Рубрика «функциональное программирование» - 30

Когда обсуждается функциональное программирование, часто разговор заходит о механизме, а не о базовых принципах. Функциональное программирование, это не про монады или моноиды, это в первую очередь про написание программ с использованием обобщённых функций. Эта статья о применнии функционального мышления в рефакторинге TypeScript кода.

Примечание от переводчика: весь код для удобства я оформил в репозитории.

Для этого мы будем использовать три техники:

  • функции вместо примитивов
  • трансормация данных через pipeline
  • выделение общих (generic) функций

Начнём же!

Читать полностью »

Создание движка для блога с помощью Phoenix и Elixir - Часть 2. Авторизация - 1

От переводчика: «Elixir и Phoenix — прекрасный пример того, куда движется современная веб-разработка. Уже сейчас эти инструменты предоставляют качественный доступ к технологиям реального времени для веб-приложений. Сайты с повышенной интерактивностью, многопользовательские браузерные игры, микросервисы — те направления, в которых данные технологии сослужат хорошую службу. Далее представлен перевод серии из 11 статей, подробно описывающих аспекты разработки на фреймворке Феникс казалось бы такой тривиальной вещи, как блоговый движок. Но не спешите кукситься, будет действительно интересно, особенно если статьи побудят вас обратить внимание на Эликсир либо стать его последователями.

В этой части мы доработаем основу для блога, чуть глубже погрузимся в тестирование и наконец-то добавим авторизацию. Прошу прощение за небольшую задержку, далее постараюсь придерживаться чёткого расписания, либо идти на опережение!»
Читать полностью »

Доброго времени суток! Меня зовут Иван Смолин, я разработчик мобильных приложений на платформе iOS. Сегодня предлагаю вам окунуться в мир функционального программирования. Статья носит по большей части теоретический характер, нежели практический. В ней я постараюсь дать определения основным понятиям функционального программирования и покажу примеры реализации на C, Objective-C, Swift, Haskell.

Функциональное программирование — это парадигма программирования, которая акцентируется на вычислении через функции в математическом стиле, неизменяемость, выразительность и уменьшение использования переменных и состояний (ссылка).

Существует 6 основных концепций:

  • концепция первого класса и функций высшего порядка
  • концепция чистых функций
  • концепция неизменяемого состояния
  • концепция опциональности и сопоставления с образом
  • концепция ленивости и бесконечных структур данных
  • концепция лямбда-исчислений

Читать полностью »

Какое место занимает язык Scala в ИТ-индустрии - 1

Язык программирования Scala является «симбиозом» Java и C#. Это не первый язык, комбинирующий ООП с функциональным подходом, но он начал набирать обороты в тот момент, когда развитие Java замедлилось. Более того, создатели Scala решили, что язык должен работать на виртуальной машине JVM и предоставлять доступ к Java-библиотекам.

Мартин Одерски начал разрабатывать Scala в начале 2000-х в стенах Лаборатории методов программирования EPFL. Он же ранее занимался разработкой Generic Java и компилятора Java фирмы Sun. Читать полностью »

Теория категорий на JavaScript. Часть 1. Категория множеств - 1

Абстракция – это одна из основных техник в ИТ. Любой язык программирования или моделирования, любая парадигма программирования (процедурная, функциональная, ООП, …) дают ответ на вопрос, как и от чего нужно абстрагироваться. Причём, адепты каждого подхода предлагают какой-то свой вариант абстракции.

Если вы хотите увидеть истинную, универсальную абстракцию, то вступайте в нашу… изучайте теорию категорий. В статье на примере категории множеств с картинками и JavaScript-кодом объясняются самые базовые понятия теории категорий: пределы, универсальное свойство. Рассматривается вычислительный аспект теории категорий.

Также немного говорится про классы, примеси и смеси в JavaScript.

Примеры из статьи можно посмотреть тут.
Читать полностью »

Не буду сильно углубляться в теорию. Что такое частичное применение легко найти в интернете. В том числе на Википедии.

Если кратко, то это механизм, возволяющий зафиксировать k аргументов функции от n аргументов, сделав из неё функцию от (n - k) аргументов.

// Пусть имеется функция f от четырёх аргументов:
int f (int a, int b, int c, int d)
{
    return a + b + c + d;
}

// Фиксируем первые два аргумента:
auto g = part(f, 1, 2); // 1 + 2 + ...

// Добрасываем оставшиеся два:
assert(g(3, 4) == 10); // ... + 3 + 4 = 10

На эту тему уже существует масса публикаций, в том числе и на Хабре:

  1. C++ Variadic templates. Каррирование и частичное применение
  2. Частичное применение и каррирование в C++
  3. Каррируем на C++

А ветка "How should I make function curry?" на stackoverflow — просто кладезь для тех, кто впервые сталкивается с этой темой.

К сожалению, количество пока не переросло в качество, и хорошего, пригодного к использованию варианта я так и не увидел.

При этом любопытно вот что.

Замечательный факт №1. В упомянутых статьях присутствуют все техники, которые нужны для реализации правильного (по моему мнению) частичного применения.

Надо только всё внимательно проанализировать и сложить кубики в правильном порядке.

Именно этим я и собираюсь заняться в данной статье.

Читать полностью »

Elixir: делаем код расширяемым с помощью Behaviour - 1

Итак, определим диспозицию… Вы написали кусочек кода, который вы хотите использовать с большим количеством разных "вещей" — звучит не очень научно, но всё же. Эти разные вещи объединяет какое-то общее свойство, через которое они достигают одинакового результата на высоком уровне абстракции; только вот пути достижения результата могут быть совершенно разными.

Часто ваш код должен использовать только одну такую вещь за раз, но вы же не хотите делать ваш код настолько узким? Это просто отвратительно. Разве не замечательно, когда другие люди смогут создать новые "вещи" и расширить ваш код, в то время как вы даже не кассаетесь клавиатуры?

Но разве я не могу выбрать конкретную реализацию и использовать её? Мне больше ничего и не надо....

Вы конечно можете. Но что случится, если вы поменяете своё мнение о "вещи", которую вы используете. Вдруг ваша конфетка без обёртки окажется не тем, чем кажется? А вдруг ещё хуже — вашу дивную "штучку" перестанут поддерживать? В этаких ужасных условиях было бы круто, если бы вы могли быстро поменять одно на другое, не меняя при этом вообще всё что мы написали. Прально?

Читать полностью »

Иногда можно услышать такие разговоры: никаких принципиальных изменений в Java 8 не произошло и лямбды это старые добрые анонимные классы щедро посыпанные синтаксическим сахаром. Как бы не так! Предлагаю сегодня поговорить, в чём отличие лямбд от анонимных классов. И почему попасть себе в ногу стало всё-таки сложнее.
Читать полностью »

image

Всё больше набирает популярность паттерн использование каналов при создании
многопоточных приложений. Идея не нова, ее дизайн заложен ещё в далёком 1978 году
в виде CSP.Наиболее известная реализация сейчас повсеместно используется в Golang.

Мы же в статье рассмотрим реализацию CSP в core.async для Clojure, если интересно, добро пожаловать под кат.

Читать полностью »

Создание движка для блога с помощью Phoenix и Elixir - Часть 1 - 1

От переводчика: «Elixir и Phoenix — прекрасный пример того, куда движется современная веб-разработка. Уже сейчас эти инструменты предоставляют качественный доступ к технологиям реального времени для веб-приложений. Сайты с повышенной интерактивностью, многопользовательские браузерные игры, микросервисы — те направления, в которых данные технологии сослужат хорошую службу. Далее представлен перевод серии из 11 статей, подробно описывающих аспекты разработки на фреймворке Феникс казалось бы такой тривиальной вещи, как блоговый движок. Но не спешите кукситься, будет действительно интересно, особенно если статьи побудят вас обратить внимание на Эликсир либо стать его последователями».
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js