Рубрика «функциональное программирование» - 7

Привет!

В этой статье мы попробуем взглянуть на архитектуру учетных систем (ERP, CRM, WMS, MES, B2B, ...) с позиций функционального программирования. Существующие системы сложны. Они базируются на реляционной схеме данных, и имеют огромный мутабельный стейт в виде сотен связаных таблиц. При этом единственным «источником правды» в таких системах является хронологически-упорядоченный журнал первичных документов (отпечатков событий реального мира), которые, очевидно, должны быть иммутабельными (и это правило соблюдается в аудируемых системах, где корректировки «задним числом» запрещены). Журнал документов составляет от силы 20% объема БД, а все остальное — промежуточные абстракции и агрегаты, с которыми удобно работать на языке SQL, но которые требуют постоянной синхронизации с документами, и между собой.

Если вернуться к истокам (устранить избыточность данных и отказаться от хранения агрегатов), а все бизнес-алгоритмы реализовать в виде функций, применяемых непосредственно к потоку первичных документов — мы получим функциональную СУБД, и построенную на ней функциональную ERP. Проблема производительности решается благодаря мемоизации, а объем функционального кода будет вполне соизмерим с объемом декларативного SQL, и не сложнее для понимания. В данной статье мы продемонстрируем подход, разработав простейшую файловую СУБД на языке TypeScript и рантайме Deno (аналог Node.js), а также протестируем производительность сверток на примере типичных бизнес-задач.

Почему это актуально

1) Мутабельный стейт + избыточность данных — это плохо, особенно когда необходимо обеспечивать его постоянную синхронизацию с потоком документов. Это источник потенциальных расхождений учетных данных (баланс не сходится) и трудно обнаруживаемых побочных эффектов.
Читать полностью »

Привет!

Начав изучение Scala, я сразу столкнулся с тем, что функциональная реализация простейшего алгоритма быстрой сортировки работает радикально медленней и потребляет существенно больше памяти, чем аналогичная императивная реализация. При этом никто не спорит, что функциональный код более краток, выразителен, и устойчив к ошибкам. Переписав оба примера на Rust, я обнаружил несколько важных вещей, которыми и хочу поделиться. Подробности под катом, а здесь приведу лишь краткие выводы:

  1. Для императивной реализации — выигрыш от Rust получился всего 20 %. Это означает, что JVM вплотную приблизилась к нативной производительности, и тут уже нечего улучшать.
  2. Для функциональной реализации — Rust оказался быстрее в 4.5 раза, потребление памяти снизилось в 5.5 раза, а отсутствие сборщика мусора сделало программу более стабильной (меньше разброс показателей). Это интересно для тех, кто хочет писать быстрые функциональные программы.
  3. Концепция единственного владельца данных (и единственной мутабельной ссылки), принятая в Rust, очень близка концепции иммутабельности, в результате чего функциональные алгоритмы, основанные на неизменяемости, рекурсии и копировании, легко ложатся на Rust практически без переписывания, тогда как императивные алгоритмы заставляют редизайнить код, учитывать мутабельность ссылок, времена жизни, и т.д.

Вывод — Rust как будто специально создан для ФП, хотя возможности его синтаксиса пока не дотягивают до Scala.
Читать полностью »

Еще одна статья про реактивное программирование. И только не надо на этой строчке закатывать глаза и томным голосом говорить вслух — "Ну что еще ты можешь мне рассказать про реактивное программирование… а?". Она немного отличается от кучи других, написаных словно под копирку, поэтому некоторые вещи в ней могут показаться… странными или даже совершенно неуместными, как сортирный юмор.

Совершенно не важно, знаешь ли ты наизусть reactive manifesto, присутствует ли в твоем утреннем кофе бекпрешур, трогаешь ли ты вот этими вот своими ручками всякие паблишеры и сабскрайберы или пишешь старый добрый синхронный, блокирующийся код. А может быть только недавно, кто-то своим откровенно рекламным докладом про светлое будущее и потоковый оргазм (ну или струйный, тут тонкости перевода решают все), от использования одной из реактивных библиотек конечно-же, зажег в твоих глазах интерес к новой технологии.

Будет интересно.

Читать полностью »

Функциональное программирование — это очень забавная парадигма. С одной стороны, про неё все знают, и все любят пользоваться всякими паттерн матчингами и лямбдами, с другой на чистом ФП языке обычно мало кто пишет. Поэтому понимание о том, что же это такое восходит больше к мифам и городским легендам, которые весьма далеко ушли от истины, а у людей складывается мнение, что "ФП подходит для всяких оторванных от жизни программок расчетов фракталов, а для настоящих задач есть зарекомендовавший себя в бою проверенный временем ООП".

Функциональное программирование — это не то, что нам рассказывают - 1

Хотя люди обычно признают удобства ФП фич, ведь намного приятнее писать:

int Factorial(int n)
{
    Log.Info($"Computing factorial of {n}");
    return Enumerable.Range(1, n).Aggregate((x, y) => x * y);
}

чем ужасные императивные программы вроде

int Factorial(int n)
{
    int result = 1;
    for (int i = 2; i <= n; i++)
    {
        result *= i;
    }
    return result;
}

Так ведь? С одной стороны да. А с другой именно вторая программа в отличие от первой является функциональной.

Как же так, разве не наоборот? Красивый флюент интерфейс, трансформация данных и лямбды это функционально, а грязные циклы которые мутируют локальные переменные — наследие прошлого? Так вот, оказывается, что нет.

Читать полностью »

Всем привет!

Для тех, кто мечтает стать Senior Developer и готов присоединиться к крутой команде Scala-разработчиков, с 1 по 15 декабря 2019 года мы запускаем отбор на бесплатный курс по обучению Scala. По окончании обучения пятеро лучших стажеров смогут присоединиться к самой солнечной в мире команде.

image

Подробности — под катом.
Читать полностью »

Привет! Предлагаю вашему вниманию перевод статьи «Pragmatic Functional Programming» автора Robert C. Martin (Uncle Bob).

Переход к функциональному программированию всерьез развился только около десяти лет назад. Мы видим, что такие языки, как Scala, Clojure и F# привлекают внимание. На самом деле это был большой шаг в программировании: “О, круто, новый язык!” — энтузиазм… Видимо там было что-то особенное — ну или это мы так думали.  

Закон Мура гласит нам, что скорость компьютеров будет удваиваться каждые 18 месяцев. Данный закон действовал с 1960-х до 2000 годов. Затем он прекратился. Частота достигла 3 ГГц, а затем и вовсе поднялась на плато. Мы достигли скорости света! Сигналы не могут распространяться по поверхности чипа достаточно быстро, чтобы обеспечить более высокие скорости. 

Это привело к тому, что инженеры оборудования изменили свою стратегию. В попытках увеличить пропускную способность, они добавили больше процессоров (ядер). А чтобы освободить место для этих ядер, они удалили большую часть оборудования для кэширования и конвейеризации из чипов. Из-за этого процессоры стали намного медленнее, чем раньше; однако их стало больше. В итоге увеличилась пропускная способность. 
Читать полностью »

Не за горами новая, 14-я версия Java, а значит самое время посмотреть, какие новые синтаксические возможности будет содержать эта версия Java. Одной из таких синтаксических возможностей является паттерн-матчинг по типу, который будет осуществляться посредством улучшенного (расширенного) оператора instanceof.

Сегодня я хотел бы поиграться с этим новым оператором и рассмотреть особенности его работы более детально. Так как паттерн-матчинг по типу ещё не вошёл в главный репозиторий JDK, мне пришлось скачать репозиторий проекта Amber, в котором ведётся разработка новых синтаксических конструкций Java, и собрать JDK из этого репозитория.
Читать полностью »

"Величайший из когда-либо созданных языков программирования"
— Alan Kay, «on Lisp»

Что сделало Lisp особенным - 1

Когда Маккарти разработал Lisp в конце 1950-х, он радикально отличался от существующих языков, самым главным из которых был Fortran.
Читать полностью »

Это заключительная часть расследования о Scala-движении в России. В первой части я узнал от Романа Гребенникова о воронежском бомонде, C++ и Erlang, а от Романа Тимушева о первой Akka и рождении московских митапов. Во второй части побеседовал с Александром Подхалюзиным и Михаилом Муцянко: знакомство со Scala, 2007-й, Scala Days, Scala Native, переход в Kotlin, чем Scala хороша для банков, первые ивенты в Санкт-Петербурге, Eclipse, Jason Zaugg, IDE и Scala Plugin.

По следам русского Scala-движа. Часть 3 - 1

Во время подготовки второй части Владимир Успенский (vuspenskiy) направил меня к Александру Подхалюзину, с которым мы записали огромное интервью. На следующий день я получил от Владимира сообщение, но теперь уже с его личной историей: Qiwi, Scala в Тинькофф, первые встречи, ссылки на старые блоги (отдельное спасибо за это), и функциональщина из 2008 от Rúnar, которая исполняется на Java, — это та еще кровь из глаз как минимум необычно. В дополнение — истории Романа Елизарова, Алексея Фомкина и Николая Татаринова. Особенности найма Scala-разработчиков, курсы на Coursera, «идеальный код», «демоническая» компиляция, дизайн в Kotlin, 10 000 строк кода, интернет-банк Тинькофф, опять Тинькофф, Play Framework, скончавшийся Flash, «Восход» и питерские митапы — обо всем этом в заключительной части трилогии под катом.
Читать полностью »

Вы наверняка слышали о том, что Telegram собирается запустить блокчейн-платформу Ton. Но вы могли пропустить новость, что не так давно Telegram объявил конкурс на реализацию одного или нескольких смарт-контрактов для этой платформы.

Команда Serokell с богатым опытом разработки крупных блокчейн проектов не могла остаться в стороне. Мы делегировали на конкурс пятерых сотрудников, а уже через две недели они заняли в нем первое место под (не)скромным рандомным ником Sexy Chameleon. В этой статье я расскажу о том, как им это удалось. Надеемся, за ближайшие десять минут вы как минимум прочитаете интересную историю, а как максимум найдете в ней что-то полезное, что сможете применить в своей работе.

Но давайте начнем с небольшого погружения в контекст.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js