личного кабинета), а на уровне тактики уже определяем, как именно это сделать.

Управление хостингом: вид из головы тактика - 1

Даже такая мелочь, как кабель разной длины под рукой — следствие того, что про это заранее кто-то подумал

И есть промежуточный тактический уровень, которым занимается операционный директор. Это не решение конкретной формализованной задачи, но и не глобальная стратегия.

Первое, что нужно видеть, — это чёткая картина всех имеющихся ресурсов. Для этого нужно знать маркетинговые параметры и параметры финансовой модели. То есть нужно знать состояние счетов хостинга на неделю, месяц и полгода вперёд на основе оплат, которые планируются, и расходов, которые планируются. То есть нужно знать процент выхода из строя железа и его ремонты, оплаты сотрудникам, прогнозировать приток и отток клиентов и так далее. Второе — нужно управлять разработкой, то есть выбирать фичи для реализации и находить время для рефакторинга.

Так что добро пожаловать в рубрику «Хостер наконец-то пишет про хостинг в своём корпоративном блоге»… Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js