Примечание: этот материал был написан ещё в далёком 2021 году, но его практически никто не видел кроме полутора знакомых автора. Я долго сомневался, стоит ли публиковать его на Хабре — всё‑таки ресурс в первую очередь технический. С другой стороны, здесь есть множество классных не совсем технических статей, например, про фотоохоту в городе. На мой взгляд, охота за прошлым может быть не менее увлекательной. Приятного чтения!
Рубрика «город»
Как мы строили Норильск «на ледяной планете»
2023-12-18 в 7:02, admin, рубрики: город, Норильск, полярный круг, север, строительство60–65% территории России занимает вечная мерзлота. Она бывает разная: где-то это много относительно сухой земли, а где-то прямо линза льда (до 95% воды), причём глубиной до нескольких километров. В районе Норильска можно грубо сравнить её с замёрзшим океаном.
И вот посреди этой красоты мы вдруг нашли очень ценные полезные ископаемые. Медь, никель, золото, палладий и ещё кучу других слов, без которых не бывает современного ИТ и космоса. И, наверное, мы бы их так и оставили валяться, если бы не ещё одно обстоятельство: прямо рядом с ними нашёлся практически бесконечный источник энергии — гора угля. Причём некоторые из углей в этой горе были коксующимися, то есть позволяли получать металлы из оксидов прямо на месте.
Земляне высадились в эти места строить город. Практически как на снежную планету. И это оказалась очень суровая планета: холод до -56 градусов Цельсия, разрушающий конструкции, ураганный ветер и снег, который всё заметает. Ну и ко всему этому тут есть длинная полярная ночь, если вам не хватает сложностей.
Строить на линзе льда ничего нельзя. Тепло от здания означает, что его фундамент просто разорвёт при подвижках льда. Но тогда, конечно, про сюрпризы с мерзлотой мы не знали, и потому первое поселение — позже его назовут Аварийным посёлком — разрушилось через полгода.
Современный город стоит на скальных выходах как на островах: есть центральный жилой остров, есть Оганер — остров с больницей, есть Талнах — добывающий район, отдельно есть аэропорт, есть Надежда — ещё один комбинат, есть остров Дудинка — порт в 90 километрах от центра. Есть кусок скалы — можно строить. Нет скалы — нельзя строить.
В общем, я хочу рассказать вам про удивительно прекрасный и, как это ни странно, уютный Норильск.
Читать полностью »
Сеульская агломерация: борьба с последствиями стремительного роста
2021-12-27 в 9:00, admin, рубрики: ruvds_статьи, агломерация, Блог компании RUVDS.com, город, Научно-популярное, Сеул, Урбанизм, Читальный залЗа счёт внутренней миграции в эпоху «большого скачка» (об историческом контексте я рассказывал в первой части) население Сеула выросло в пять раз. Сегодня это ядро мегаполиса с населением 25 млн человек, — половина населения всей небольшой Кореи. За очень короткое время Сеулу пришлось пройти через строительный бум и череду катастроф из-за постоянной спешки, стремительную автомобилизацию, тяжелейшие пробки, студенческие бунты и гражданские протесты. Сегодня он решает проблемы, вызванные стремительным ростом на предыдущем этапе. Естественно, не без перегибов. Но в целом, то, как это делается, — вызывает уважение. Муниципалитету Сеула уже удалось реализовать несколько проектов, вошедших в учебники городской трансформации. Давайте разбираться.Читать полностью »
Понять Владивосток: край мира и опенсорсный город
2021-08-20 в 6:45, admin, рубрики: Блог компании Туту.ру, Владивосток, город, УрбанизмОстовы кораблей в бухте у острова Русский
Владивосток основан всего 161 год назад, то есть моложе даже современной Австралии. Чуть раньше появиться он не мог: не было подходящей геополитики. Появись он чуть позже — и там был бы Китай или Япония. А так нам в какой-то момент очень понадобилась торговля с Востоком и защита региона. Выбирали главный город на Тихом океане, были варианты из Петропавловска, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, но именно Владивосток был выбран как военно-морская база: конфигурация островов и полуострова прекрасно подходила для выстроения эшелонированной обороны, а бухта почти не замерзала зимой.
А когда появляется военная база таких масштабов и торговля, туда надо везти много припасов и материалов, а обратно — товаров. Так появился Транссиб, который соединил в логистическую цепь полмира. Такая стройка требует серьёзных ресурсов, и параллельно регион очень хотели развивать. Произошла ещё одна волшебная вещь: объявили режим порто-франко. То есть беспошлинной торговли. В случае нового города это, фактически, означает, что город тут же сделали неким аналогом опенсорс-сообщества. Можно было с нуля пилить любой проект для города — и личный финансовый успех означал выгоду для города. Экономика была отдана в руки сообщества.
Следующая особенность связана с водопроводом. В городе не было нормальных источников воды. В результате кучи факторов, воду решили доставлять не традиционной шиной, а микротранзакциями. Но дронов тогда не было, и нужна была дешёвая рабочая сила, которая, фактически, стала бы инфраструктурными системами города. Владивосток открыли для мигрантов из ближайших стран: Китая, Кореи и Японии. Так был разыгран быстрый старт для города и добавлены ресурсы для предпринимательства.
В результате мы имеем взрывной рост экономики, торговлю с половиной мира через крайне удачный транспортный узел и довольно особенный менталитет жителей. Добро пожаловать в пятничный урбанизм — и во Владивосток.
Читать полностью »
Частные города в России. Тренд ближайших десятилетий. Часть 1
2020-10-04 в 14:24, admin, рубрики: архитектура, будущее здесь, город, строительство, Урбанизм, частный городВсем привет! Несколько лет назад я впервые опубликовал на хабре цикл статей о возможности строительства частного города в России.
Статьи собрали в общей сложности 110 тыс. просмотров и 1160 комментариев. Как и принято в рунете, скепсиса было много. Но уже тогда с вашей помощью удалось узнать, что частный город в тот момент уже строился и строится до сих пор, второй на этапе проектирования.
В этой статье я расскажу что происходит, какие концепции и инициативы существуют и как текущий коронокризис может изменить облик страны. Добро пожаловать под кат!
Читать полностью »
Катар: центр мира для пересадок и ночной город
2020-06-15 в 12:51, admin, рубрики: Qatar Airways, Блог компании Туту.ру, город, Доха, Катар, пустыня, транспорт, УрбанизмМало кто в мире авиации сделал столько же в текущем кризисе, сколько Qatar Airways. Поэтому я хочу рассказать немного про их базу и то, как вообще так получилось, что Доха стала воротами в мир.
Это постоянно работающий фонтан. Если вы читали «Дюну», то примерно понимаете, насколько это шокировало поначалу местных жителей богатством в стране, где есть только пустыня.
Катарцы в 2018 оказались самыми богатыми людьми мира. Считали по доле ВВП на гражданина, то есть можно сделать вывод, что граждан в стране мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что на небольшом автономном полуострове газа и нефти прямо много. И в шельфе рядом тоже. При том, что страна размером меньше Калиниградской области (и в 4 раза меньше МО). Поскольку коренных катарцев всего около четверти миллиона, дальше выиграть звание самой богатой страны мира было довольно просто.
Наш борт шёл через орографическую облачность, и стюардесса сказала нежным голосом: «Сейчас немного потрясёт, поэтому молитесь, пожалуйста, сидя в кресле». Это напомнило вторую удивительную особенность Катара — пожалуй, это самая открытая мусульманская страна в плане терпимости к иностранцам. То есть можно лететь спокойно, не боясь накосячить из-за разницы культур.
Но вернёмся к жителям и тому, что у них нашлась нефть. Представьте ситуацию: у вас есть небольшой трёхэтажный город, пустыня почти без зелёных участков, некоторое количество верблюдов… да и, пожалуй, всё. И вдруг к вам приваливают почти бесконечные деньги. Воровать нельзя, нужно построить лучший город в мире. Упражнение не умозрительное, именно такую задачу тут на полном серьёзе решали начиная с нулевых.
Задержитесь на секунду и попробуйте перечислить: что бы вы сделали и в каком порядке?
Читать полностью »
Боремся с пробками в маленьком городе за небольшой бюджет: результаты 6 месяцев проекта
2020-04-23 в 11:20, admin, рубрики: адаптированная АСУДД, Анализ и проектирование систем, Блог компании ТЕХНОСЕРВ, город, дорожное движение, Интернет вещей, координированное управление, Новомосковск, объект, оптимизация, пробки, светофор, транспорт, умный город, Урбанизм
Старый добрый советский светофор имеет два режима: работает и не работает. Его первая оптимизация — добавить в реле ночной и дневной режимы. Вторая — такая же: добавить утренний, вечерний и дневной, отличающиеся разными задержками таймера переключения ламп. И дальше — всё. Дальше нужны датчики и внешние потоки информации либо вообще связная сеть.
Самый простой пример того, что можно сделать, имея банальную индукционную петлю на дороге или инфракрасный датчик, — не переключать светофор на то направление, где сейчас никого нет. Это очень удобно в схеме «большая основная дорога через город и много второстепенных».
Но мы пошли чуть дальше: в городе Новомосковске (120 тысяч жителей) поставили на светофоры камеры, поменяли все контроллеры и связали всё это в одну сеть. Бюджет у города небольшой, поэтому правила пока эвристические без всякого космоса вроде data mining и машинного обучения, светофорных объектов не очень много (потому что даже поставить 21 камеру уже дорого), но мы смогли добиться вполне конкретных результатов.
Скорость прохождения перекрёстков с нашими «умными светофорами» и обычных перекрёстков рядом увеличилась. Мы научились приоритизировать поток машин утром на крупный завод, считать и обрабатывать транзитные фуры и даже замахнулись на ГЛОНАСС-датчики «скорой», чтобы убирать возможные заторы перед ними. Читать полностью »
Венеция: дикий профит на паре голых скал
2019-12-06 в 7:33, admin, рубрики: Блог компании Туту.ру, Венеция, город, острова, УрбанизмВ посте про транспортную систему Венеции я обещал чуть больше рассказать про сам город и острова. Поэтому ниже — минутка пятничного урбанизма.
Примерно в 452 году зажиточные крестьяне убегали от варваров под предводительством Атиллы, бродящих толпами по материку. Лагуна мелкая, но для переправы нужны лодки, потому что проплыть 6 километров на коне как-то сложно. Ну и Атилла законно подозревал, что десантирование на острова — далеко не его основной бизнес.
Место оказалось внезапно удачным. Венеция находится в лагуне, которую образует куча рек, впадающих в море. Они несут песок и прочие штуки и лепят из этого острова. Вот по карте хорошо видно этот процесс:
Эту картинку NASA открыла для Вики, а я добавил выделение Венеции
Как видите, Венеция в центре лагуны, куда ведут только несколько проходов. Много позже их защитили фортами, но пока важно то, что лагуна мелкая, и надо быть нереально хорошим лоцманом, чтобы провести что-то с осадкой больше метра до высадки и не сесть на мель.
Оставалась только одна проблема — вокруг был тотальный голяк. То есть можно было рыбачить, но зажиточные крестьяне всё же хотели большего. Ну и дальше пошла история Серениссимы, Светлейшей республики. Одной из самых странных стран в истории человечества: фактически, без территорий, но зато с обширными морскими владениями.
Читать полностью »
Как живут и работают в Ульяновске
2019-10-10 в 10:10, admin, рубрики: it-эмиграция, Panda meetup, skyeng, альтернативы, Блог компании Skyeng, город, Карьера в IT-индустрии, митап, о жизни айтишников, работа, расследование, расследование Skyeng, регионы, Ульяновск, Управление сообществом, Урбанизм
Ранее наши сотрудники уже выступали на мероприятиях в Краснодаре и Самаре, а я рассказывал об IT-жизни в этих городах. На этот раз наша команда летит в Ульяновск, чтобы совместно с Panda Meetup 19 октября провести PHP-митап. Но прежде чем отправиться в путь я решил узнать, как устроено IT-сообщество этого города и заодно рассказать вам. Вооружившись гуглом, я принялся за дело и довольно скоро пришел к ошибочному выводу, что IT-сообщества в Ульяновске просто нет!
С этой мыслью я пошел к нашему старшему Backend-разработчику Максиму Шамаеву и его землякам — все хором утверждали, что айтишников в городе много и что они активно общаются как онлайн, так и офлайн. Тогда же нашлась и группа местных айтишников на Facebook, и картина начала проясняться. Оказалось, сообщество и правда есть, только устроено оно совсем не так, как мы привыкли.
Читать полностью »
CodeFest X. Назад в будущее
2019-02-12 в 9:42, admin, рубрики: CodeFest, Блог компании CodeFest, будущее, город, игры, инновации, конференции, образование, транспорт, Управление продуктом
Никогда такого не было, и вот опять — в Новосибирске наступает бархатный сезон, а значит, CodeFest близко! На этот раз десятый, юбилейный, по-прежнему улётный.
В честь юбилея мы постарались выйти за рамки и слегка преобразиться. В этом году нас ждёт 3000 участников, главная сцена Future and one more thing. Про «ещё кое-что» расскажем позже, а сегодня хотелось бы рассказать о секции Future, которая станет той самой главной сценой.
Читать полностью »